[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 1999 АВ 5759 - 7 (87)
Братья Давидовы
Григорий Блох
Трудно найти в истории XIX века еврейскую семью, которая оказала бы такое влияние на культуру и науку России, как Давыдовы (во многих изданиях эта фамилия звучит как Давидовы).
Август Юльевич Давидов родился 15 декабря 1823 года в Либаве, уездном городе Курляндской губернии. Первоначальное воспитание мальчик получил в доме родителей под руководством отца — доктора медицины. В 1839 году отец получил место врача при Московском воспитательном доме, семья переехала в Москву, где Август стал посещать классы института для обер-офицерских детей при воспитательном доме. В 1841 году он поступил в Московский университет на второй философский (позднее получивший название физико-математический) факультет, который окончил в 1845 году с золотой медалью.
После окончания университета Давидов занялся математическими науками, главным образом аналитической механикой. Его руководителем был профессор Брашман, заметивший талантливого студента еще в университете, рецензируя его сочинение "О бесконечно малых качаниях".
В 1848 году за сочинение "Теория равновесия тел, погруженных в жидкость" молодой ученый удостоился степени магистра математики, впоследствии за это же сочинение ему была вручена Демидовская премия АН. Год спустя Давидов получил свидетельство на право преподавания математики в военно-учебных заведениях и с 1850 года начал чтение лекций по теории вероятности в Московском университете в качестве адъюнкта. В 1851 году за исследование "Определение вида поверхности жидкости, заключенной в сосуде" ему была присуждена докторская степень. Утвержденный в 1852 году в степени доктора математики и астрономии, Давидов назначается экстраординарным, а затем ординарным профессором по кафедре прикладной математики, в 1862 году он переходит на кафедру чистой математики и остается на ней до конца своей службы в университете. С 1875 года Давидов — заслуженный профессор, занимающий также должность декана физико-математического факультета. После тридцатилетней ученой деятельности в Московском университете Давидов 8 июня 1885 года вышел в отставку и в том же году 22 декабря умер в Москве.
А.Ю. Давидов.
Вся жизнь ученого была посвящена любимой им науке, математике. Но ему не чужда была и практическая деятельность. В 1860 году он принял должность инспектора над частными учебными заведениями Москвы. И с этого времени активное участие в направлении преподавания математических наук в средних учебных заведениях стало для него одним из важнейших видов общественной деятельности. В 1864 году появился его учебник "Элементарная геометрия в объеме гимназического курса", выдержавший за 20 лет 14 переизданий. По ряду других его учебников училось не одно поколение. Это и "Начальная алгебра", изданная в 1866 году и переизданная 11 раз в течение 22 лет, и "Руководство к арифметике", выдержавшее три издания, и многие другие.
А.Ю. Давидов явился одним из учредителей Московского математического общества, председателем которого он был с 1864 по 1865 год. Он был и вице-президентом, а потом президентом Общества любителей естествознания. Среди его работ стоит отметить, кроме сугубо математических, весьма интересные труды "Приложение теории вероятностей к медицине" и "Употребление выводов теории вероятностей в статистике". В круг его занятий входили также исследования паровых котлов. При постоянной занятости математикой, неизбежно связанной с работой на кафедре в университете, и многочисленных специальных исследованиях, требовавших огромных затрат энергии, Давидов находил еще возможность работать и в Московском обществе испытателей природы. А с 1881 года он был еще и президентом Императорского общества акклиматизации животных и растений.
Младший брат Августа Юльевича, Карл, родился 3 марта 1838 года в городе Гольденгене в Курляндии. Он был еще ребенком, когда семья переселилась в Москву, где родители занялись весьма тщательно его воспитанием и образованием. Очень большое влияние на развитие блестящих способностей мальчика имел старший брат. Учился Карл охотно, науки давались ему легко, отчасти по врожденному влечению, отчасти из подражания брату, который в то время уже занимал профессорскую кафедру прикладной математики.
У Карла не было сомнений, где и чему учиться. Конечно, идти по стопам брата. В 1854 году он поступает на физико-математический факультет, который блестяще оканчивает в 1858 году со степенью кандидата математических наук. Одновременно юноша усердно занимается музыкой. Он с детства страстно ее любил и обнаруживал к ней большие способности. Уроки по игре на виолончели он брал у известного тогда педагога Шмидта, который сразу же отметил замечательные способности ученика. Кроме того, Карл недурно играл на фортепиано и с увлечением занимался композицией. Желание совершенствоваться именно в композиции побудило его по окончании университетского курса отправиться в Лейпциг — главный центр музыкальной жизни Германии того времени, к знаменитому теоретику профессору Лейпцигской консерватории Морицу Гауптману.
Надо сказать, что в увлечении музыкой Карл был не оригинален. Старший брат тоже любил музыку и неплохо ее исполнял. Он имел весьма широкие связи и в лейпцигском ученом мире, и в музыкальной среде. Рекомендательные письма брата и, безусловно, необыкновенная личная привлекательность вскоре открыли Карлу двери в высшее общество. Все знали молодого человека лишь как ученика Гауптмана и подающего надежды композитора, о своей игре на виолончели он считал излишним распространяться, не придавая ей большого значения. Однажды он был приглашен в качестве простого гостя на домашний музыкальный вечер, на котором , между прочим, ожидалось исполнение трио пианистом Мошелесом, скрипачом Давидом и виолончелистом Грюцмахером. Внезапная болезнь последнего, ставшая известной, когда уже собрались гости, грозила сорвать приятный вечер. Давидов, чтобы выручить хозяев, предложил свои услуги. Он сыграл виолончельную партию в трио и несколько пьес соло с необыкновенным успехом, поразившим его самого. Присутствующие были в восторге от его техники, сильного, красивого звука и благородной, полной поэзии и глубины фразировки. Настоятельные советы компетентных музыкантов выступать публично произвели на него впечатление.
Вернувшись в Россию на лето, Карл написал свой первый концерт для виолончели, посвященный отцу. Осенью в Лейпциге он сыграл его в кружке местных выдающихся музыкантов, и тут же был приглашен выступить в знаменитых Gewandhaus-Concerte, симфоническом выступлении лучших музыкантов Лейпцига, где его ждал огромнейший успех. Так, в 1859 году подающий надежды математик и композитор стал одним из самых известных музыкантов Европы.
Вскоре ему было предложено место первого виолончелиста в лейпцигском оркестре, с блестящим успехом он совершает концертную поездку по Германии. В 1860 году 22-летний музыкант получил приглашение занять место в Лейпцигской консерватории, первой по значению в мире, на должность профессора игры на виолончели вместо Грюцмахера. Громкая известность и почетные отличия, сразу выпавшие на долю молодого музыканта из России, в такой богатой собственными талантами стране, как Германия, могли быть заслужены только совсем выдающимся дарованием, коим и обладал Давидов. Техника его была непогрешима, звук — редкой силы и красоты, исполнение свидетельствовало о проникновенном, высокохудожественном понимании авторов.
В 1862 году Карл Давидов был приглашен на кафедру истории музыки в Петербургскую консерваторию, но скоро сменил ее на кафедру игры на виолончели. С этой поры началось его служение делу развития музыкального искусства в России. Об успехах его как виртуоза не приходится говорить, они, конечно, были не менее блестящи, чем за границей. Отметим только, что известный любитель музыки граф Матвей Виельгорский, лично знавший двух знаменитейших виолончелистов XIX века, Бернгарда Ромберга и Франсуа Сервэ, подарил свою виолончель работы Страдивари Давидову, сопроводив подарок надписью: "Величайшему из виолончелистов всех времен и народов". В знак благодарности композитор Давидов посвятил графу свой Второй концерт для виолончели.
К.Ю. Давидов.
На родине Давидов проявил себя еще и как прекрасный педагог, и скоро Россия могла гордиться рядом превосходных виолончелистов, его учеников, с А.В. Вержбиловичем во главе. В 1862 году Давидов занял место первого виолончелиста в оркестре Императорской итальянской оперы и получил звание солиста Императорского Двора.
Исключительное по важности значение имела деятельность Давидова в Императорском русском музыкальном обществе с 1876 года, когда он назначается директором Петербургской консерватории. В противоположность Антону Рубинштейну, полагавшему, что консерватория должна быть своего рода академией для развития преимущественно музыкальных талантов — исполнительских и композиторских, Давидов считал, что основная задача консерватории заключается в подготовке как можно больше умелых педагогов, которые могли бы своей игрой и преподаванием содействовать усилению настоящей, а не дилетантской любви к музыке, распространению правильных методов обучения ей в России, облагораживанию вкуса русской публики.
В последние годы своей жизни Давидов с гордостью говорил, что где бы ему ни приходилось бывать в России, он везде находил учеников Петербургской консерватории — своих учеников, которые честно служили искусству.
Деятельность в консерватории и Русском музыкальном обществе настолько поглотили Давидова, что он почти совсем отказался от гастролей, неустанным трудом он довел Петербургскую консерваторию до первостепенного положения, подобрал блестящий состав преподавателей, число учеников возросло до необычайной во всех консерваториях того времени величины — в последние годы его директорства она составляла 850. Он внимательно следил за общим ходом преподавания в консерватории, лично вел виолончельный, хоровой и оркестровый классы, преподавал камерную музыку. Его заботила не только правильность постановки учебного процесса, но и материальное положение учащихся. Стараниями директора было учреждено общество помощи малообеспеченным студентам, устроены дешевые квартиры для них. Он добился необычайного роста консерваторского капитала для выдачи стипендий бедным учащимся, например только один известный в то время филантроп фон Дервиз передал Давидову 200 тысяч рублей, невероятную по тем временам сумму.
Наконец, ему обязан достигнутым совершенством квартет Русского музыкального общества. Можно без преувеличения сказать, что любовь к квартетам, их понимание были насаждены в Петербурге именно Давидовым. Зачастую он также дирижировал симфоническими собраниями музыкального общества. Повседневная напряженная деятельность не могла не отразиться на его здоровье. В январе 1887 года ему пришлось покинуть консерваторию. В последующие годы он совершил по России и за границей серию гастролей, сопровождавшихся неизменным успехом.
В ноябре 1888 года Карл Давидов дал концерт в зале Дворянского собрания в Петербурге. Этому концерту суждено было стать прощальным для города, которому музыкант отдал свои лучше годы и силы. Он страдал "грудной жабой", приступы болезни становились все чаще и грознее. Давидов решил провести зиму в более спокойном климате Москвы. Желая и тут содействовать развитию музыки, он намеревался устроить бесплатные утренние концерты камерной музыки для учащейся молодежи. В начале февраля 1889 года состоялся первый из этих концертов; несмотря на предостережения врачей, Давидов принял в нем участие, следствием чего стал сильнейший приступ болезни прямо на сцене. Однако он нашел в себе силы не выдать публике свое мучительное состояние, доиграл выступление до конца. Домой его увезли в очень тяжелом состоянии. После серии очередных приступов утром 14 февраля 1889 года Давидов скончался. Современники оплакивали не только выдающегося музыканта, но и замечательного человека, чья доброта и гуманность были необыкновенны, чей ум, чувство юмора и кругозор — редчайши.
Остались композиции Карла Давидова, среди которых выделяются 4 виолончельных концерта, симфоническая картина для оркестра "Дары Терека", оркестровая сюита, струнные квартет и секстет, квинтет для фортепиано и струнных инструментов, опера "Мазепа", ряд трудов по игре на виолончели, в коих впервые в мировой музыкальной литературе изложены и реально обоснованы положения, носившие ранее исключительно эмпирический характер.
Так одна семья подарила России двух братьев, выдающихся представителей своего поколения в области науки и искусства.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru