[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 1999 ИЯР 5759 — 4 (84)
Еврейские имена из России в странах мира
Российская Еврейская энциклопедия собирает имена
Лазарь Медовар
Несмотря на воинствующий антисемитизм, погромы, существование гетто и черты оседлости, фальшивые процессы (Бейлиса, Дрейфуса, Еврейского антифашистского комитета...), несмотря на Холокост с его лагерями уничтожения и газовыми камерами, ХХ век ознаменован появлением в странах Европы и Америки в разное время в массовом количестве художественных произведений, словарей, энциклопедий, книг памяти, раскрывающих огромные заслуги еврейского народа, еврейской цивилизации перед человечеством.
И Россия здесь не является исключением.
В 1900-1903 годах одесские книгоиздатели М.Козман и Л.Лившиц выпустили серию сборников писателя д-ра Адольфа Когута о знаменитых в истории культуры человечества евреях, мужчинах и женщинах.
Адольф Когут родился в 1848 году в Венгрии в еврейской семье. Он был признанным исследователем венгерской и немецкой литературы и музыки, автором около 200 книг и многочисленных переводов, членом Будапештской академии наук.
Сборники А. Когута включают имена свыше 500 евреев разных стран Европы, в том числе России, внесших свой вклад практически во все области деятельности: от гуманитарных и естественных наук до теологии и даже благотворительности.
К евреям автор относил всех, кто являлся таковым по происхождению, хотя по вероисповеданию он мог быть христианином, как, например, Феликс Мендельсон-Бартольди, Антон Рубинштейн или Жак Оффенбах.
В качестве вступления к своему труду автор предпослал такие слова: "Именно еврейское племя, которое антисемитские подстрекатели и ослепленные фанатики в Германии и некоторых других европейских государствах на пороге двадцатого столетия пытаются клеветой и бранью выставить как низкое, всегда производило мужчин и женщин, не только служивших красою иудаизма, но и содействовавших развитию европейской культуры достойным благодарности образом... Даже в те мрачные времена, когда эмансипация евреев была пустой мечтой, когда яростное преследование и ненависть представляли особое право так называемой европейской цивилизации, в еврействе уже были выдающиеся носители культуры, оказавшие неувядаемые услуги науке, литературе, искусству, философии, мировой торговле, ремеслам и промышленности, обычаям и нравственности".
К "ослепленным фанатикам" Когут отнес, в частности, немецкого композитора Рихарда Вагнера за его статью "Еврейство в музыке". По его мнению, «Статья была продиктована завистью к громким успехам еврейских композиторов Дж. Мейербера и Жака Галеви... Глупые обвинения огорченного человека, будто еврейские композиторы "ожидовляют" музыку и будто их творения стоят ниже творений чистокровных арийцев, давно уже опровергнуты. В царстве музыки исчезают искусственно воздвигнутые религиозные и национальные преграды. Здесь царствует лишь дарование да гений и нет монополии отдельных рас и племен».
Когут не мог предвидеть, что через каких-нибудь 30 лет бредовые антисемитские статьи Р.Вагнера возьмут на вооружение Гитлер и Геббельс (подробнее об этом — у Л.Полякова в книге "История антисемитизма", М., 1997).
Сборники Когута не являются справочниками, хотя в отдельных случаях могут ими служить. Имена в них собраны в разделах по роду деятельности, а внутри каждого раздела расположены в алфавитном порядке. Статьи представляют собой небольшие новеллы, содержат и некоторые интересные бытовые подробности.
Книгоиздатели снабдили сборники откликами из многих европейских стран (Германии, Нидерландов, Франции, Польши). Столетней давности отклики не потеряли своей актуальности и в наши дни. Об этом можно судить по нескольким примерам:
"Ввиду продолжающейся антисемитской агитации приятно отметить тот факт, что лучшие представители немецкого общества начинают выступать против этой травли. Такому направлению соответствует издание сочинений А. Когута".
"Книга А.Когута, вопреки антисемитским тенденциям, показывает, к какой блестящей культурной работе оказываются способными евреи в прошлом и настоящем, какое участие в истории культуры человечества принимали сотни евреев и евреек".
Сам Когут так определил цель своего труда: «Желательно, чтобы книга вполне достигла своей цели — служить "литературным мирным конгрессом" на почве веротерпимости и благоуспешной совокупной деятельности всех, не только евреев и лиц еврейского происхождения, но и христиан обоего пола, так как предлагаемое ею касается всякого носящего человеческий облик, каждого образованного человека без различия вероисповедания, национальной и партийной принадлежности».
Одновременно с книгами Когута в России выходили последние тома Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Сын писателя Абрама Ефрона, автора галахического сочинения "Источник законов", Илья Ефрон открыл в 1880 году в Петербурге типографию и книгоиздательство. На этой базе в 1890 году им совместно с лейпцигским книгоиздательством Ф.Брокгауза была основана знаменитая фирма "Брокгауз и Ефрон", издавшая ряд русских энциклопедических словарей, художественных и научно-популярных произведений.
Наиболее известен упомянутый Энциклопедический словарь, который издавался 17 лет (с 1890 года) и состоял из 82 основных и 4 дополнительных томов. Словарь до сих пор является одной из крупнейших русских энциклопедий. Вслед за ним был выпущен четырехтомный Малый энциклопедический словарь.
Среди изданий фирмы и широко известная прекрасно иллюстрированная "Библиотека великих писателей" (Шекспир, Шиллер, Байрон, Пушкин), ряд книг о еврейской истории, в том числе: Э. Ренан, "История израильского народа"; С. Лозинский, "История инквизиции в Испании"; М. Марголин, "Вавилон, Иерусалим, Александрия".
В 1907 году И. Ефрон вошел в организованное в Петербурге Общество для научных еврейских изданий, и совместно с ним издательство “Брокгауз и Ефрон” в течение восьми лет (1906-1913) выпустило первую в России Еврейскую энциклопедию (ЕЭ), состоящую из 16 томов. Своим появлением ЕЭ в значительной степени обязана также барону Д. Гинцбургу, который совместно с доктором Л. Каценельсоном был первым ее общим (главным) редактором. На титульном листе изданий написано: "Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем".
"Задача Еврейской энциклопедии, — сообщали издатели, — дать возможно полное, соответствующее современному состоянию науки, представление о еврействе, его исторических судьбах, его многовековом культурном творчестве и его современном состоянии во всех странах".
Наряду с еврейскими, ЕЭ включает многочисленные имена неевреев, в той или иной степени причастных к судьбам евреев (Наполеон Бонапарт, Бисмарк, русские цари, Лев Толстой, хирург Николай Пирогов и др.). Но персоналий, у которых евреем был только один из родителей, она не приводит. Так, в ней нет таких известных имен, как художник В. Серов, поэт А. Фет. В случае принятия евреем христианства в ЕЭ указывается его новое вероисповедание. Тома ЕЭ иллюстрированы. Дополнительную информацию содержат приводимые в конце статей литературные источники.
Энциклопедические издания Брокгауза и Ефрона не потеряли своей ценности и в наши дни, о чем свидетельствуют их репринтные переиздания; последнее такое переиздание четырехтомного Малого энциклопедического словаря было предпринято в 1997 году.
Все изложенное свидетельствует о большой просветительской роли И. Ефрона и его вкладе в культуру России. После его смерти в 1917 году принадлежавшее ему издательство вошло в Петроградское объединение частных издательств, но фактически оно находилось в Берлине, возглавляемое Семеном Ефроном. Просуществовало издательство до начала 30-х годов.
В 1926-1947 годах в СССР вышло первое издание Большой советской энциклопедии (66 томов); одновременно издавалась Малая советская энциклопедия (10 томов), затем последовали специальные (отраслевые) энциклопедии: техническая, литературная, медицинская и другие, энциклопедические словари. Нет необходимости останавливаться на этих хорошо известных и популярных изданиях. Отметим лишь, что евреи в них фигурируют как граждане своей страны, их принадлежность к еврейству никак не отмечается (например, Генрих Гейне — немецкий поэт, Исаак Левитан — русский живописец, Исаак Дунаевский — советский композитор).
В 1976 году в Иерусалиме вышел первый том Краткой еврейской энциклопедии (КЕЭ). "Впервые в энциклопедическом издании на русском языке, — отмечается в ее предисловии, — освещены Катастрофа европейского еврейства и воссоздание Государства Израиль". Задача издателей — "дать русскоязычному читателю объективные и находящиеся на современном уровне науки сведения по широкому кругу дисциплин, определяемых в своей совокупности как иудаистика или как наука об еврействе (этногенез еврейского народа, этнография, история, иудаизм, еврейские языки и литература, вклад евреев в мировую цивилизацию, Государство Израиль)". Седьмой том КЕЭ включает главу "Россия" ("История евреев на территории государства Российского от Древней Руси до революции 1917 года", "Русская литература", "Русскоеврейская литература"). Впервые введен раздел "Антисемитская беллетристика ХХ века".
В 1985 году к 40-летию Победы над фашистской Германией издательство "Советская энциклопедия" с целью "всестороннего освещения важнейшего героического периода истории Союза ССР" выпустило однотомную энциклопедию "Великая Отечественная война. 1941-1945", в которую вошли и такие статьи, как "Гетто", "Бабий яр", "Фашистские лагеря уничтожения".
В 1987-1988 годах "Военное издательство" выпустило двухтомник "Герои Советского Союза", содержащий краткие сведения о каждом награжденном с указанием его национальности. До последнего времени данные о числе евреев — Героев Советского Союза, приводимые в различных источниках, не соответствовали друг другу.
В конце 1998 года Союз евреев — инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны в открытом письме Президенту и Председателю Правительства РФ представили уточненные данные (см. "Вечерняя Москва", 11.12.98). Из письма следует, что звания Героя Советского Союза были удостоены 139 воинов-евреев, 12 стали полными кавалерами ордена Славы, 40% из 500 000 погибли в боях. С учетом получивших высокое звание Героя до и после окончания войны их число окажется в пределах 145.
Среди Героев Советского Союза, удостоенных этой награды в довоенные годы, — начальник полярной авиации Главсевморпути М. Шевелев (1937 год), руководивший высадкой экспедиции на Северном полюсе; летчик Я. Смушкевич, ставший третьим в стране дважды Героем Советского Союза, участник боев с фашистами в Испании, с Японией на Халхин-Голе, начальник Военно-Воздушных сил Красной Армии, генерал-лейтенант авиации, расстрелянный по ложному обвинению в 1941 году перед самой войной. Звание Героя Советского Союза было присвоено в 1991 году посмертно И. Кричевскому. Всем им посвящены статьи в новой Российской еврейской энциклопедии.
В 1992 году вышла книга "Знаменитые евреи (130 мужчин и женщин). Краткие биографии". В ней, как отмечает ее автор-составитель Э. Бройтман, "приведены биографические сведения о 130 лицах еврейского происхождения самых разнообразных профессий, занятий и воззрений". Во втором издании книги, появившемся в 1997 году, число имен возросло до 165.
В справочнике "Во славу России. Евреи в русской культуре" (М., 1996) редактор-составитель А. Козак пишет, что он хотел найти ответ на вопрос: "Принимали ли евреи участие в создании и накоплении того удивительного богатства, которое называется русской культурой?" Около тысячи современных, в том числе широко известных, имен в литературе и искусстве, науке и технике, медицине и спорте дают убедительный ответ на этот вопрос.
"Кто есть кто в истории евреев" — под таким названием в 1998 году вышла книга Джоан Комей (перевод с английского; подготовлена Л. Кон-Шербок). В нее вошли, как отмечает автор, "статьи о евреях, внесших существенный вклад в историю и признанных своим собственным народом; отдельных евреях, оказавших заметное влияние на жизнь и культуру своего времени в целом; и неевреях, особым образом повлиявших на еврейскую историю". Однако, несмотря на присутствие в книге таких статей, как "Сталин", "Гитлер" и даже "Эйхман", она практически не отражает участия еврейского народа во второй мировой войне, в частности в Великой Отечественной. Многие статьи в ней представляют собой краткие монографии, и в целом она может служить ценным приложением к еврейским энциклопедиям.
Рассмотренные издания достаточно полно освещают историю евреев, еврейской цивилизации и ее роль в мировых процессах.
Для России не менее важными являются роль в этих процессах именно российских евреев, их вклад в судьбы народов мира, в победу над фашизмом. Как уже было сказано, сведения о принадлежности того или иного человека к еврейству приводятся в энциклопедических изданиях далеко не всегда, а определение его национальности даже по типичным еврейским, а тем более нееврейским именам может быть ошибочным.
Ясность призвана внести новая Российская еврейская энциклопедия (РЕЭ), выпуск которой осуществляется с 1994 года. "Впервые в мировой практике, — говорится в обращении редакции к читателям, — выходит специальное энциклопедическое издание, целиком посвященное российскому еврейству, его судьбам, истории и роли как в жизни Российского государства, так и других стран мира".
В создании РЕЭ участвуют ученые России, СНГ, Израиля, США, Англии, главный редактор издания — Г.Г. Брановер, главный научный консультант — сэр Исайя Берлин (скончался в год выхода третьего тома), заместитель главного редактора, председатель редакционной коллегии — З.Н. Вагнер. Авторский коллектив приводится в конце каждого тома. К спонсорам проекта относятся, в частности, И. Гриль, Л. Тавровский, К. Шахнес, Мемориальный фонд еврейской культуры в Нью-Йорке, министерство просвещения Израиля.
Первый том РЕЭ посвящен памяти инициатора издания, основателя и первого президента Российской академии естественных наук Д.А.Минеева (скончался в 1992 году), автора более 300 научных работ и монографий по минералогии и геохимии, чьим именем назван минерал минеевит.
Восьмитомная РЕЭ разбита на три части: персоналии — 3 тома; российские регионы и еврейские этнолингвистические группы — 2 тома; понятия, связанные с еврейской цивилизацией, а также статьи, посвященные вкладу евреев в различных областях науки, культуры, общественно-политической и экономической жизни — 2 тома; в дополнительный том войдут новые, не включенные в первые три тома имена, а также исправления допущенных ранее неточностей, ошибок.
Вышедшие три тома первой части содержат около 10 тысяч только российских персоналий, деятельность которых проходила в XIX и ХХ веках в исторических границах Российского государства (включая Польшу), бывшего СССР, имена лиц, проживающих в России в настоящее время.
Основу конструкции тома составляют имена, сопутствующие им события приведены в текстах к ним.
В упомянутом обращении редакции указывается, что в РЕЭ "евреями считаются люди, родители которых или один из них был еврейского происхождения, независимо от его вероисповедания". В русских энциклопедических и иных изданиях эти персоналии могут значиться как русские. Поэтому наряду с именами, не оставляющими сомнений, в РЕЭ фигурируют и такие, о которых мало кто знает, что их носители имеют еврейские корни. В качестве примеров можно привести художника Валентина Серова, писателя Корнея Чуковского, создательницу первого детского музыкального театра Наталию Сац, Героя Советского Союза партизана Дмитрия Медведева — автора повести "Это было под Ровно", дважды Героя Советского Союза маршала Р.Я. Малиновского, родившегося в Одессе в караимской семье. Родион Яковлевич — один из немногих награжденных высшим полководческим орденом "Победа", в течение десяти лет, до своей смерти в 1967 году, он был министром обороны СССР.
К российским персоналиям в РЕЭ отнесены и те, кто выехал из страны или был вывезен родителями в раннем детстве, больше в ней не был и, возможно, не будет. Отказ от включения их в РЕЭ обеднил бы издание, а для России их имена оказались бы навсегда потерянными.
Так, в трехлетнем возрасте был вывезен родителями в США ученый и писатель-фантаст Айзик Азимов, автор более 400 произведений, в том числе популярных в России "Я, Робот", "Конец вечности", "Язык науки". В разное время покинули Россию возглавлявшие Любавичское движение шестой и седьмой Любавичские Ребе Иосеф-Ицхак и Менахем-Мендл Шнеерсоны, классик еврейской литературы Шолом-Алейхем, польский поэт Адам Мицкевич, революционерка Роза Люксембург, артист Михаил Чехов (племянник А.П. Чехова), микробиолог Залман Ваксман, писатели Сергей Довлатов и Феликс Кандель, лауреат Нобелевской премии поэт Иосиф Бродский, скульптор Эрнст Неизвестный, художник Марк Шагал и многие другие.
Выходцами из России являются первые руководители Израиля: президент страны Хаим Вейцман, премьер-министры Давид Бен-Гурион, Менахем Бегин, Голда Меир, Шимон Перес.
Ввиду ограниченности объема издания редакция из десятков тысяч персоналий могла выбрать для первой части лишь около десяти тысяч имен. Критериями для отбора служили как фактические заслуги персоналия в той или иной области, так и формальные данные (должность, звание, награды).
При этом, как пояснил г–н Вагнер в интервью корреспонденту "Вестника еврейского агентства в России" [№7 (12), 1998], «чем более известен человек, тем меньше статья о нем в РЕЭ, и, напротив, чем меньше его знают, тем больше строк старались ему посвятить... Мы хотим сохранить память о людях, имена которых неизбежно канули бы в Лету только потому, что по каким-то формальным признакам "не дотягивают" до других энциклопедических изданий».
В качестве примера приводится физик Ю. Румер, доктор наук, автор большого количества научных трудов, работавший с академиком Л. Ландау. Долгие годы он провел в тюрьмах и ссылках, и его имя оказалось неизвестным даже многим специалистам; в РЕЭ ему отведено больше места, чем лауреату Нобелевской премии Л. Ландау.
Еще одну особенность РЕЭ отметил г-н Вагнер — ее деидеологизированность: «В РЕЭ представлены не только "комиссары в пыльных шлемах", но и сионисты, бундовцы, меньшевики, эсеры, народовольцы, есть и несколько евреев-антисемитов. После выпуска всех томов мы дадим дополнительный том персоналий, в который войдут как те, кого мы пропустили, хотя словник составлялся весьма тщательно и скрупулезно, так и те, кто "проявился" за последнее время».
Среди этих новых персоналий, говорит З. Вагнер, окажутся Егор Гайдар и Олег Газманов, Алла Леви и Владимир Гусинский, Лев Рохлин. Было бы справедливо, если бы к ним добавились и такие имена, как И. Зильберштейн — доктор искусствоведения, историк, литератор, инициатор создания первого в России музея частных коллекций, Л. Тернер — создатель электронной музыки.
Главный редактор РЕЭ Г.Г. Брановер.
В РЕЭ впервые в русском энциклопедическом издании помещены статьи, посвященные диссидентам и правозащитникам, в том числе Л. Богораз-Брухман, П. Литвинову, П. Якиру, Е. Боннэр, руководителю Фонда защиты гласности А. Симонову (сыну поэта К. Симонова).
РЕЭ распространяется также в США. Приводим выдержку из статьи Марка Штейнберга "Российская еврейская энциклопедия", опубликованной в газете "Еврейский мир" (14.05.98): «Для меня, полжизни собирающего сведения о военной истории еврейского народа, главный интерес в первой части РЕЭ вызвали евреи — военачальники и герои. И здесь множество открытий. К примеру, Израиль Борисович Разгон. Я знал, что он еврей и участник гражданской войны. Но не имел понятия о создании им Бухарской народной армии, о том, что он был главным советником Чан Кайши, начальником знаменитой китайской военной академии Вампу, действовавшим под псевдонимом генерала Ольгина, что он был заместителем командующих Черноморским и Балтийским флотами.
В РЕЭ названы одни из основных создателей легендарной "катюши" — реактивной установки времен Великой Отечественной войны — Гвай, Слонимер и Шварц, которые только посмертно, в 1991 году, были удостоены звания Героя Социалистического Труда».
В РЕЭ сообщается, что И. Разгон осенью 1937 года был арестован и расстрелян.
Первый том РЕЭ издавался дважды; во втором издании, вышедшем в России, имя И. Гвая оказалось пропущенным.
Кроме дат жизни, в РЕЭ указывается также время присвоения почетного звания. Из сопоставления дат видно, что звание Героя Социалистического Труда И. Гваю, Б. Слонимер и Л. Шварцу действительно было присвоено посмертно; однако прямое указание на это представляется предпочтительным. М. Штейнберг несколько более конкретно сообщает о также включенных в РЕЭ генералах, создателях новейшей боевой техники, Героях Социалистического Труда Л. Гоноре, М. Бисновате, Ж. Котине.
Газета "Русская мысль" (Париж, октябрь 1998 года) в статье, посвященной выходу Российской еврейской энциклопедии, отмечая, что в РЕЭ есть имена, которые не встретишь ни в одном другом справочном издании, пишет: "Само это издание свидетельствует о возрождении иудаистики в России, которой занимаются ученые и еврейского, и нееврейского происхождения, в том числе выпускники факультета иудаики Российского гуманитарного университета".
Любопытно отметить, что наиболее часто в РЕЭ встречаются фамилии Рабинович (56 раз!) и Гуревич (47 раз!).
Несколько замечаний по тексту и оформлению РЕЭ.
Многие статьи в РЕЭ кончаются словами "репрессирован", "арестован", "расстрелян". Целесообразно было бы указать не только то, что репрессии носили политический характер, но и факт, а также дату реабилитации.
В первой части РЕЭ статьи приводятся в алфавитном порядке, и приходится просматривать все тома, чтобы оценить роль евреев в какой-либо области деятельности, их число среди Героев Советского Союза или нобелевских лауреатов (вместе с уехавшими и получившими Нобелевскую премию уже в другой стране их не меньше 14). Такие обобщающие данные можно было бы привести в восьмом, дополнительном, томе. По-видимому, более удобной явилась бы разбивка персоналий по роду деятельности, а внутри каждого раздела — в алфавитном порядке.
Третий том было бы полезно снабдить алфавитным указателем (это может быть сделано в восьмом томе). Кроме того, для удобства пользования целесообразно дать на корешках томов граничные буквы или, еще лучше, слова, как это принято во многих энциклопедических изданиях.
РЕЭ является уникальным, весьма интересным и полезным энциклопедическим изданием, которому суждена долгая жизнь. Можно надеяться, что приведенные замечания будут учтены при ее переиздании.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru