[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 1999 ИЯР 5759 — 4 (84)
Беседы о Книге
Шмини: вне рамок "мира лжи"
Глава “Шмини” начинается с рассказа о восьмом дне первой службы в Шатре Откровения. В этот, восьмой, день жертвенник был освящен и Б-жественное присутствие впервые расположилось в Шатре. Еврейская традиция выделяет число восемь как символизирующее выход за границы природы. Если “семь” символизирует природу, миропорядок — ведь именно семь дней Всевышний Творил мир, — то “восемь” являет собой выход из семи дней Творения, из законов природы, окружающего нас мира.
В этой главе представлены также законы о чистых и нечистых животных. Почему же именно она, названная "Шмини", повествует о столь обыденных вещах, о том, “чтобы могли вы отличить... нечистое от чистого" (Ваикра, 10:10).
Слова "..отличать нечистое от чистого" Раши комментирует так, что их следует понимать как необходимость делать различия в очень тонких вопросах. Например, в законах шхиты, ритуального убоя скота, имеет значение даже минимальное движение ножа, незаметное никому, кроме шойхета. В этой процедуре есть тысячи принципиально важных деталей. Вот почему Тора предписывает нам "отличать нечистое от чистого". Чтобы справиться с этой задачей, требуется помощь Небес.
Проблема появляется и в других ситуациях, в которые попадает человек. Мир не состоит из двух цветов — черного и белого. Большинство из нас не станет сознательно совершать явно подлые поступки, лгать, воровать или убивать. На это способны лишь откровенно криминальные личности. Но разве только они и есть те самые "плохие люди"? Неужели только преступники нарушают законы общества? Да ведь не каждое подлое действие преследуется законом, не за любой дурной поступок человек может быть предан суду. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что никогда не шли на сделки с собственной совестью, что нам не в чем себя упрекнуть? Вероятно, так может утверждать лишь самоуверенный и не очень умный человек. Законы человеческих взаимоотношений не укладываются в уголовный кодекс. У нас не возникает вопрос, можно ли нарушить заповедь Торы, — мы не станем это делать ни при каких обстоятельствах. Но если речь идет о спорных, сомнительных поступках, человеку значительно труднее их и оценить, и предотвратить. Зачастую ему даже удается убедить себя в том, что так не только можно, но и должно поступать.
Тут-то и следует обратиться к главе Торы "Шмини". Вероятность и даже неизбежность совершения дурных поступков мы можем представить себе, находясь в рамках природы, в "мире лжи", как назван наш мир в книгах каббалы. И только поднимаясь на более высокий уровень, находящийся вне рамок этого мира, мы сумеем без каких-либо сомнений отвергнуть всякую возможность поступать недостойно.
Тазриа: две противоположности
В предыдущих главах книги Ваикра речь идет о законах, связанных с различными животными, о том, какие из них являются "чистыми", разрешенными к употреблению в пищу, а какие — нет, какие жертвы следует приносить в Храме. Глава Тазриа рассказывает о законах, связанных с человеком, о состоянии его ритуальной нечистоты и как от нее очищаться. Мудрецы по этому поводу заметили: "Как человек был создан после животных, так и законы о нем следуют после законов о животных".
Талмуд и Мидраш объясняют, почему же человек создан после всех животных. По одному из объяснений, это было необходимо, чтобы мир мог подготовиться к жизни человека. По другому, если человек позволит себе поступать дурно, ему уместно будет вспомнить: "Комар был раньше тебя, червь был раньше тебя".
Оба объяснения указывают на два противоположных аспекта сущности человека. С одной стороны, он — "царь природы", это для него Всевышний приготовил флору и фауну, с другой — всё, что его окружает, появилось до него.
Первый комментарий, отмечающий преимущество человека, основан на роли души, второй, указывающий на первенство всех других созданий, ориентирован на тело.
Присутствие души, являющейся частицей Б-жественного, определяет положение человека на самом высоком уровне в мире. Эта та его часть, которая абсолютно неотделима от Творца, и даже природная греховность человека не в силах оторвать его от святого источника. Что же касается тела человека, то на этом уровне он не превосходит даже комара. Все другие творения Всевышнего выполняют свое предназначение в полном соответствии с тем, для чего они были созданы. И лишь человек способен воспротивиться воле Творца.
Потенциальная возможность человека опуститься ниже всех созданий Б-га является причиной того, что законы о нечистоте человека рассматриваются Торой после законов о животных. Как известно, Тора исследует относительно легкие законы перед более тяжелыми. Поскольку Всевышнему "легче" править миром животных и растений, чем человеком, Тора разбирает в первую очередь "легкий" вопрос, законы о животных, и только после этого переходит к "трудному" вопросу, законам о человеке.
Противоположные аспекты сущности человека объясняют, почему же самые совершенные создания, люди, ведут себя нередко хуже хищников в джунглях, почему так часто отношения между животными строятся на более справедливой основе, чем между людьми. Как может случиться, что эти две противоположности, интеллектуальное превосходство, присутствие Б-жественной души, и низменность поведения способны уживаться вместе?
Верно, что в материальном плане человек не совершенен, даже по сравнению с животными. Но именно в этом заложена цель создания: Всевышний хотел, чтобы чистая душа оделась в низменное тело человека и смогла поднять его на свой высокий уровень.
Мецора: человеку нужны чудеса
Эта глава подробно рассказывает о проказах, поражающих человека, его одежду и дом. Рамбам утверждает, что эти проказы — "знаком удивительным были в Израиле, чтобы уберечь от злословия".
Это наказание было многоступенчатым. Сначала "изменялись стены дома... если продолжал грешить... изменялись все изделия из кожи в доме". Следующим этапом была порча на вещах злословившего. Если и этого оказывалось недостаточно, проказа поражала его тело.
Этот порядок призван был убедить человека, что все это не случайно, что Всевышний дает ему знаки, предлагает обратить особое внимание на свое поведение. Кто хотел, мог искать естественные причины происходящего, ведь в конце концов все происходило в рамках природы.
У евреев, которых называют "верующие, сыны верующих", не возникает сомнений. Они понимают, что ничего случайного не бывает, что и за вполне естественными событиями стоит рука Б-жья.
Но у человека всегда остается свобода выбора, он может посвятить свою жизнь поискам естественных причин даже для очевидно чудесных вещей, выходящих за рамки природы, искать им объяснение.
Многие склонны видеть Б-жественное участие во всем положительном, что происходит вокруг, но этого недостаточно. Следует учесть, что и в видимом зле проявляется воля Творца, но от Него не может происходить ничего плохого. Это значит, что в неприятности также заложено добро. Всем, что
Б-г делает для нас, Он дает знак нам. Вера в это непременно приведет нас к жизни, полной смысла.
Ахарей: не искать выгоды
Глава начинается со слов: "И говорил Б-г, обращаясь к Моше после смерти двух сыновей Аарона, когда они предстали пред Б-гом и умерли" (Ваикра, 16:1). Что же произошло с сыновьями Аарона Надавом и Авигу? Они погибли, попытавшись принести воскурение в Святая Святых, туда, куда разрешается войти лишь первосвященнику только в Йом Кипур.
Надав и Авигу были истинными праведниками, не случайно говорит о них Моше Аарону: "Вижу я, что более велики они, чем я и ты". Однако они совершили ошибку, выступили против воли Б-га, приблизились к уровню святости, который человеку недоступен. Творец хочет, чтобы душа пребывала именно в этом мире.
Сыновья Аарона символизируют "отрицательное" самопожертвование. Они могли себе представить, чем закончится его изъявление, но их влекла запрещенная святость, и они не могли совладать с собой, даже готовы были уйти из этого мира после того как поднимутся на эту ступень, увидят Б-жественный свет. Очевидно, что человек должен отказаться от подвижничества, которое не соответствует воле Творца.
Талмуд повествует: "Четверо вошли в Пардес (сад познания)... Бен-Азай взглянул и умер... Рабби Акива вошел с миром и вышел с миром". Пардес — это уровни мудрости Всевышнего. Испытание вхождения в него и соответственно приближения к сущности Б-га требует больших душевных сил. Случившееся с Бен-Азаем аналогично происшедшему с сыновьями Аарона: приближение оказалось для него чрезмерным, невыносимым. Он не смог выдержать своего огромного желания приблизиться к Б-жественному свету и умер. Что касается рабби Акивы, то он "вошел с миром и вышел с миром".
Таким образом, Бен-Азай и рабби Акива по-разному выдержали испытание Пардесом.
Именно потому, что рабби Акива вошел с миром, ему удалось и выйти с миром. Входя в Пардес, он видел одну цель — исполнять Высшую волю. Им двигало вовсе не любопытство, не интерес, даже не жажда святости, не желание стать очевидцем Б-жественного света. Он стремился лишь выполнить волю Творца. Благодаря этому, с помощью такого подхода, он смог, подойдя к опасной границе, за которой находилось уже недозволенное Всевышним, не перейти ее, а "выйти с миром".
Но есть еще более высокая ступень, чем та, на которой пребывал рабби Акива, — ступень нашего праотца Авраама. Рабби Акива, для которого единственной целью было исполнение воли Всевышнего, готов был ради этого на самопожертвование. Перед тем как умереть на костре римлян, он сказал своим ученикам: "Все дни свои я мучился, (думая), когда же смогу поступить так?"
Для Авраама не существовало ничего, кроме воли Творца, даже возможности погибнуть ради Него. Если для этого требовалось самопожертвование, он не уклонялся от него, но и не искал его.
Такая позиция должна служить для нас образцом. При исполнении воли Творца не следует искать для себя каких-либо выгод, даже самых праведных. Ее надо исполнять — и все! Это самодостаточный процесс. Все косвенные аспекты могут только помешать результату.
Кдошим: единая линия трех приказов
В Торе все взаимосвязано. В этой главе одна за другой представлены три заповеди: "Святы будьте...", "Бойтесь каждый матери своей и отца своего", "Субботы Мои соблюдайте...".
Первая из этих заповедей указывает на то, что нам не следует уподобляться в своих морально-нравственных нормах другим народам. В нашей истории нас часто окружали культуры и цивилизации, законы которых совершенно отличались от наших. То, что для них было доблестью, наша традиция считала грехом. Но не только от этого нас призывает удалиться Тора. Речь идет о более глобальном, о другой системе ценностей.
Эта заповедь имеет отношение не только и не столько к "религиозной" области жизни человека. Любой человек, независимо от веры, национальности, принципов, ест, пьет, трудится, чтобы заработать деньги. Казалось бы, эти стороны жизни совершенно "интернациональны". О них и говорит Тора: "Святы будьте" — впустите святость и в эти стороны вашей жизни. Вы должны вести себя так, чтобы и за повседневными заботами было видно, что Б-г даровал нам Тору.
Продолжением этой линии является следующая заповедь: "Бойтесь каждый матери своей и отца своего". Основы системы ценностей иудаизма необходимо передавать из поколения в поколение. Человек не вправе довольствоваться тем, что он сам "свят", ему надо побеспокоиться о том, чтобы и дети его шли по этому пути.
Третья заповедь, "Субботы Мои соблюдайте", довершает картину. Она дает нам инструмент, с помощью которого мы можем обеспечить пребывание святости в своей жизни и дать надлежащее воспитание своим детям. Суббота еженедельно напоминает нам, кто мы, позволяет передать нашим детям то, что дорого нам. Именно об этом сказали еврейские мудрецы: "Не только евреи хранили Субботу, но и Суббота хранила евреев".
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru