[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 1999 ТИШРЕЙ 5760 — 9 (89)
Уважаемая редакция!
Позвольте высказать свои соображения по вопросу, затронутому в письмах в “Лехаим” И. Керпеля (1999, №3) и его петербургских оппонентов (№5). Конечно, призывы г-на Керпеля звучат более чем наивно, но проблема существует и "обойти" ее вряд ли удастся. В России, Украине и ряде других посткоммунистических государств формируется "олигократия": немногие граждане приобретают непропорционально большое влияние на экономику, политику, общественное мнение и т.п., осуществляемое преимущественно вне конституционных механизмов. На этом общем фоне просматриваются весьма интересные национальные орнаменты... Так, в списке 10 самых богатых россиян невооруженным глазом прочитываются 4 еврейские фамилии, из 6 наиболее влиятельных "политических олигархов" Украины евреями являются по крайней мере двое и т.д. Естественно, не может быть признана нормальной ситуация, когда 0,5%-ное меньшинство населения страны "поставляет" ей 20-40% истеблишмента. Не следует игнорировать эту ненормальность, ибо, во-первых, с нас за нее все равно "спросят", а во-вторых, как граждане своих держав давайте-ка спросим себя сами, почему так получается.
Уточним предварительно саму постановку вопроса. Обеспокоенность национал-патриота можно понять и разделить не в том аспекте, что евреев среди богатых и влиятельных "так много", а в том, что касается малочисленности представительства в элите "титульной" нации. То, что евреи "живут хорошо" (задумаемся, кстати, откуда берется столь далекий от реальности "зрительный эффект"...), подчеркивает и оттеняет нестерпимые жизненные условия коренного населения. Установку в Киеве памятника Шолом-Алейхему и мемориальной доски в честь Голды Меир украинец не может воспринимать вне контекста всеобщей нищеты и обращенного вспять национального возрождения... Мы-то знаем, что оживление на еврейской улице более чем относительно, но ведь на других улицах запустение и деградация почти абсолютны! Значит, что-то не так именно на этих улицах: не просто "плохо", а хуже, чем могло бы быть...
Я довольно хорошо знаком с современным бытом украинского села. Нет кредитов, техники, горючего, дорог и т.д., некуда сбывать продукцию, господствуют тотальный развал и запустение. Но ведь во многих случаях даже просто рациональное использование приусадебного участка в 2-3 раза повысит его доходность, простейшая кооперация нескольких семей уже даст ощутимый эффект, в целом же, я уверен, село вполне способно возрождаться своими силами, "с подворья", а не из Киева!.. Но все упорно держатся за привычную бесхозяйственность, и жестоко карается любой "отступник" от этого правила.
Точно такая же картина на госпредприятии, в частной фирме, общественной организации, "коридорах власти". Человеку мало-мальски предприимчивому тут видны тысячи никем не используемых возможностей. И хотя евреи 70 лет варились в том же "совковом" котле, некоторыми алгоритмами своего делового поведения мы все же отличаемся от славянских соседей. Мы меньше пьем, упорнее ищем проходы в хаосе "непреодолимых" препятствий, энергичнее тянемся к знаниям и званиям, бережливее, чем наши земляки-неевреи, копим кто духовный, а кто материальный капитал.
Объясняя отсутствие антисемитизма в своей стране, М.Тетчер как-то заметила, что англичанин не испытывает комплекса неполноценности перед евреем. Действительно, английский бизнесмен, интеллектуал на равных конкурируют со своими еврейскими соотечественниками, тогда как на постсоветском пространстве мы часто оказываемся вне конкуренции. Поэтому в туманном Альбионе, возможно, не имеют ныне прямых аналогов такие рейтинговые фигуры, как Березовский или Суркис. Но 60% евреев СНГ сегодня просто не выживут без посторонней помощи; половина их уже бежала из своих стран, а многие оставшиеся готовятся к побегу или мечтают о нем. Ибо отдельно взятая еврейская община не может жить припеваючи среди всеобщего упадка.
"Румяные активисты отъезда" могут над всем этим не задумываться. Иное дело — та, пусть небольшая часть "постсоветского" еврейства, которая хочет иметь какую-то перспективу на этой земле... Ненормальная ситуация порождает опасное напряжение. Его не удастся разрядить, "опуская" свою ментальность до уровня окружающей среды или "маскируя" разными способами еврейское происхождение значительной части капиталов, идей и рейтинговых фигур, функционирующих ныне на руинах "соцлагеря". И потом, нельзя же обманывать самих себя, дорогие евреи! Мы "не такие", мы действительно занимаем в этом обществе аномально "выдающееся" место, которое ни нас самих, ни наших сограждан радовать не может. Кроме всеобщего Исхода, единственный реальный путь устранения этой аномалии — повышение конкурентоспособности наших соотечественников до уровня датчан и разных прочих шведов. До такого уровня, когда русская газета будет издаваться на русские же деньги, когда за спинами украинских политиков будут видны физиономии украинских магнатов, когда белорус или молдаванин, успешно занимаясь строительством своего государства, добиваясь его процветания, еврейской, кавказской или иной конкуренции чужаков страшиться не будет.
"Прямолинейных" способов решения этой задачи я не вижу. В ментальности коренных народов СНГ начисто отсутствует алгоритм национальной учебы у кого-либо, а евреи отнюдь не стремятся быть их мудрыми наставниками. И потом — почему именно евреи, а не, скажем, японцы? И какие новые антисемитские перлы произросли бы из такого распределения ролей!
Направить еврейские капиталы и интеллект на помощь народам СНГ? Разработать этакий еврейский "план Маршалла"?.. Не хватит, во-первых, ни того и ни другого для решения этой сверхзадачи. Черная дыра размером в 1/6 часть суши бесследно поглотит любые финансовые и материальные вливания, а отношение к евреям... Не будем забывать вывод знаменитого этнолога Л. Гумилева о том, что этнические симпатии купить невозможно.
И все же каким-то образом следует действовать. Если невозможна помощь или научение, то, может быть, нужен пример или что другое?
Давайте подумаем об этом вместе, друзья!
В. Витковский, депутат Львовского городского совета
Уважаемая редакция!
Прошу опубликовать на страницах вашего журнала мое письмо в порядке участия в дискуссии И.Керпеля и семьи Бронштейн—Лауден (1999, №3, 5). Первый корреспондент придерживается позиции неучастия евреев стран рассеяния в деятельности высших эшелонов власти, авторы второго письма отстаивают право властного полноправия евреев на любом уровне политических структур в этих странах. Вторая позиция привлекательна качествами достоинства и нравственной красоты. Правда, не следовало бы оскорблять ни оппонента, ни его выбор поведения как якобы унизительный. Ведь он выступает за свободное участие евреев стран рассеяния во всех сферах жизни (художественной, научной, хозяйственной и др.), кроме номенклатурно-политической. Она в наших условиях не блещет ни чистотой, ни "гордостью", которая, по мнению второго автора, должна быть атрибутом еврейства.
Не претендуя на изложение столь трудной проблемы в кратком своем письме (она представлена в моей книге "Размышления об антисемитах. С любовью...", Казань, 1996), я хотел бы фиксировать внимание на одном лишь вопросе, задетом в дискуссии семьей Бронштейн — "мы воспряли духом", "никто нас не заставит", "мы празднуем" и пр. В таком вдохновенном порыве нашего сегодня отсутствует учет прошлого и прогнозируемого будущего. После Холокоста и атомных катастроф безответственное мышление об одном лишь нашем сегодня — это дефект не только логики, но и права, и это грешно. Требуется покаяние всего человечества. Мы же, евреи России, замутненной агрессивным юдофобством, не имеем права не учитывать и провоцирующую роль иных бестактных евреев-Зюсов прошлого и настоящего. Тактичное поведение за общим столом в странах рассеяния — это разумная вежливость, а не унижение. Сохраним гордость — не гордыню.
Яков Попелянский, заслуженный деятель науки, профессор, Казань
...Не нужно быть столь категоричным, как некто из Одессы, к сожалению, не указавший своего имени, предлагающий тем, кто хочет принять участие в политической жизни своей страны, "...там, в Израиле, попробовать себя". Я согласна с автором письма из Петербурга, утверждающим, что мы не должны прятаться, сидеть и ждать; я уверена, что родина у нас здесь, где мы родились, учились, работали. Можно приводить сколько угодно примеров, господин из Одессы, но лучше примером быть самому. А вот Антон Тюкин из Вологды начал свое письмо так: "Письмо Иосифа Керпеля мне показалось замечательным". Если вам "показалось", это, конечно, полбеды, но если вы в это твердо уверовали, то беда, катастрофа. А про "жирных котов", это вы напрасно! Простите, но не оттого ли это, что вы сами не тот кот. Те наши соплеменники, кто хочет занимать высокие посты и т.п., — молодцы (важно только, чтобы они обладали для этого соответствующими данными), они хотят ходить с гордо поднятой головой и носить свое имя с гордостью.
Из письма Софьи Музалевской
...Мне хочется верить, что у вас в редакции никто не согласен с Иосифом Керпелем. Я рассчитывала, что будет больше писем, не поддерживающих Керпеля. Прочитали же мы всей семьей письма тех, кто солидарен с ним. Я старая женщина, мать, бабушка, в нашей семье все получили высшее образование, мы всегда всего добивались сами, никогда не прятались. Даже во времена, когда господствовал государственный антисемитизм. А теперь-то зачем прятаться? Теперь, когда молодежь может учиться в еврейских школах, высших учебных заведениях, а самые маленькие — посещать еврейские детские сады. Образумьтесь, Иосиф и его единомышленники Рубин Исмаилов, Антон Тюкин и человек, не назвавший себя, из Одессы! Ваш страх на руку Макашову и ему подобным.
Из письма Миры Щедринской
...Наша семья и друзья обсуждали письмо Керпеля и реакцию на него. Очень обрадовались ответному письму семей Бронштейн и Лауден, земляков-питерцев. Как это глупо обсуждать и осуждать людей образованных, богатых, умных, которые добились значительных высот. "Зажравшийся жирный кот"! Мерзко! Ком к горлу подступает. Нам предлагают уйти, спрятаться. А детские сады, школы, институты тоже перевозить в Израиль? А с какой стати? Я еврей, дети мои евреи, да и авторы этих писем тоже евреи! Мы гордимся этим. Нельзя лежать на диване без гроша в кармане и усугублять злодейство глупостью. Открывать нужно новое, а не закрывать существующее. Приходить, а не уходить. Просто жить нужно, жить, а не прятаться. Мы, евреи, не потерялись во мраке тысячелетий, как гунны, хетты и десятки других народов, не исчезли с лица земли, а сумели, пройдя сквозь все круги ада, уготованные нам историей, сохранить свою религию, культуру, традиции, все то, что называется идишкайт. Смогли, потому что наши еврейские мамы воспитали в нас чувство национальной гордости, дали нам уверенность в том, что это в наших силах, благословляли нас и молились за нас. Лучше умереть красиво, чем жить недостойно. Да, я за Березовского, Чубайса, — молодцы, зависть к вам только "белая". Молодцы, что не прячетесь, молодцы, что вы есть и, уверен, будете.
Из письма Григория Жероховича
От редакции
Редакция получает огромное количество писем — откликов на письмо Иосифа Керпеля из Казани, поднявшего вопрос о месте евреев во властных структурах России. Естественно, мы не можем все опубликовать, да и надо ли, если в большинстве своем они дублируют друг друга? Предварительный анализ показывает, что преобладают письма, в которых евреи считают себя полноправными гражданами своей страны и нет оснований отстранять их от политической и государственной деятельности в ней.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru