[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 1999 АВ 5759 - 7 (87)

 

Беседы о Книге

 

Пинхас: решительный миротворец

Эта глава начинается с рассказа о том, какую награду получил Пинхас, не потерпевший осквернения имени Всевышнего, рисковавший своей жизнью ради освящения Его имени.

Когда Зимри, глава колена Шимона, привел в шатер евреев мидьянитянку, заявив, что брак с идолопоклонницей не запрещен Торой, никто не знал, как поступить. Зимри при всем народе обратился к Моше с дерзким вопросом: "Скажи, какая разница между этой женщиной, которую я пожелал взять себе в жены, и твоей женой Ципорой, которая тоже происходит из Мидьяна?" Моше затруднился с ответом не потому, что усомнился в законе Торы, а потому, что вопрос Зимри был неискренним, провокационным. Ципора, дочь Итро, стала женой Моше до дарования Торы, когда закон был другим: женщине достаточно было отказаться от идолопоклонства, чтобы брак с ней мог состояться. Моше не стал это разъяснять Зимри, и тот повел женщину в шатер, таким образом не только публично нарушая законы Торы, но и делая это в стане, где проявлялось Б-жественное присутствие. Это было чудовищное святотатство, попрание морали и общепринятых норм. Если бы поступок Зимри остался безнаказанным, сыны Израиля не избежали бы духовного падения. Но увидевший все это внук Аарона Пинхас "...встал... из среды общества, и взял копье в руку свою, и пошел за израильтянином в шатер, и пронзил их обоих, израильтянина и женщину ту..." (Бемидбар, 25:7-8).

Пинхас показал, что никому не дозволено оскорблять имя Всевышнего, ни самому незаметному "маленькому" человеку, ни князю, главе колена. Своим поступком Пинхас, кроме всего прочего, совершил акт самопожертвования: ведь после этого он нуждался в помощи и охране, так как сыны колена Шимона вполне могли расправиться с ним. Всевышний, оценивший по достоинству поступок Пинхаса, решил отблагодарить его: «И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: "Пинхас, сын Эльазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них... Поэтому скажи: "Я заключаю с ним Мой союз мира. И будет он ему и потомству его союзом вечного священнослужения за то, что он возревновал за Всесильного своего..."» (Бемидбар, 25:10-13).

Раши объясняет столь подробное перечисление предков Пинхаса тем, что оно было необходимо из-за неуважительных разговоров о нем: «"Посмотрите на этого внука Пути! Отец его матери откармливал тельцов для жертвоприношений идолам (его отец женился на дочери Путиэля, он же Итро), и он убил главу колена Израиля!" Поэтому Писание указывает на его происхождение от Аарона».

Чем было вызвано такое отношение евреев к Пинхасу? Ведь они были свидетелями поступка Зимри, плакали при этом. Более того, они убедились в том, что после смерти Зимри в лагере Израиля прекратился мор. И это благодаря Пинхасу! Непонятно также почему, желая унизить Пинхаса, они упоминали о том, что его дед "выращивал тельцов для жертвоприношений идолам", — не логичнее ли было вспомнить, что священник Итро служил идолопоклонству.

Претензия евреев к Пинхасу заключалась в том, что именно он, единственный, поднялся и "возревновал" за Б-га. Все это произошло в присутствии всей общины Израиля, и оппоненты Пинхаса уверяли, что его поступок объясняется не "ревностью", а жестокостью, таящейся в его душе. Они упоминают, что его дед "выращивал тельцов для идолопоклонства", а это и являлось символом жестокости. Несчастное животное откармливали самой лучшей едой лишь для того, чтобы затем зарезать, принести в жертву. Соответственно человек, профессионально занимающийся этим, должен был отличаться особой жестокостью, и Пинхас, по их мнению, должен был унаследовать это качество. Ему ничего не стоило убить Зимри.

Всевышний рассматривает другую часть родословной Пинхаса: "Пинхас, сын Эльазара, сына Аарона-коэна", опровергая тем самым доводы о жестокости Пинхаса, якобы послужившей причиной его поступка. Напротив, именно будучи внуком Аарона, унаследовавшим от него главное качество "стремящийся к миру и распространяющий любовь между спорящими", Пинхас совершил свой поступок, таким образом "помирив" народ Израиля с Б-гом.

Стремление к миру, к спокойствию не выражается лишь в отсутствии агресивных действий. За мир приходится бороться. Во имя будущего еврейского народа Пинхас должен был поступить так, как он поступил. Ситуация вокруг Зимри и Пинхаса может показаться не столь однозначной, и при желании не составит большого труда найти аргументы не в пользу Пинхаса. Но Г-сподь Сам дает оценку его поведению.

В нашей повседневной жизни не всегда легко однозначно оценить действия окружающих. Зачастую, когда появляется энергичный, полный готовности к решительным действиям человек, мы склонны искать косвенные причины его поступков. Этих причин может быть немало, это и карьеризм, и популизм, и желание войти в историю, и многое другое. Такой анализ не лишен смысла, ведь мы никогда не знаем, что кроется в душе другого человека, даже хорошо нам знакомого. Но делать выводы надо все-таки не из предполагаемых причин поступков, пусть эти причины и кажутся очевидными, а из их результатов, последствий. Известное правило Талмуда гласит, что и тогда, когда человек совершает добрые дела не из лучших побуждений, в конце концов он станет творить добро из лучших побуждений. Довольно часто мы помогаем ближним просто потому, что так принято, того требуют общественные нормы. Но ведь итогом оказывается помощь нуждающимся, и не так уж важно, что нами двигало.

Однажды известный раввин, узнав о том, что в городе живет очень гостеприимный человек, готовый откликнуться на просьбу о помощи,  решил посетить его и поблагодарить за столь Б-гоугодную деятельность. Но этот человек признался раввину: "Ребе, я не чувствую, что абсолютно искренен, что моими действиями движут исключительно добрые, бескорыстные, настоящие чувства". Раввин поспешил его успокоить: "Но ведь хлеб, который они едят в вашем доме, настоящий!"

Матот: искать светлые стороны

В начале главы сказано: "Если человек даст обет Б-гу или поклянется клятвой, приняв запрет на себя, то не должен он нарушать слова своего, все, как вышло из уст его, должен он сделать" (Бемидбар, 30:3).

Что такое обет перед Б-гом? По сути дела таковым является принятие на себя человеком ограничений в разрешенных Торой вещах. Иначе говоря, произнося обет, человек делает разрешенное запрещенным для себя. Мудрецы относятся к обетам двойственно. С одной стороны, они признают положительное влияние обета, считая его "оградой от разврата", с другой — порицают принявшего на себя обет: "мало тебе того, что запретила Тора, ты еще хочешь ввести дополнительные запреты?!"

На самом деле никакого противоречия нет. Есть люди, для которых обеты являются положительной вещью, но есть и такие, кому не следует принимать на себя обеты.

Человеку, не поднявшемуся пока на достаточно высокую ступень службы Всевышнему, следует ограждать себя и в разрешенном — и оно без ограничений может причинить духовный упадок. Тора не запрещает человеку получать удовольствие или заниматься трудом не только для того, чтобы прокормить семью, но и с целью увеличить свое состояние, однако предлагает еврею стремиться к святости. В определенных случаях и у определенных людей лучшим путем для этого являются ограничение обыденных занятий и посвящение большего времени не отдыху и удовольствиям, а исполнению заповедей. Но тот, кто находится уже на той ступени, когда можно быть уверенным, что разрешенные Г-сподом материальные ценности этого мира не причинят ему вреда, не должен отказываться от "мирского", ему следует знать, что ему предстоит очищать материальные блага этого мира от скверны.

Но и принимая на себя ограничения, необходимо руководствоваться особыми принципами. Еврей, добровольно отказываясь от излишеств или даже от обычных радостей этого мира, должен делать это вовсе не потому, что считает их нечистыми. Все, что создал Всевышний, кроме разве что запрещенного Торой, представляет собой  вместилище святости.

Но и святость достигается разными путями. Один из них состоит в подробном изучении того, чего нельзя делать, другой — в исполнении заповедей, добрых дел. Хасидизм учит, что второй путь предпочтителен как более верный. Оказывая положительное влияние на мир, мы автоматически уничтожаем зло. Иначе говоря, чтобы бороться со злом, надо творить добро, и тогда зло самоустраниться.

Обозревая мир вокруг себя, общаясь с окружающими, мы не должны искать негативное. Нам очень часто известно "как не надо", а искать следует "как надо". Если мы верим в истинность Торы, можно исполнять ее заповеди, руководствуясь тем, что за их нарушение обязательно последует наказание, возможен подход с другой стороны, когда мы помним, что за их исполнение нас ждет награда. Мы можем увидеть отрицательные качества у своего ближнего, но не надо забывать, что он, как и мы, — обладатель Б-жественной души, "частицы Самого Б-га". Такой подход, поиск позитивного, представляется гораздо более разумным.

 

Масэй: уверенность в завтрашнем дне

Известно, что при разделе страны Израиля между евреями, колено Леви не получило удела, как все другие колена. Сорок восемь городов с небольшими участками земли вокруг них следовало оставить для левитов. Как это происходило на практике, описано в книге Иеошуа. Земельные наделы не были выделены левитам главным образом потому, что земледелие могло стать их основным занятием в ущерб исполнению возложенных на них Всевышним обязанностей, связанных с Б-гослужением в Храме. Кроме того, учитывалось, что равномерно распределенные среди остальных, они могли быть учителями Торы, разъясняющими Закон.

В главе “Масэй” рассказывается о том, что сыны колена Леви, избранные для служения в Храме, получили и шесть городов-убежищ, три к востоку от Иордана и три к западу.

В предыдущей главе сообщалось, что колена Реувена, Гада и полколена Менаше обратились к Моше с просьбой разрешить не переходить через Иордан. Моше ответил им с упреком: "...Братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь?" (Бемидбар, 32:6). Казалось бы, из этого вытекает, что не следует селиться на противоположном берегу Иордана. Но ведь левитам были отданы три города на другом берегу!

Конечно, не вызывает сомнений, что и на противоположном берегу Иордана была необходимость в городах-убежищах, такие города требовались везде, где жили евреи. В них, как известно, могли укрыться люди, совершившие непреднамеренное убийство. Родственники убитого не имели права напасть на преступника ни в одном из этих городов. Если суд устанавливал, что убийство было преднамеренным, убийцу ожидала смертная казнь, если же выяснялось, что убийство произошло из-за небрежности, человека обязывали оставаться в городе-убежище до амнистии, наступавшей в случае смерти первосвященника.

Но зачем было поселять в этих городах левитов? Этот вопрос представляется безусловно актуальным, если учитывать, что работа левитов была связана в основном с Храмом. Колено Леви отличалось особой любовью к стране Израиля. Левиты не согрешили с другими разведчиками, возражавшими против ввода евреев в Израиль. И именно их Всевышний оставляет на противоположном берегу реки Иордан?!

В вопросе заложен и ответ. Именно потому, что левиты относились так к стране Израиля, их и следовало поселить на другом берегу реки Иордан. Ведь Моше отверг  претензии остальных колен на эту землю потому, что причиной их желания поселиться там были земли, удобные для разведения скота. Левиты, поселившиеся на землях, о которых сказано, что с приходом Мошиаха они войдут в страну Израиля, символизировали веру в то, что такие времена настанут. Поселясь там, они проявляли готовность к будущему, обещанному Всевышним.

 

Дворим: слезы поколений

Эту главу читают в субботу перед 9 Ава, и в ней много намеков на события этого дня. Глава начинается с обличительной речи Моше в адрес евреев, напоминаний о тех местах, где они гневили Б-га: "Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю..." (Дворим, 1:1).

Раши комментирует слова "всему Израилю" так: «Если бы он порицал часть из них, то отсутствующие говорили бы: "Вы слушали сына Амрама и ничего не возразили ему в ответ?! Если бы мы там были, то ответили бы ему!", поэтому он собрал всех и сказал им: "Вот все вы здесь. Всякий, у кого есть что возразить, пусть возражает"».

Итак, Моше собрал всех евреев, чтобы напомнить им  о том, как они гневили Г-спода. Среди прочих проступков, совершенных еврейским народом, он напоминает им грех разведчиков: «...и взял я из вас двенадцать человек, по одному человеку от колена. И отправились они, и поднялись в горы, и дошли до долины потока Эшколь, и разведали ее. И взяли они в руки свои из плодов той страны, и снесли к нам, и рассказали нам, и сказали: "Хороша страна, которую Б-г, Всесильный наш, дает нам!" Но вы не захотели подняться, и воспротивились повелению Б-га, Всесильного вашего. И возроптали вы в шатрах ваших, и сказали: "По ненависти Б-га к нам вывел Он нас из страны египетской, чтобы предать нас в руки эмореев на истребление! Куда подниматься нам? Братья наши внесли страх в сердца наши, сказав: народ многочисленнее и выше нас, города большие и укрепленные до небес, а также великанов видели мы там". И сказал я вам: "Не страшитесь и не бойтесь их! Б-г, Всесильный ваш, идущий перед вами, Он сражаться будет за вас так же, как сделал Он это в Египте на глазах у вас. И в пустыне этой, где видел ты, что носил тебя Б-г, Всесильный твой, как носит человек сына своего, на всем пути, которым вы шли, пока не пришли на это место. И в этом деле вы не верите Б-гу, Всесильному вашему» (Дворим, 1:23-32).

Известно, что история с возвращением разведчиков и напрасными переживаниями евреев произошла в ночь 9 Ава. В связи с этим 9 Ава превратился в день подлинного траура. Из речей евреев можно заключить, что им казалось, будто Всевышний ненавидит их. В память об этом в ночь 9 Ава традиция установила чтение свитка Эйхо, начинающийся словами, первые буквы которых образуют слово "ненависть".

В этой главе Моше упоминает то, что не вменялось в вину евреям  в первом рассказе о разведчиках в главе “Бемидбар”. Там речь шла о том, что народ плакал и  сетовал на то, что Всевышний привел их в страну, в борьбе за которую им суждено погибнуть. Таким образом они проявили малодушие, недостаток веры в могущество Б-га. Моше упрекает евреев и за то, что они полагали, будто Всевышний не просто не может их защитить, а не хочет это делать, поскольку ненавидит их.

Моше говорит о том, что евреи "возроптали в шатрах своих". Это значит, что кроме открытых претензий, которые они высказали ему, Моше,  они еще и высказывали недовольство между собой в своих шатрах.  Что имеется в виду?

Раши цитирует Мидраш, повествующий о том, что евреи были недовольны самим фактом исхода из Египта, "поливного поля, которое орошается поднимающимся Нилом, а земля Кнаана — поле, зависящее от дождей".

Не оставляет сомнений, что обе претензии необоснованны. Народ, чудесным образом выведенный Всевышним из Египта, получивший Тору на горе Синай, осмелился утверждать, что Он их ненавидит! По поводу второй претензии: очевидно, что земля Израиля, которую, как было обещано, Он благословит дождями, лучше Египта, чьим единственным источником влаги являлся Нил, где для орошения полей требовалось строительство специальных сооружений.

Поскольку претензии евреев были надуманными, они не смели предъявлять их открыто.

Из этой истории можно извлечь важный урок. Заведомую ложь обычно говорят за спиной, и лучшим признаком лживости обвинений является боязнь заявить о них открыто.

Раши пишет: "Он любит вас". Эти слова подчеркиваются в субботу перед 9 Ава, чтобы укрепить и поддержать сынов Израиля в дни траура, напомнить им о том, что несчастье и горе временны, что Всевышний непременно утешит Свой народ и выведет его из изгнания.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru