[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 1999 ТИШРЕЙ 5760 — 9 (89)
Путешественник из Туделы
Лазарь Медовар
Вениамин из Туделы, Вениамин Тудельский — под этими именами вошел в историю мировой цивилизации еврей из небольшого городка на севере Испании. Известно, что жил он в XII веке, но в какие годы, нигде не указывается. Предположительно, он умер в 1173 году, после своего возвращения из знаменитого путешествия по трем частям света — Европе, Азии, Африке. В путешествии он провел, по разным данным, от 10 до 13 лет и все это время вел путевой дневник, где подробно описывал страны, которые видел, а также те, о которых ему рассказывали. Все услышанное он брал на веру, не отделяя его от того, что наблюдал лично, даже если это казалось явно вымышленным. Впрочем, впоследствии многие сведения, представлявшиеся совершенно нелепыми, получили удовлетворительное научное объяснение.
Еврейский путешественник. Гравюра.
О себе и своей семье Вениамин ничего не сообщает; сведений о его "доскитальческих" годах, как и его портретов, не сохранилось. Дневниковые записи путешественника позволяют сделать вывод, что это был общительный, доброжелательный человек, хорошо знавший Тору и другие священные книги, всегда готовый оказать помощь ближнему. Он ни о ком не написал плохого слова, его хорошо принимали в еврейских общинах других стран, ему доверяли попутчики. Но он был достаточно решителен и настойчив. Его не остановили предстоящие и неизбежные в таком путешествии трудности, как не остановило и то .что в Святой Земле, в частности в Иерусалиме, куда он стремился, властвовали крестоносцы.
Историки называют XII век золотым для евреев Испании. Это был период расцвета еврейской культуры в стране, к лучшим и всемирно известным представителям которой относились такие поэты и ученые, как Иегуда Галеви, Авраам Ибн Эзра, Иегуда Альхаризи, Маймонид (Рамбам). Поэт и философ Иегуда Галеви почти одновременно с Вениамином отправился посетить Святую Землю, однако не дошел, погиб в пути.
Евреи совершали путешествия, получали образование, становились прекрасными врачами, астрологами, математиками. Они, как правило, знали иностранные языки, и арабские правители использовали их в качестве переводчиков, дипломатов, придворных врачей и советников.
Так, Маймонид, автор философских и религиозных трудов, духовный руководитель евреев Востока, знаменитый медик, был назначен египетским султаном Саладином врачом при своем дворе.
Еврейская община Туделы состояла из людей различных профессий: земледельцев, виноградарей, стеклодувов, портных, сапожников, мелких торговцев, богатых купцов. Знакомство с ними помогало Вениамину лучше ориентироваться в своем путешествии.
Членов общины объединяли любовь к своему народу, преданность Торе и постоянная опасность существования под дамокловым мечом. С юга евреям угрожали фанатичные мусульмане из Северной Африки, на севере, во Франции, готовились очередные кровавые крестовые походы. Несмотря на упомянутое относительное благополучие, евреи Испании и других европейских стран мечтали лишь о том, как выжить и воссоединиться в своем историческом отечестве, Святой Земле — Палестине.
Вениамин предпринял свое путешествие не только из желания увидеть другие страны и побывать в Палестине, но и с целью собрать сведения о еврейских общинах этих стран, установить связь между ними, способствовать их объединению.
Еврей из Туделы был гостем общины в каждом городе, в каждой местности, где он бывал, и везде записывал, какова численность общины, каков род занятий ее членов, кто стоит во главе общины. Обо всем и всех он пишет в свойственном ему доброжелательном духе: "Все члены общин любят своих собратьев и оказывают свои услуги как ближнему, так и дальнему. Если явится к ним пришелец, они с радостью принимают его, делают ему угощение". С особым уважением он упоминает общину Парижа: "Там живут такие ученые, что подобных им не найти по всей земле; они очень гостеприимны, всем евреям они друзья и братья".
При некотором различии в толковании Торы и соблюдении обрядов, отмечает Вениамин, евреи были едины в своей вере и неугасимом желании воссоединиться на Земле обетованной. «Г-сподь, по милосердию Своему, — пишет он, — да сжалится над нами всеми, и да сбудется на нас написанное в Законе: "...и оттуда соберет тебя Б-г, Всесильный твой, и оттуда возьмет тебя, и приведет тебя Б-г, Всесильный твой, в страну, которой овладели отцы твои..."» (Дворим, 30: 4-5).
Свои записи путешественник вел на иврите, языке еврейских общин. Книгопечатания в Европе в те времена не существовало, и единственным способом размножения рукописей была их переписка. По возвращении из путешествия Вениамин охотно предоставлял для этого свой дневник. Интерес к нему быстро распространился по всей Испании и перешагнул за ее границы. Появились переводы, а с ними и желание их приобрести.
Дневник путешественника открыл читателям многие неизвестные им дотоле страны с их экзотикой и обычаями, позволил шире взглянуть на мир, почувствовать солидарность с людьми, живущими далеко от них; он свидетельствовал также о духовном единстве еврейских общин, даже никогда не слыхавших друг о друге.
После появления книгопечатания рукописи Вениамина очень скоро превратились в книги, первая из них появилась в 1543 году в Константинополе, затем она была переведена на латинский, английский, французский, голландский, немецкий, испанский и русский языки. Западноевропейские издатели выпускали книгу под названием "Путешествие Вениамина", снабжали ее предисловиями переводчиков и примечаниями ученых, историков и географов.
Б. Блюменкранц в очерке "Путевые записки Вениамина из Туделы" ("В защиту мира", 1960, №2) приводит предисловие неизвестного средневекового автора: "Это путевые записки рабби Вениамина, сына Ионы из Наварры, — да пребудет душа его в раю.
Титульный лист книги “Путешествие Вениамина”.
Лейден, 1663 год.
Рабби Вениамин отправился путешествовать из своего родного города Туделы и посетил много дальних стран, как об этом повествуется в его книге. Везде, где он побывал, Вениамин отмечал то, что видел своими глазами, и то, что сообщали достойные доверия люди. В своей книге он упоминает также о знаменитых ученых и людях каждой страны, которую он посетил. Вернувшись в Кастилью в 4933 году от сотворения мира (1173 год н.э.), он привез с собой и этот путевой дневник.
Рабби Вениамин — человек умный и просвещенный, знаток Торы и Галахи. Всякий раз, когда мы проверяли достоверность его сообщений, они оказывались соответствующими действительности и точными. Ибо он сам — человек правдивый".
Русский перевод, выполненный П. Марголиным, помещен в его книге "Три еврейских путешественника XI и XII ст. Эльдад Данит, р. Вениамин Тудельский и р. Петахий Регенбургский" (еврейский текст с русским переводом, С.-П., 1881). На первой странице книги — посвящение: "Его сиятельству князю Павлу Петровичу Вяземскому с глубоким уважением посвящает переводчик".
П. Марголин, цензор еврейских книг в С.-Петербурге, был связан с сыном поэта П.А. Вяземского, друга А.С. Пушкина.
Многочисленные переписчики, переводчики и издатели не могли не внести в текст "Путешествия" свою "лепту". Вероятно, поэтому в разных изданиях приводятся разные наименования ряда городов и морей, разные даты пребывания в них путешественника и даже участки маршрута путешествия. Следует также иметь в виду, что с годами многие географические названия, как и границы стран, претерпели изменения. Некоторые города за прошедшие со времени путешествия Вениамина 800 с лишним лет вообще исчезли с карты мира, появились новые.
В книге исследователя П. Бержерона "Путешествия по Азии" (Гаага, 1735) представлена карта с нанесенными на нее точками, обозначающими города, которые посетил Вениамин, но что это за города, можно понять далеко не во всех случаях.
П. Марголин приводит названия городов, морей и других объектов, принятые в его время, а также древние, но, как указывает автор, встречаются и такие, которых уже нет ни на одной карте мира.
В "Атласе истории географических открытий и исследований" (М., 1959) на карте "Путешествия европейцев на восток. XII—XV вв." первым значится путешествие Вениамина Тудельского, но маршрут его изображен весьма неточно и без конкретизации городов.
Маршрут Вениамина, составленный по тексту книги Марголина, нанесен автором настоящей статьи на современную карту с указанием как существующих, так и существовавших во времена Вениамина географических названий.
Свое путешествие Вениамин совершал пешком или морем, если удавалось найти нужный корабль и капитан соглашался взять
одного пассажира. Часто приходилось искать попутчиков для морского плавания.
Расстояния между городами, островами он отсчитывал в днях путешествия пешком
(не сообщая, какой была скорость передвижения) или днях плавания (иногда в
парасангах, равных примерно
Испанские евреи в то время уже в какой-то степени владели картографией. Известно, что через 300 лет именно они снабдили картами Колумба, но утверждать, что у Вениамина были карты, нельзя.
Из Туделы путешественник отправился вниз по реке Эбро через города Сарагоса и Тортоса до Таррагоны, прошел по приморским городам Испании и Франции до Марселя, оттуда морем до Генуи и по западному побережью Италии через Пизу, Рим, Неаполь до Салерно.
После неудачных попыток сесть на корабль, идущий в Палестину, Вениамин взял путь на Адриатическое побережье, однако и там, в портах Трани и Бари, сесть на корабль он не сумел. Путешественник дважды пересек основание итальянского "каблука" (Бари—Таранто— Бриндизи) и только в самой восточной его точке, городе Отранто, попал на корабль, направлявшийся на остров Керкира (Корфу). Высадившись на севере континентальной Греции, он прошел на юг, по побережью Коринфского залива до Коринфа, по Центральной и Восточной Греции — до залива Воло, оттуда морем до Салоник, затем на восток — до Константинополя.
Дальнейший его путь пролегал по морю через Дарданеллы с заходом на крупные острова в Эгейском море и остров Крит. Плавание закончилось высадкой в Тарсусе (Тарсе), откуда начался путь Вениамина по странам Ближнего Востока. Он посещает древнюю столицу Сирии Антиохию (ныне Антакья), Бейрут и, наконец, приходит в Эрец-Исроэл. Состоялось знакомство с Иерусалимом, другими святыми местами, и снова в путь — через Дамаск и Халеб к Мосулу на реке Тигр и по ней — к Багдаду. После осмотра города и развалин древнего Вавилона вблизи Хилла Вениамин отправляется по нижнему Евфрату через Басру к Персидскому заливу.
Морской путь по Персидскому заливу и Аравийскому морю вокруг Аравийского полуострова закончился в юго-восточной части полуострова в порту Забид. Далее ему предстоит пересечь Красное (в те времена Чермное) море и высадиться на берегу Африки, нынешней Эфиопии. Отсюда, углубившись в континент до реки Нил, он спускается вниз по реке до ее впадения в Средиземное море. Перед ним простираются богатые плодородные земли по Нилу, большие города Египта — Каир, Александрия, Думьят (Дамиетта). Он побывал также на Синайском полуострове. Возвращался Вениамин морским путем из Думьята на остров Сицилию и в Рим.
Вероятно, понимая, что совершить еще одно путешествие он уже не сможет, Вениамин стремился увидеть как можно больше. Поэтому, прибыв из Рима на север Италии, он не отправляется сразу в Испанию, а идет дальше на север через Пиренеи и проходы в Альпах в Германию, а оттуда на запад, во Францию. В его дневнике появляется запись о том, что еврейские общины в Германии (Альмании) живут вдоль великой реки Рейн и "вся эта земля называется у евреев Ашкеназ". Из Парижа его путь лежит уже на родину, в Испанию.
Маршрут путешествия Вениамина по странам Средиземноморья.
В дневнике Вениамина приводятся и услышанные им краткие сведения об Индии, Тибете, Хиве, Самарканде, Китае, России.
Мнение некоторых авторов о том, что он посещал эти места, представляется ошибочным — сведения о них весьма отрывочны, а кроме того, путешественник не приводит информации о еврейских общинах этих стран, что он обычно делал. Большинство авторов, в том числе Б.Блюменкранц и П. Марголин, а также представленные ниже источники более обоснованно утверждают, что Вениамин после Басры не пошел на восток, а направился к Персидскому заливу, чтобы возвратиться в Испанию (см. карты).
В отношении России он говорит лишь то, что за Германией лежит страна Богемия, называемая иначе Прагой, а за ней Русь — обширное царство от ворот Праги до ворот Киева, который является великим пограничным городом царства. "Страна гористая и лесистая, где водятся звери (белки, горностаи, соболи). Человек там зимой не выходит из дома из-за ужасной стужи", — сообщает путешественник.
Описывая города и страны, в которых он побывал, Вениамин, если говорить современным языком, затрагивает вопросы их истории, архитектуры, археологии, географии, общественной жизни. Его дневниковые записи часто эмоциональны, иногда даже восторженны, касаются ли они экзотической архитектуры города, правителей стран или глав еврейских общин.
Маршрут путешествия по Азии и Африке.
Он пишет о том, что еврейская община Рима включает 200 семей, все
они "пользуются уважением и никому не платят налоги"; далее следует
рассказ о городе, разделенном рекой Тибр на две части, в одной из которых
находится грандиозный храм, бывший дворец Юлия Цезаря, собор святого Петра, как
его здесь называют. “В городе много замечательных зданий, подобных им не найти
ни в каком другом городе. В центре его — восемь дворцов римских императоров. За
чертой города — еще один дворец, предположительно, императора Тита. В самом
городе находится дворец Веспасиана, громадное и
прочное здание, а также Колизей, который состоит из 365 частей по числу дней в
солнечном году, окружность его составляет примерно
В Греции, в Фивах, большая община евреев занималась шелковой и пурпурной промышленностью, а "на горе Парнасе живут одни только евреи, около 200 человек, сеют и жнут на своей земле". Путешественник рассказывает об особой секте на острове Кипр, которая празднует Субботу не с пятницы вечером, а с субботы утром.
“В Константинополе евреи живут вне города и приезжают в него морем для торговли. Одни из них шелкопромышленники, другие — купцы, среди них много богатых. Некоторое облегчение они имеют благодаря р. Соломону а-Мицри, состоящему лейб-медиком у императора". Несмотря на издевательства со стороны проживающих там греков, "евреи милосердны, соблюдают Б-жьи законы и терпеливо переносят гнет. Квартал, где сосредоточено еврейское население называется Пера". Через семь столетий из записок другого путешественника, А. Вамбери, мы узнаем, что Пера стал одним из престижных районов Стамбула (Константинополя). Вениамин восторгается великолепием храмов города: "Внутреннее убранство их отличается таким богатством, какого нет ни в одной церкви в мире. В этих церквах золотые и серебряные лампы — и все это в неисчислимом количестве".
Святая Земля, куда отправился Вениамин, пребывала тогда под властью крестоносцев. Крестовые походы через страны Европы, особенно первый и второй, сопровождались убийствами тысяч евреев, грабежами их имущества, разгромом еврейских общин. Вступив в Палестину, крестоносцы завоевали часть страны, включая Иерусалим (1099 год), и образовали свое Иерусалимское королевство. Истребление евреев, а также исмаильтян (мусульман) они продолжили и здесь.
Путешественник прибыл в Палестину между вторым и третьим крестовыми походами, когда королевство крестоносцев уже приходило в упадок, их власть ослабла, а египетский султан Саладин готовился к полному освобождению от них Иерусалима. Вениамин оказался в городе в начале 70-х годов XII века, и не приходится удивляться, что он застал там всего 200 евреев. О крестоносцах он ничего не сообщает.
Иерусалим он описывает как небольшой город, в котором можно встретить представителей разных стран, услышать речи на всех языках. Евреи жили на окраине города под "башней Давида" и занимались крашением. Вениамин пишет о четырех воротах города — Авраама, Давида, Сиона, Иософата, «последние прямо напротив бывшего когда-то древнего Храма Иерусалимского. На месте, где был древний, самый святой храм, стоит ныне Темпло-Доминко (в наши дни "мечеть Омара"), над которым Омар, сын Алькатаба, построил огромный и чрезвычайно красивый купол. Иноверцы не вносят туда ни крестов, ни образов, а являются лишь для совершения своей молитвы. Против этого здания на западной стороне находится остаток стены, святая святых для израильтян, на площади перед ней они собираются для молитвы». Речь идет о Стене плача, которая еще во времена Вениамина была бесценной реликвией.
Путешественник посетил святые для евреев гробницы. В Иерусалиме это гробницы великих царей Давида и Соломона. В Вифлееме (Бет-Лехем) — гробница праматери Рахели, сложенная из 11 камней по числу детей "праотца нашего Яакова". В Наблусе (Шхеме) находится могила Иосифа, останки которого согласно его завещанию "вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Шхеме".
Город Дамаск "весьма большой и красивый, окружен со всех
сторон каменною стеною. Окрестности его изобилуют садами и рощами на
пространстве до
С горы Ермона, при подножии которой стоит город, стекают две реки: Авана и Фарфар; из них Авана протекает в середине города; воды ее посредством деревянных труб проведены в дома знатных жителей, а также на улицы и площади". Город — торговый, привлекает купцов из разных стран. "Говорят, — пишет Вениамин, — что в царском дворце магическим искусством сделана стеклянная стена, в которой столько отверстий, сколько дней в солнечном году. Солнце каждый день является в одном из отверстий и проходит по 12 градусам соответственно числу часов дня, так что каждый может поэтому узнать, который час. В дворце находятся покрытые золотом и серебром ванны таких размеров, что в каждой из них три человека разом могут купаться".
В Багдаде Вениамина поразило богатство дворца халифа, "великого государя" Аббасида-Ахмеда. Дворец располагался в центре города, был окружен парком, "состоявшим из всех существующих в мире сортов деревьев, как фруктовых, так и неплодоносных; там же всевозможные звери, а в середине парка пруд, наполненный водами Тигра. Когда вздумает халиф доставить себе удовольствие прогуляться и потешиться, ему устраивают ловлю рыб в пруду и охоту на птиц и животных в парке".
По данным Вениамина, в Багдаде было 1000 евреев и 28 синагог. Евреи жили в мире, "пользовались полным спокойствием и даже почетом. Там же в городе находится гробница пророка Иехезкеля — место паломничества иудеев".
Александрийский маяк.
Из книги “Семь чудес древнего мира”.
"Этот великий король, — пишет Вениамин о халифе, — очень любит израильтян, усердно занимается чтением законов Моисея, прекрасно знает еврейский язык, на котором он читает и пишет в совершенстве". Восхваляя халифа, Вениамин, как бы между прочим сообщает, что братья правителя также живут в полном довольстве, но... в цепях, которые обязаны носить во избежание повторного заговора, попытка которого уже состоялась.
Вениамин ничего не пишет о каком-либо враждебном отношении к нему исмаильтян, населяющих страны Ближнего Востока. Напротив, он отмечает мусульманско-иудейское доброе согласие, существовавшее в то время.
Путешественник приводит рассказ-легенду о лже-Мессии Давиде Алрое, уроженце города Амадии Багдадского халифата, который объявил себя посланцем Б-га, чтобы повести евреев в Иерусалим. Заговор не удался, Алрой был убит, но память о нем надолго сохранилась среди евреев.
"На границе Ирака с Ираном (Персией), — пишет Вениамин, —
есть могила священника Эзры-Софера, скончавшегося
здесь, на пути из Иерусалима к персидскому царю Артаксерксу.
У его могилы евреи построили большую синагогу, а исмаильтяне
на своей стороне — мечеть, в знак особого почитания священника и любви к
евреям, и обе стороны приходят сюда молиться". Путешественник посетил
находящийся в Персидском Хузистане (примерно в
В Египте Вениамин побывал в Каире, Александрии, на Синайском полуострове у горы Синай, где Моисей получил от Б-га драгоценные скрижали.
В Каире путешественник видел две синагоги. В одной палестинские евреи читали главу из Торы три недели, в другой вавилонские — одну неделю. Это значит, что чтение в первой синагоге продолжалось три года, во второй — год. Те и другие евреи дружили между собой, собирались на общие молитвы и в праздники.
Большое впечатление на Вениамина произвел знаменитый Александрийский маяк, к тому времени сильно разрушенный. Маяк служил одновременно крепостью и наблюдательным пунктом, позволявшим обнаруживать корабли, плывущие с враждебными намерениями из Греции или с Запада в Александрию "на расстоянии многодневного пути". Путешественник ошибочно полагал, что это достигалось с помощью зеркала, установленного на верху башни. На самом же деле это была система металлических зеркал со своим управлением.
Вениамин излагает версию о гибели зеркала: "Хитрый грек Теодорос часто посещал служителей маяка, привозил им подарки, устраивал пиры, в общем, стал своим человеком. В один из приездов он сильно напоил служителей, поднялся на верх башни и разбил зеркало. Это обернулось для Египта потерей островов Крит и Кипр".
Александрийский маяк до сих пор относится к одному из семи чудес света.
В дневнике Вениамина содержатся не только общеинтересные сведения, но и предназначенные для следующих путешественников специальная информация и советы.
Путешественник приводит много адресов, где "можно остановиться", где "есть богатые люди, охотно помогающие всем, кто к ним приходит". Юношам, желающим учиться и готовым для этого отправиться в другую страну, он сообщает, что в Нарбонне "можно получить прекрасное образование", что в Монпелье "имеются школы, где изучают Талмуд", что в Люнеле "студентов, приезжающих из далеких мест, обучают, кормят, одевают, обеспечивают жильем за счет местной общины на весь срок учебы". По его данным, в Константинополе "есть люди, знающие всю греческую литературу". Купцам он указывает наиболее удобно расположенные для целей торговли порты, города, в которых сходятся торговые пути, где и какие товары можно приобрести. Так, в районе Амальфи — изобилие фруктов, в Мессине — много хлеба и ячменя, в Трапании добывают кораллы.
Вениамин предостерегает от опасностей и советует посетить целебные места: "Капуя — красивый город, но вода в нем плохая, в прилегающей местности свирепствует лихорадка. А в Пуццуоли близ Неаполя есть источники горячей воды числом около двадцати, которые бьют из земли и находятся недалеко от моря; все, кто страдает от какой-нибудь болезни, приходят купаться в них и вылечиваются".
Вениамина называют еврейским Марко Поло, предполагают, что его подвиг через сто лет побудил венецианца отправиться в свое знаменитое путешествие. Представляется, однако, более справедливым считать Марко Поло итальянским Вениамином, поскольку еврей из Туделы опубликовал свой дневник на сто лет раньше. Марко Поло его не читал и вряд ли что-либо о нем знал. Это видно из того, что ему после опубликования написанной с его слов "Книги" (так назывались воспоминания итальянского путешественника) не хотели верить. А ведь он рассказывал о российских холодах примерно то же, что и Вениамин. Будь он знаком с дневником своего предшественника, ему достаточно было бы на него сослаться, и у оппонентов, наверное, не осталось бы сомнений.
Хотя прошло более восьми веков, "Путешествие Вениамина" не утратило своей ценности и поныне. Из дневника тудельца черпают сведения до сих пор, о нем пишут статьи и книги по истории евреев такие знаменитые авторы, как Г. Гретц и С. Дубнов, составители Большого энциклопедического словаря и Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона. К. Риттер в своей известной "Географии" пользуется сведениями Вениамина, придает им большое значение.
Сведения эти во многом уникальны. В частности, упомянутые источники включают рассказ-легенду Вениамина о Давиде Алрое, а Б. Дизраэли (графу Биконсфилду) этот персонаж послужил прообразом главного героя его одноименного романа.
Значительный интерес в дневнике путешественника из Туделы представляет отражение того факта, что мусульмане и евреи могут жить в мире и согласии друг с другом, извлекая из этого большую пользу в первую очередь для собственного просвещения. Книга Вениамина — редкий и ценный источник информации о жизни евреев и других народов во времена средневековья, а его путешествие по праву считают подвигом.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru