[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 1999 ХЕШВОН 5760 — 10 (90)
Корона доброго имени
Благотворительность, помощь ближнему всегда считались одной из главных добродетелей в иудаизме. Еврейская история знает немало примеров настоящей благотворительности. Долгие годы символом бескорыстной помощи ближним служил сэр Мозес Монтефиоре, британский финансист и общественный деятель. 28 октября мы будем отмечать его 215-летие, и представляется уместным вспомнить этого удивительного человека.
Он родился в 1784 году в Италии, в городе Ливорно. Семья его вела свое происхождение из городка Монтефиоре провинции Асколи-Пичено. Впрочем, в Италии существует около десятка городов с таким названием, и сказать с уверенностью, из какого именно произошла эта выдающаяся семья, исследователи не могут. Ее родоначальники прибыли в Италию из Испании во времена инквизиции. Впервые она упоминается в документах города Пезаро XVI века, в начале XVIII века в Анконе жили купцы, носившие эту фамилию. Оттуда они переселились в Ливорно, где вели крупные торговые дела и поддерживали оживленные связи с Англией. Эти купцы отличались большой религиозностью и кристальной порядочностью. В середине XVIII века Моисей Вита Монтефиоре обосновался в Лондоне. У него было семеро детей. Четвертый, Иосиф-Эли, женился на Рахели Мокатта, от этого брака и появился на свет сын Моше, он же Мозес. В Ливорно, где родился Мозес, родители приехали из Лондона на короткое время. Хотя род Монтефиоре на протяжении столетий был одним из богатейших в Италии, отец Мозеса принадлежал к мелким коммерсантам, и мальчик рос отнюдь не в роскоши, а в обстановке упорного труда.
В доме свято чтили и соблюдали еврейские традиции, производившие на Мозеса сильное впечатление "своей величавой простотой". Сам глубоко религиозный человек, он с особой любовью вспоминал субботы в доме отца, одновременно торжественные и безыскусные.
Закончив школу, Мозес некоторое время служил в компании по оптовой торговле бакалейными товарами. Именно там, по его признанию, он научился без устали работать и ценить человеческий труд. Вскоре молодой человек перешел на биржу и стал одним из "двенадцати еврейских маклеров". Тогда же обнаружилась его тяга к знаниям, которыми он полностью пренебрегал в школьные годы. Теперь путем самообразования он старался восполнить свои пробелы. Больше всего его интересовали естественные науки и политология.
На бирже Монтефиоре прослыл честным человеком, что, естественно, способствовало его переходу в разряд наиболее крупных еврейских маклеров знаменитого лондонского Сити. Заметной фигурой в деловом мире был и брат Мозеса Авраам, достаточно крупный торговец шелком. Оба они и решили основать банкирский дом "Montefiore Brothers" ("Братья Монтефиоре"), который быстро стал весьма популярным.
Мозес Монтефиоре был во всех отношениях необыкновенным человеком — удачливым и умным коммерсантом, широко образованным. В 1809 году во время наполеоновских войн он вступает добровольцем в национальную гвардию и за четыре года безупречной службы получает чин капитана. После падения Наполеона Монтефиоре начинает совершенно новую по тем временам деятельность. Ему приходит в голову мысль о создании общества по страхованию жизни. Сегодня это едва ли не самый популярный вид страхования в Европе, но тогда идея была воспринята с недоверием, поддержку Мозес нашел в лице Натана Ротшильда. Так в 1824 году возникло первое английское страховое общество "Альянс", руководителем и основным владельцем которого был Монтефиоре.
Шериф Монтефиоре.
Общество приобрело большую популярность, Монтефиоре стал страховым монополистом не только в Англии, но и во всей Европе, отделения его фирмы появились в Берлине, Риме, Петербурге и других европейских столицах. Но он не мыслит останавливаться на достигнутом. Не привыкший и нежелающий идти проторенными тропами, он выступает с еще одним сенсационным нововведением, основывает свой "Империал", компанию по освещению улиц газовыми фонарями. В 1826 году впервые на континенте в городе Ганновере для освещения улиц был использован газ. Основоположник двух важных видов деятельности, Монтефиоре приобретает широкую известность в деловых кругах. С этого времени начинается и общественная деятельность финансового гения. Его избирают членом комитета испано-португальской еврейской общины Лондона. Привыкший относиться серьезно ко всему, чем он занимался, Мозес Монтефиоре в этой, казалось бы, лишь почетной должности создает больницу и общество помощи бедным еврейским невестам, передает общине 13 домов для благотворительных целей. Но главной стороной его филантропической деятельности становится образование. Он вникает во все детали этого вопроса, разрабатывает четкую систему помощи нуждающимся ученикам.
Пользуясь огромным влиянием в аристократических кругах, Монтефиоре начинает борьбу за равноправие евреев. Под влияние его необыкновенной личности попадают герцог Норфолк и лорд Бекслей, его другом является Маколей. Именно эти трое принялись энергично отстаивать права евреев.
Финансист и филантроп добивается права евреев быть избранными в парламент и назначаться на общественные должности без принятия присяги "по истинно христианской вере".
В 1836 году Монтефиоре, первый из евреев, входит в попечительский совет Королевского общества. Разумеется, не только за его незаурядные качества "еврей Мозес" был угоден традиционно чопорному и в определенной мере антисемитскому "высшему свету". Надо сказать, что Монтефиоре не ограничивался борьбой за права евреев, он был горячим сторонником отмены рабства в английских колониях. Но рабовладельцы вовсе не склонны были отказаться от рабов "просто так", и Монтефиоре предоставляет беспрецедентный заем английскому правительству для выдачи им компенсаций. Этот шаг, подчеркивающий известный либерализм банкира, обеспечивает ему симпатии среди христианских слоев англичан.
В 1837 году Монтефиоре избирают шерифом Лондона и графства Мидлсекс. Принять эту более чем почетную должность банкир согласился при условии, что по субботам и еврейским праздникам он будет свободен от исполнения своих обязанностей. "Мои обязанности по отношению к Б-гу и мое уважение к нашей святой вере я ставлю выше всяких других обязанностей", — заявил он. Став шерифом, Монтефиоре фактически упраздняет смертную казнь. Не в его власти отменить ее, однако в его шерифстве все прошения об отмене смертного приговора удовлетворяются. Однажды, когда министр отменил такое его решение, шериф обратился за поддержкой к королеве Виктории, и та пошла ему навстречу, подчеркивая, что делает это из глубочайшего уважения к нему. Мало того, она возводит Монтефиоре в рыцарское звание. В 1846 году королева жалует ему титул баронета, а в 1847-м он избирается шерифом графства Кент.
Посещение Монтефиоре субсидируемой им школы в Палестине.
С конца 30-х годов Монтефиоре — признанный лидер английского еврейства, но его заботят евреи не только Англии, он посвящает себя защите своих соплеменников во всем мире. Благочестивый еврей, он мечтает посетить Святую Землю. Впервые его мечта сбывается в 1827 году, однако начавшаяся греческая война вынуждает его очень скоро покинуть страну. В 1838 году в сопровождении жены Юдифи и своего секретаря Луи Леве он предпринимает второе путешествие в Палестину. Встречают его с большим энтузиазмом, он в свою очередь оказывает значительную помощь живущим там в крайней нужде евреям.
На личности секретаря Монтефиоре следует остановиться отдельно. Луи (Элиэзер) Леве был крупным английским ориенталистом, получившим блестящее религиозное и светское образование. Он знал арабский, персидский, турецкий и другие восточные языки, был одним из крупнейших египтологов своего времени, исследователем и знатоком нубийского и эфиопского языков. Леве первым расшифровал древние надписи на острове Мальта, на берегах Нила, в Фивах, Александрии, Каире и других местах. Во время одной из поездок в Палестину его ограбили восставшие в Цфате друзы, были уничтожены 13 тетрадей его записей, подготовленных к печати. С трудом добравшись до Шхема, он занялся изучением быта и письменности самаритян. Посещение Святой Земли описано в изданных им дневниках. В одном из своих путешествий, находясь в Риме, Леве встретился с Монтефиоре. Естественно, что эти два в высшей степени неординарных человека необычайно сблизились. Банкир попросил ученого сопровождать его в Святую Землю. С тех пор Леве был спутником Монтефиоре во всех его поездках и самым близким его другом. Именно он руководил благотворительной деятельностью Мозеса и Юдифи Монтефиоре в Палестине. По предложению герцога Суссекского Леве становится заведующим восточным отделом богатейшей суссекской библиотеки. В 1856 году, когда в Лондоне был основан еврейский колледж, Леве стал его ректором. Впоследствии он возглавил основанный Монтефиоре "Бейс а-Мидраш" в Ремсгете.
“Мельница Монтефиоре”.
Но вернемся к Монтефиоре. В 1839 году он явился инициатором переписи еврейского населения Палестины. Это было вызвано необходимостью заложить основы продуктивной экономической деятельности евреев. Он арендует землю для еврейских поселений, организует обучение евреев сельскохозяйственным работам на приобретенной для них цитрусовой плантации недалеко от Яффо. Особое внимание он уделяет экономическому положению, условиям жизни евреев Иерусалима. По инициативе Монтефиоре и при его содействии в городе открываются аптека и клиника, в 1843 году он направляет туда доктора Ш. Френкеля, первого дипломированного врача в стране. Возводится первый еврейский квартал вне стен Старого города. На средства созданного Монтефиоре фонда строится ряд кварталов, носящих его имя, возводится и оснащается присланным из Лондона печатным станком типография, оборудуется новая ткацкая фабрика, задействованы ветряная мельница ("Мельница Монтефиоре"), открывается ремесленная школа для девушек. Благодаря ему приведена в порядок гробница праматери Рахели, укреплена Стена Плача в Иерусалиме. Он собирался также создать систему водоснабжения Святого города, проложить железную дорогу Иерусалим—Яффо, но этим планам, увы, не суждено было осуществиться.
Получив известие о дамасском деле, Монтефиоре во главе депутации английских евреев обратился к министру иностранных дел лорду Пальмерстону с просьбой прийти на помощь невинным жертвам. На предоставленной ему королевой Викторией яхте он добирается до Булона, а оттуда отправляется в Дамаск, где ему удается добиться пересмотра дела. По его окончании он просит султана об аудиенции, на встрече речь идет о том, чтобы впредь евреи были ограждены от подобных обвинений. Султан издает знаменитый "фирман" 1840 года, в соответствии с которым евреям строго воспрещено употребление не только человеческой, но крови вообще и они должны пользоваться такой же защитой, как и все подданные, им нельзя чинить какие-либо препятствия в исполнении религиозных предписаний. Монтефиоре предстает легендарной личностью среди евреев всего мира.
Тем временем капуцинский орден якобы находит останки патера Томаса, из-за убийства которого и разгорелось дамасское дело. "Святые отцы" устанавливают памятник "мученику, умерщвленному евреями", Монтефиоре незамедлительно отправляется к папе римскому с требованием уничтожить эту надпись на памятнике. С него пытаются получить деньги в пользу капуцинского ордена, но Монтефиоре отказывается платить, заявляя, что "не платил денег за права евреев на Востоке, не намерен платить их и в Риме".
Разные этапы жизни Монтефиоре:
1 — капитан национальной Гвардии, 1813 год;
2 — первое путешествие в Палестину, 1827 год;
3 — на Востоке, 1827 год;
4 — с правителем Египта;
5 — с царем Николаем I;
6 — в пустыне.
Его "постоянные старания прийти на помощь своим преследуемым братьям" вызывают восхищение у королевы Виктории, она предоставляет ему право иметь особый герб.
Монтефиоре не оставался равнодушным и к судьбе евреев в России. В 1842 году к нему обратился доктор Лилиенталь, занимавшийся просветительской реформой среди русских евреев. Его усилия по распространению общих знаний, сами по себе вполне похвальные, сопровождались стремлением "окультурить" евреев, изменить строго ортодоксальный уклад их жизни. Эта деятельность вызывала серьезные опасения у руководителей еврейской общины, в частности главы хасидов рабби Менахема-Мендла Шнеерсона, третьего Любавичского Ребе. Министр народного просвещения Уваров, поддерживавший Лилиенталя, решил создать комиссию для разработки проекта реформы еврейского образования. В комиссию был включен и Ребе. По поручению Уварова Лилиенталь направил письмо Монтефиоре с предложением участвовать в работе комиссии. В своем ответном письме Монтефиоре высказал опасения относительно действительных целей правительства, намеренного насаждать среди евреев общие знания. Он, Монтефиоре, хотел бы, чтобы Лилиенталь "распространял религиозные понятия, способные предохранить от всякого искажения Б-жественную правду наших священных книг, равно как и правила, преподанные великими учителями нашей веры". Лилиенталь был весьма удивлен тем, что выдающийся филантроп и банкир почти дословно повторяет слова Ребе. Ему трудно себе представить, что Монтефиоре столь ортодоксален. Он снова пишет сэру Мозесу, сообщает ему, что император Николай I и министр Уваров несомненно желают евреям только добра. Монтефиоре, однако, относится с подозрением к этим "добрым начинаниям". Лишь ознакомившись подробно с предложенной реформой и убедившись, что она действительно находится в согласии с "заповедальным еврейством", он сможет принять участие в ее реализации. Лилиенталь решает прибегнуть к хитрости, организует приглашение гродненской еврейской общины филантропу посетить Россию. Но тут возникает неожиданное препятствие: генерал-губернатор Миркович обращает внимание Уварова на то, что приезд Монтефиоре, известного своей борьбой за дамасских евреев, может подать повод "завистникам России" рассматривать банкира как "защитника угнетенного Израиля" в России. Вероятно, соображения Мирковича возымели действие. Получив ответ Монтефиоре, согласившегося приехать лишь по приглашению государя, министерство просвещения со своей стороны заявило, что оно "имело в виду возбудить не одно бесплодное участие, но если нет доброй воли, то, кажется, тщетно продолжать общение". Таким образом, поездка Монтефиоре в Россию тогда не состоялась.
В 1846 году информированный об ужасающе бесправном положении евреев Российской Империи, Монтефиоре, заручившись рекомендацией королевы Виктории, прибывает в Россию. Его принимают с исключительными почестями — по пути от границы до Петербурга он встречается с представителями местных властей, сэр Мозес удостаивается аудиенции у императора Николая I, после чего по указанию царя его посещают министры Уваров, Нессельроде и Киселев. Царь предлагает Монтефиоре с Киселевым, исполнявшим тогда обязанности председателя Еврейского комитета правительства, объездить места преимущественного заселения евреев, а затем представить на высочайшее рассмотрение свои замечания по поводу положения евреев. Монтефиоре отправился в путешествие по западному краю. Его восторженно встречали евреи тех мест, большое внимание ему уделяли представители власти. Были выпущены в большом количестве портреты Монтефиоре и его жены. Еще до октябрьской революции во многих еврейских домах можно было увидеть на стенах эти портреты. Особенно теплый прием был оказан ему в Вильно. Навстречу "Б-жьим посланникам" почетнейшие члены общины во главе с раввином выехали на ближайшую от города станцию, а тысячные толпы ждали их во всех предместьях. На банкете, устроенном генерал-губернатором в честь гостей, присутствовала вся русская и польская знать. В том году Пейсах семья Монтефиоре праздновала вблизи русской границы с сопровождавшим ее отрядом евреев-солдат.
В нескольких записках Монтефиоре дал характеристику положению евреев в России. Считается, что его письма Уварову способствовали отмене ограничения на право жительства евреев в Царстве Польском. Русским властям он высказывает мнение, что еврейский быт следует упорядочивать, в первую очередь предоставив евреям полное равноправие и религиозное самоуправление. По возвращении в Лондон Монтефиоре был принят королевой.
В 1847 году в Дамаске снова возникли антиеврейские беспорядки, основанные на слухах о похищении христианского мальчика евреями. Как и в 1840 году, подстрекателем явился французский консул, рекомендовавший дамасской администрации принять против евреев жесткие меры. Монтефиоре отправляется в Париж, добивается встречи с королем Луи-Филиппом и предписания последнего дамасскому консулу прекратить антисемитские выступления. Французский премьер Гизо от имени правительства выражает сожаление по поводу поведения своего консула и уверенность в том, что обвинение евреев в употреблении христианской крови является ложью и клеветой.
В 1854 году, когда в Палестине вследствие Крымской кампании свирепствуют голод и эпидемии, неутомимый благодетель Монтефиоре не заставляет себя ждать. Он отправляется в Святую Землю и передает в помощь нуждающимся 200 тысяч марок.
Поместье в Ремсгете.
Еврейские несчастья обладают способностью широко распространяться. Соответственно обширна и география поездок Монтефиоре. В 1858 году папские гвардейцы в итальянском городе Болонье отняли у еврейской семьи Мортаров их сына Эдгара. До суда дело не дошло, а многие детали остаются неизвестны и поныне. Наиболее вероятна версия, по которой некая Анна Моризи, служанка в доме Мортаров, призналась на исповеди, что за четыре года до этого тайно крестила сына хозяев. Ребенок был болен, и она решила позаботиться о спасении его души. Замученная угрызениями совести, женщина открылась исповеднику, который сообщил об этом в Рим. Оттуда последовал приказ отобрать ребенка у родителей и воспитать его в христианстве. В ночь на 23 июня 1858 года явившийся в дом Мортаров отряд папских солдат со швейцарским офицером во главе произвел арест шестилетнего Эдгара. Ошеломленные родители полагали, что произошло недоразумение. Тем не менее бесчисленные просьбы и требования вернуть им сына ничего не давали. Европейское общественное мнение было возмущено. Еврейские общины Сардинии обратились за помощью к своему правительству, прокатилась волна митингов. Прибывшего в Рим Монтефиоре к папе не допустили, ему объяснили, что дело исчерпано: Эдгар Мортара — христианин. Пожалуй, это был первый случай, когда банкир не смог добиться желаемого результата. Мальчик не был возвращен родителям, воспитанный в монастыре, он впоследствии часто появлялся на улицах, где жили евреи, чтобы досадить им. Приняв имя Пия, он стал миссионером.
Это дело сильно поколебало престиж римской власти, что сознавал и папа Пий IX, заявивший однажды в присутствии Мортары: "Я приобрел тебя, сын мой, для церкви за очень высокую плату". Дело Мортары, когда даже всемогущий Монтефиоре оказался бессильным, побудило создать "Общееврейский альянс", организацию, которая в дальнейшем занималась подобными вопросами.
За Монтефиоре уже давно закрепился образ защитника евреев во всех концах земли, но происшедшее в 1860 году показало, что его беспокоят судьбы не только угнетенных евреев. Когда друзы напали на христиан в Сирии, Монтефиоре создал "Англо-Сирийский фонд помощи пострадавшим".
В 1861 году он выступает в защиту преследуемых евреев острова Корфу и заставляет митрополита острова издать пасторское послание о недопустимости преследования евреев.
В 1863 году на евреев обрушивается очередной кровавый навет. В Марокко их обвиняют в убийстве испанца. Еще до прибытия в эту страну Монтефиоре в обращении к испанскому правительству просит приостановить казнь подозреваемых, а в Марокко доказывает невиновность мнимых убийц, добивается их освобождения. Допущенный к марокканскому султану Монтефиоре передает ему ходатайство евреев об издании эдикта, гласившего, что в глазах султана все люди имеют одинаковое право на справедливое к себе отношение, что всякий, кто причинит зло евреям, будет строго наказан. На обратном пути из Марокко Монтефиоре встречается с королевой Изабеллой Испанской в Мадриде и с императором Наполеоном III в Париже, вручает им эдикт султана и заручается их обещанием, что они, монархи ближайших к Марокко государств, будут поддерживать волю султана. Все эти необыкновенные усилия предпринимал 80-летний человек. В Лондоне королева Виктория, как всегда, высказывает свое восхищение им. Его приветствует лорд-мэр от имени города Лондона, он получает более двух тысяч благодарственных посланий из ряда других городов.
Монтефиоре действительно неутомим. В 1867 году ему становится известно об антисемитских выступлениях в Румынии, о нескольких случаях потопления евреев в Дунае в Галаце. Он отправляется в Бухарест, по дороге обеспечив себе поддержку европейских государств. Особенно благосклонно к нему относится Наполеон III, французский император выражает ему благодарность за гуманное отношение ко всем страждущим. Румынский князь Карл I письменно обещает ему не допускать преследований людей на почве религиозных разногласий.
В Румынии перед ним стояла еще одна задача: там по доносу местных реформистов был арестован знаменитый талмудист раввин Бухареста Меер-Лейбуш Кемпнер (Малбим). Монтефиоре добивается освобождения раввина, но с условием, что он тут же покинет страну. Под давлением румынских антисемитов, организовавших враждебные демонстрации черни перед его домом, вынужден был покинуть Румынию и Монтефиоре.
В 1872 году Монтефиоре снова прибывает в Россию. На этот раз для того, чтобы принести императору Александру II поздравления от имени английских евреев по случаю празднования 200-летия Петра I. Для престарелого гостя по приказу царя был приготовлен экстренный поезд.
Синагога и усыпальница Монтефиоре в Ремсгете.
В 1883 году в Англии проходили торжества, связанные с наступающим в следующем году 100-летним юбилеем Монтефиоре. Его посетили и лично поздравили королева Виктория, принц Уэльский, будущий король Эдуард VII. Когда в 1885 году он заболел, стали выходить бюллетени, сообщавшие о состоянии его здоровья, которые рассылали во все концы мира. 28 июля самый выдающийся благотворитель XIX века скончался. На его похоронах присутствовали многочисленные делегации, как евреев, так и христиан. На его гроб была положена оливковая ветвь, привезенная им с горы Ливана, и земля, взятая на могиле нашей праматери Рахели в Святой Земле. Монтефиоре был похоронен в фамильном поместье Ремсгете поблизости от основанной им синагоги, рядом с женой в склепе, построенном по образцу могилы Рахели. У Монтефиоре была лишь одна дочь, погибшая во время пожара в 15-летнем возрасте. Баронетство по особому королевскому распоряжению перешло к внуку Авраама, брата сэра Мозеса, Френсису-Аврааму. Наследником Ремсгета был назначен по завещанию Монтефиоре его племянник сэр Джозеф Себег-Монтефиоре. Филантроп оставил после себя бесчисленные благотворительные фонды.
В журнальной статье невозможно описать все добрые дела этого необыкновенного человека. Миллионы евреев были извлечены из мрака нищеты, болезней и голода благодаря его деяниям. Да будет благословенна память праведника!
По материалам
Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, энциклопедии “Judaica”, еврейской прессы конца XIX века
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru