[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 1999 ТИШРЕЙ 5760 — 9 (89)
Меер Козман — крупнейший издатель юга России
Мирон Бельский
Взяться за перо меня заставила обзорная статья Лазаря Медовара "Еврейские имена из России в странах мира", опубликованная в апрельском номере журнал "Лехаим" за 1999 год. Коренного одессита не могло не взволновать упоминание в статье имени издателя и книготорговца юга России М. Козмана, тем более что исследованием его жизни и деятельности автор данного очерка занимался более пяти лет. За эти годы удалось изучить архивные документы, его пенсионное дело, каталоги издательства, разыскать внука и племянницу Козмана, собрать редкие фотографии, найти его могилу...
Поскольку о Козмане нет никаких публикаций, кроме статей автора в периодике и монографии в сборнике "Книга. Исследования и материалы", №6 (М., Терра, 1994, с. 230-242), и имя его нигде не значится в словарях, энциклопедиях, книгах памяти, которые перечисляет Л. Медовар, представляется целесообразным хотя бы кратко рассказать о судьбе издателя и историю создания двухтомника "Знаменитые евреи, мужчины и женщины, в истории культуры человечества".
Морей Самойлович (Меер Шмульевич) Козман родился в Одессе 1 февраля 1877 года в семье молдавского подданного олькенского мещанина Шмуля Янкелевича Козмана, служащего экспортной конторы. В 1895 году после окончания частного училища Спивакова юношу определили в престижное одесское имени Николая I коммерческое училище. Два года спустя на Большой Арнаутской, д. 25 начала функционировать библиотека для чтения М. Козмана, а за два года до окончания училища, в 1899 году, Козман становится владельцем небольшого книжного магазина на Ришельевской, д. 23. В 1899 году начинается и его издательская деятельность — 27 ноября он получил выпускной билет на право продажи своей первой брошюры "Исповедь красавицы" (новые неизданные рассказы) Ги де Мопассана. На прилавках впервые появилось "Издание книжного магазина М.С. Козмана". В небольшой книжечке помещались два рассказа — заглавный и "Тайна умершей". Надпись на титульном листе гласила: "Пер. М. Козмана". Книжечка разошлась быстро, издатель в течение трех последующих лет еще пять раз повторял ее тираж. Окрыленный удачей, он энергично продолжал занятия на издательской ниве. В 1901 году, окончив училище с дипломом бухгалтера, молодой человек прогрессивных убеждений и незаурядных организаторских способностей, целиком посвящает себя книгоизданию, отказавшись от скучного для него торгового дела. "К этому побудила меня любовь к книгам", — напишет М. Козман через полвека в своей автобиографии.
Издательскую деятельность М. Козмана можно условно разделить на несколько периодов. В 1899—1904 годах он выпустил в свет свыше сорока названий книг и брошюр общим тиражом около 200 тысяч экземпляров. С сентября 1902 года до конца существования фирмы продукция выходила под грифом "Книгоиздательство М.С. Козмана в Одессе". К началу 1905 года издательство получило определенную известность среди книготорговцев и издателей России, книги Козмана продавались в разных городах. В феврале этого же года был выпущен "Каталог книгоиздательства М.С. Козмана в Одессе" на 32 страницах. Ассортимент продукции отличался пестротой содержания. Избранные переводы зарубежных авторов с увлекательным сюжетом привлекали своими названиями читающую публику определенного толка, жаждущую пряных и необычных впечатлений. Но были произведения и Л. Толстого, сборники, составленные Козманом, с мыслями Горького, Вересаева, Чехова и др.
В 1905—1907 годах, в период революционных потрясений, отмены цензуры, уловив читательский интерес к общественно-политической литературе и почувствовав выгоду от продажи дешевой демократической брошюры, издатель срочно перепрофилировал свою продукцию. На полтора года фирма переключилась на выпуск произведений А. Бебеля, К. Цеткин, К. Каутского, Ф. Лассаля, В. Ривса, К. Маркса, Ф. Энгельса. По архивным данным, в эти годы "Книгоиздательство М. С. Козмана в Одессе" выпустило литературу революционного направления 25 названий общим тиражом 200 тысяч экземпляров. Многое из выпущенного было впоследствии запрещено Судебной палатой, изъято из обращения.
После разгрома революции, "чувствуя себя виновным в издании трудов Маркса, Энгельса и др." Козман счел нужным на время покинуть Одессу и скрываться по разным городам. В 1908 году он возвращается в родной город и возобновляет издание книг, но их направление резко меняется и практически сохранится до февральской революции 1917 года. Это учебные пособия для учащихся, в каталогах издательства 1911 и 1915 годов представлены многочисленные издания по математике, физике и космогонии, пособия для учащихся по латыни, французскому и немецкому языкам, "Повторительные курсы по программам средних учебных заведений".
Как пишет профессор С.Я. Боровой (1903—1989), знаток истории книжного дела в Одессе, с 1908 года «...издательство Козмана приобрело другое направление — сугубо просветительское, в очень специфическом плане, оно стало ориентироваться на экстерна, т.е. на тех, кто не получил по разным причинам среднего образования и поэтому не мог поступить в высшую школу. "Одесский экстерн" — особый социально-психологический тип. Это были еврейские юноши, которые из-за процентной нормы не могли поступить в гимназии. Иногда это было связано с тем, что родители из-за религиозно-бытовых причин ограничивали их образование религиозной школой: хедером или ешиботом».
Семья Козмана. 1917—1918г. Сидят слева направо: Меер Козман, дочь Сарра, жена Эсфирь. Стоит младшая сестра издателя Клара.
Здесь уместно сообщить некоторые сведения из личной жизни издателя. В 1911 году Козман женился. Его супруга Эсфирь Абовна (1884—1960) была образованной, интеллигентной женщиной, оказывавшей большое влияние на мужа. После женитьбы Козман купил дом в собственное владение в престижном районе на Французском бульваре (Госпитальный пер., д. 10), где разместились также контора издательства, книжный склад, типография, открытая в 1910 году, и стереотипное заведение книгоиздательства. Это был тихий благоустроенный район недалеко от берега моря. Дела в фирме, благодаря умению, деловой хватке и трудолюбию хозяина, шли хорошо.
В 1917—1920 годах в Одессе девять раз менялась власть. В этот период издательство и типография перебивались случайными заказами, надеясь на лучшие времена. Однако они не пришли: в 1920 году последовала национализация всех заведений печатного дела, и М. Козман лишился своей фирмы. Потеряв все, что было им создано, сильно травмированный, он замкнулся в себе. Но нужно было жить, содержать семью. В 1921—1922 годах он служил в одном из железнодорожных полков, а в 1923 году поступил на работу в "Одесполиграф", где вначале заведовал, руководил издательством, затем возглавил издательский отдел. В 1928 году, отказавшись посещать курсы украинского языка (шла "украинизация сотрудников советских учреждений"), М. Козман вынужден был оставить свою должность.
До начала войны он работал техническим редактором в ряде научно-исследовательских институтов Одессы (Тубинститут, Институт курортологии, Институт гигиены и др.). Его племянница и внук вспоминают, что дома он много работал, большой стол в квартире был завален рукописями, корректурами, книгами и журналами.
Во время войны супруги Козманы вместе с семьей дочери жили в Стерлитамаке, затем в Иванове. Последние 19 лет жизни, с 1944 по 1962 год, он провел в родной Одессе, на ул. Жуковского, д. 30. Несмотря на преклонный возраст, потерявший зрение в "левом глазу", он работал с перерывами техническим редактором научных сборников, издаваемых Мединститутом, Госуниверситетом, Институтом эпидемиологии и микробиологии, Политехническим, Гидротехническим и Сельскохозяйственным институтами, не оставляя и литературной деятельности, связанной с пушкинской темой.
До глубокой старости М. Козман не порывал с издательским делом. Но годы брали свое, а в 1960 году он перенес тяжелую операцию, после которой болел и оправиться уже не мог. Небольшое мозаичное надгробие, установленное на могиле издателя-просветителя на еврейском кладбище в Одессе, сохранило дату его кончины: "7 января 1963 года".
Но вернемся к началу века и остановимся на книге А. Когута "Знаменитые евреи, мужчины и женщины, в истории культуры человечества". В 1900 году на круглых тумбах для афиш Одессы появились небольшие объявления о предстоящем выпуске книги д-ра Адольфа Когута и подписке на нее. В начале 1901 года подобные афиши были расклеены и в других городах.
Адольф Когут родился в Венгрии. Окончил еврейскую теологическую семинарию в Бреславле и философский факультет университета в Вене. Был редактором многих провинциальных газет, автором исторических очерков о художниках и композиторах, им написано около 200 книг. Книга "Знаменитые евреи", получившая всемирное признание, имеет подзаголовок: "Биографии и характеристики великих людей прошлого и настоящего на всех поприщах деятельности", а открывается она оригинальным автографом канцлера Тюбингского университета Г. Рюмелина: "Все лучшее и важнейшее, чем может гордиться наша просвещенная современность, есть не более, как наследие трех народов древнего мира: евреев, греков и римлян". Перевод книги на русский язык выполнен А. Френом.
Меер Козман незадолго до смерти.
Можно лишь удивляться оперативности и энергии молодого издателя М. Козмана, который буквально через год после немецкого издания книги А. Когута сумел выпустить ее на русском языке. Печаталась книга отдельными выпусками по 24—28 страниц в одесской типографии Боруха Сапожникова. Всего за три с половиной года вышел 41 выпуск. Позже они были объединены в два тома в роскошных переплетах. Согласно одной из оценок "По внешности русское издание не уступает немецкому" ("Будущность", 1901, №16).
Судьба книги удивительна. В сталинское время, когда были закрыты еврейские школы, театры, музеи, синагоги и библиотеки, когда проводилась насильственная ассимиляция, она была изъята из фондов библиотек. Найденный при обыске двухтомник "Знаменитых евреев" послужил основанием для ареста владельца опальной книги и его ссылки в лагерь на пять лет.
В дальнейшем книга стала раритетом, так как после войны она практически не сохранилась.
Забытый ныне одесский книготорговец, издатель и типограф Меер Шмульевич Козман за 20 лет выпустил свыше миллиона экземпляров добротных, полезных, дешевых книг и брошюр. Он оставил заметный след в провинциальном книгоиздании, его можно смело назвать одним из крупнейших издателей дореволюционной Одессы.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru