[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 1999 ИЯР 5759 — 4 (84)
НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН СНГ
Биньямину Нетаниягу переводчик не понадобился
Во время своего последнего визита в Москву премьер-министр Израиля г-н Биньямин Нетаниягу встретился с учащимися и преподавателями московской еврейской школы "Ахей Тмимим и Бейт Ривка" Движения "Хабад-Любавич". Посетить школу его пригласили президент фонда "Ор Авнер" и Федерации еврейских общин СНГ г-н Леви Леваев и председатель объединения раввинов СНГ раввин Берл Лазар. Это первая еврейская общеобразова- тельная школа, открытая после перестройки.
Дети встретили премьер-министра приветствиями на хорошем иврите. Гость ненадолго превратился в учителя этого языка в одном из классов. Проведенный им блиц-анализ знаний учащихся по письму и речи его приятно удивил. Выяснилось, что за тысячи километров от Израиля еврейские дети изучают иврит на весьма высоком уровне.
В компьютерном классе премьер-министра ознакомили с компьютерной программой об Исходе евреев из Египта, законах праздника Пейсах и т.д. Он с удовольствием слушал пасхальную песню, включенную в программу. Компьютерное оснащение школы вызвало у него восхищение. Руководитель еврейского государства уверен, что именно за компьютерным обучением стоит будущее.
В актовом зале, где состоялась встреча премьер-министра с учениками и их учителями, его приветствовал директор школы г-н Куравский.
Выступивший на встрече раввин Лазар отметил, что израильские гости обычно интересуются тем, сколько детей из школы репатриировалось в Израиль, сколько собирается это сделать. Раввин пояснил, что руководство фонда "Ор Авнер" поставило перед собой задачу дать учащимся в стенах школ настоящее еврейское образование, чтобы те, кто репатриируется в Израиль, знали, что они едут в Святую Землю, которую еврейский народ получил от Всевышнего.
После раввина выступила одна из учениц школы с приветствием премьер-министра Израиля от имени всех школьников на иврите.
Г-н Леви Леваев поделился своими детскими воспоминаниями о самоотверженности, на которую шли его дед и отец ради еврейского образования, и своей удовлетворенностью тем, что сегодня десятки тысяч детей могут получить в школах Хабад-Любавич в СНГ еврейское образование на высоком уровне.
Свое выступление Биньямин Нетаниягу начал с того, что переводчик может отдохнуть: все собравшиеся прекрасно его поймут на иврите. Главное, что прозвучало в его выступлении, — пожелание, чтобы в самое ближайшее время дети и их родители, все другие евреи оказались в стране Израиля: "В будущем году — в отстроенном Иерусалиме!"
Премьер-министр подарил школе серебряную ханукию.
В беседе с раввином Лазаром и г-ном Леваевым г-н Нетаниягу получил информацию о деятельности фонда "Ор Авнер" и Федерации еврейских общин, в частности о подготовке к празднику Пейсах. Присутствовавший на встрече спонсор еврейских праздников в Москве г-н Авраам Гаст преподнес премьер-министру... пачку мацы, одну из сотен тысяч доставленных в этом году в СНГ из Израиля Федерацией.
Сейдер беседер
Посланники Хабада отправились в двадцать городов России, чтобы провести там пасхальный Сейдер
Вечером 14-го числа весеннего месяца Нисана, выпавшего в этом году на
31 марта, согласно древней, уходящей своими корнями в Тору традиции, евреи празднуют Пейсах, садятся за праздничный стол и проводят Сейдер.
Слово "сейдер" на иврите означает "порядок". В данном случае — это порядок празднования, включающий ритуальную трапезу, молитвы и рассказ об Исходе евреев из Египта. Во время трапезы едят горькую зелень и мацу, напоминающие одновременно о тяжелом рабстве и обретенной свободе.
На Сейдере Исход перестает быть историей, случившейся в незапамятные времена, более трех тысяч лет назад, а переживается как нечто актуальное, происходящее с сидящими за столом здесь и сейчас.
Пейсах — праздник семейный. Тора обращается к каждому взрослому еврею: ты должен рассказать об Исходе своим детям, это твой долг.
Увы, исполнение этого долга сегодня в России оказывается для многих весьма и весьма затруднительным. И дело совсем не в давлении властей, как это было совсем недавно. К настоящему времени ситуация изменилась кардинально. Дело в том, что поколения евреев, выросших вне собственной религиозной и национальной традиции, сами в определенном отношении являются детьми, сами нуждаются в том, чтобы кто-то рассказал им об Исходе.
На Сейдере ребенок спрашивает отца: "Чем отличается эта ночь от других?" Сегодня этот вопрос могли бы задать и многие взрослые. Люди хотят войти в свое религиозно-национальное русло, и лучший момент для этого, чем Пейсах, трудно себе представить.
Но как это практически сделать? Для этого в синагогах проводятся большие общественные Сейдеры, в которых участвуют сотни людей.
Но и тут возникают проблемы. Примерно в 150 городах России существуют еврейские общины. Раввины же есть не более чем в двадцати. Естественно, общины, в которых раввинов нет, нуждаются в помощи.
Такая помощь оказывается главным образом через Федерацию еврейских общин, аккумулирующую и распределяющую финансовую помощь на проведение Сейдера. Она же координирует усилия волонтеров, отправляющихся за тридевять земель, чтобы помочь людям исполнить свой долг: "рассказать сыну своему..."
Волонтеры — это молодые люди (20—25 лет), студенты ешив Израиля и США, профессионалы, прекрасно знающие, "как это делается", и готовые поделиться своим знанием с другими.
"Как это делается" относится не только к правильному проведению Сейдера, но и к тому, чтобы он был абсолютно кошерным, то есть чтобы помещение, еда, вино, виноградный сок и посуда соответствовали определенным требованиям, обычно не слишком легко выполнимым людьми, живущими вне еврейского традиционного круга.
Приехавшие издалека волонтеры — это и носители еврейской культуры. Дело ведь не в обеспечении некой механической правильности, но в том, чтобы придать празднованию нечто неуловимое — дух и стиль, то, чему нельзя научить академически, а можно передать только при личном общении.
На иврите "беседер" означает "о'кей", "в порядке". Волонтеры обеспечивают кошерный Сейдер — Сейдер беседер!
Они предпочитают дальний путь празднованию в своей ешиве, в дружеском или семейном кругу. Все они принадлежат к хасидскому движению Хабад, едва ли не самому активному в иудаизме.
Они едут не только в Россию, их маршруты проходят по всем странам мира, где есть хотя бы горстка евреев, которые хотели бы сесть все вместе за пасхальный стол, но нет человека, который мог бы провести Сейдер. Они проводят Сейдер в самых экзотических местах: в Заире, на Аляске, в Катманду, в Непале. Молодые израильтяне, отслужив в армии, любят путешествовать и часто отправляются в Юго-Восточную Азию, где много экзотики и можно прожить на доллар в день. Пейсах в Бангкоке — событие, которое запоминается на всю жизнь.
В этом году Федерация еврейских общин направила по всей России 40 волонтеров. Они побывали (по двое) в двадцати городах. По крайней мере один из двух знает русский язык.
Число участников проводимых волонтерами Сейдеров в этом году, как и в прошлые годы, в разных местах колебалось от 150 до 300. Удивительно, что несмотря на то увеличивающийся, то уменьшающийся, но все же непрерывный отъезд евреев из России, это число как бы и не уменьшается, а интерес к традиции постоянно возрастает, создаются новые общины.
В Пейсах с особой силой звучит мотив единства еврейского народа, разбросанного по всему миру, общей судьбы тех, кто вышел некогда из Египта. Исход из Египта рассматривается не только как внешнее событие, но и как внутренний императив для каждого еврея, как изменение жизни, постановки ее в новый контекст, наполненный новым смыслом. Эта мысль звучит в древних текстах пасхального Сейдера, об этом говорили приехавшие из США и Израиля посланники Хабада, обращаясь к своим братьям в Уфе, Красноярске, Владивостоке и многих других городах России.
ПЕЙСАХ В ЛАТВИИ
Весь март в организации "Хабад-Любавич" Риги непрерывно звонили телефоны: люди интересовались, какие мероприятия намечены на праздник Пейсах. И никто не остался разочарованным, ни дети, ни взрослые.
Для детей из школы и детского сада "Охел-Менахем", для всех еврейских ребят города два дня работала мацепекарня, где каждый мог не только узнать сохраненные в веках тайны выпечки мацы, но и своими руками ее испечь. Была подго-товлена интересная познавательно-развлекательная программа с показом слайдов о празднике Пейсах, привезенных из Израиля, проведением конкурсов на знание еврейских традиций и культуры. Тем, что дети узнали в эти два дня, они потом поделились с друзьями и родственниками.
Для женщин, посещающих махон "Хая—Мушка", была прочитана лекция о празднике Пейсах, о том, какие законы следует выполнять в праздничные дни, почему мы едим мацу, как правильно избавиться от хомеца. Во многих еврейских домах Риги в этом году Пейсах впервые был проведен согласно всем традициям, что немаловажно для сохранения еврейского духа — идишкайт. Как и в прошлые годы, нуждающиеся Латвии смогли получить мацу и все необходимое для проведения праздника.
Главным событием Пейсаха явились два Сейдера, проведенные в школе "Охел-Менахем". Около 300 человек собрались в празднично украшенном зале за красиво накрытыми столами, чтобы торжественно встретить праздник. Пришли пожилые люди, которые в обычные дни с большим трудом выходят из дома, матери привели своих маленьких детей. Все с большим вниманием слушали чтение Агоды, дети с удовольствием отвечали на вопросы, показав, что знают даже больше своих родителей.
Все это вселяет надежду, что в будущем году на пасхальный Сейдер соберется еще больше людей, чтобы всем вместе показать — только следование традициям, соблюдение всех еврейских законов и вера в Б-га хранили и спасали наш народ со времен Исхода из Египта до наших дней.
ПЕЙСАХ В ДОНБАССКОМ РЕГИОНЕ
В двадцати двух городах и населенных пунктах Донбасса пасхальный Сейдер собрал свыше шести с половиной тысяч человек. В преддверии праздника благотворительный фонд "Хесед Цдака" совместно с еврейским общинным центром Донецка вручил восемь тысяч подарков пенсионерам и малоимущим, а в синагоге практически все дончане — евреи, участники войны получили дополнительно мацу.
Празднества в Донбассе были организованы при финансовой поддержке Федерации еврейских общин СНГ.
С таким размахом, как в этом году, пасхальный Сейдер здесь еще не проводился. Только в первую ночь праздника в Донецке за пасхальным столом сидели 1250 человек. Сейдер в десяти точках города проводили приглашенные гости из Израиля и Америки, помощники главного раввина Донбасса Пинхаса Вышецкого и члены общины, прошедшие специальную подготовку. Ее координатором являлся директор общинного центра Донецка Аарон Вагнер. Посланниками донецкого раввина во все места проведения праздника были заранее доставлены пасхальные продукты и литература, описывающая порядок проведения Сейдера, и Агода.
Евсей Городецкий из Мариуполя, человек преклонного возраста, признался, что праздник Пейсах стал для него откровением. Советское воспитание сделало свое дело: "Как это ни парадоксально, свой выход из Египта я начинаю только сегодня. И в путь меня позвала еврейская община Донбасса".
А вот что сообщила Ева Ковнер, проживающая вблизи поселка Новоселка: "До недавнего времени еврейскими у меня были только имя и фамилия. Благодаря еврейскому образованию — а учиться никогда не поздно, — в свои уже немолодые годы еврейкой становлюсь и я сама. Не по паспорту, по документам я была еврейкой всегда, а по самой сути. И это — благодаря празднику Пейсах".
И еще несколько откликов, уже из Донецка. "Мы благодарны Эстер и Нохуму Лейдикерам, посланникам Любавичского Ребе, пригласившим нас на пасхальный Сейдер. И благодарны вдвойне за то, КАК они его провели. Это было так трогательно, тепло и остроумно, что даже возникли некоторые подозрения, кстати, подтвердившиеся: Нохум действительно оказался родом из Одессы"...
Многие из тех, кому посчастливилось быть участниками празднования Пейсаха, отметили, что окружавшая их сердечная атмосфера, чувство родства даже с теми, кого они увидели впервые, — это урок праздника, который сплотил собравшихся и еще на несколько шагов отдалил их от Египта, приблизив к свободе и свету.
Дмитрий Савгерич
КРАСИВЫЙ ПРАЗДНИК
Даже пестрые гирлянды, ярко освещавшие в этот вечер территорию николаевской синагоги, весело подмигивали всем входящим: "А гут йом тов!" Праздничная атмосфера преобразила все вокруг. Звезды сияли ярче, и улыбки были лучезарней, и море положительных эмоций надолго вселилось в сердца собравшихся. Благодаря стараниям главного раввина города Николаева и Николаевской области Шолома Готлиба празднование получилось по-настоящему красивым, веселым и знаменательным.
Вечером 31 марта к синагоге стали подтягиваться николаевские евреи, нарядные и торжественные. Женщины зажгли праздничные свечи. По окончании службы в синагоге и других местах начались пасхальные Сейдеры.
Для желающих вместе отпраздновать начало Пейсаха были накрыты столы с традиционными еврейскими блюдами в синагоге, в шахматном клубе и в театре имени Чкалова.
В это же время в пасхальном Сейдере участвовали 300 евреев в городе Первомайске и 250 — в Вознесенске.
Все, независимо от пола и возраста, получили в этот вечер полную меру радости и хорошего настроения, узнали много интересного об освобождении евреев из египетского рабства.
А николаевский раввин пешком обходил все места, где "коллективно" отмечали праздник, чтобы убедиться — Сейдер проводится там по всем правилам, и еще раз поздравить его участников. Всех евреев города раввин Шолом Готлиб поздравил в этот вечер с наступающим праздником с экрана местного телевидения.
Увиденным раввин остался вполне доволен. Люди ели, пили, читали и слушали Агоду, отдыхали, улыбались и отвечали на вопросы заглянувшим на праздник журналистам из местных средств массовой информации.
Нынешний николаевский раввин сумел так организовать свою деятельность, что синагогой заинтересовались не только средства массовой информации, но и вся городская общественность: здесь есть на что посмотреть, чему поучиться. Посмотреть на царящую здесь атмосферу тепла, заботы и внимания, поучиться той выдержке и силе духа, которые в свое время помогали евреям переносить страшные годы гонений.
Накануне праздника 2000 евреев Николаева получили продуктовые наборы, разумеется, включавшие мацу.
Виктория Шульгина
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru