[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 1999 НИСАН 5759 — 3 (83)

 

"Глава о месяце"

Еврейские мудрецы постановили, что в субботу, предшествующую началу месяца Нисан, равно как и в случае, если она приходится на первое число месяца, когда благословляется его наступление, в синагогах, помимо недельной главы Торы, читают еще и Парашас Аходеш, "Главу о месяце" — отрывок из недельной главы Бо (Шмойс, 12).

Если суббота, в которую благословляется наступление Нисана, не совпадает с началом месяца, семь человек читают недельную главу, а мафтир — "Главу о месяце". Когда эта суббота приходится непосредственно на первое Нисана, из Арон Акодеш достают три свитка Торы. Недельную главу читают шесть человек. По окончании чтения Кадиш не произносят — ведь Тору еще не читали семь человек, как того требует традиция. Седьмой человек читает по второму свитку отрывок из главы Пинхас, посвященный жертвам новомесячья (как и во все другие месяцы), затем произносят Кадиш. По третьему свитку мафтир читает "Главу о месяце".

Дополняет чтение глава из "Пророков" Афтара — 45-я и 46-я главы из книги пророка Йехезкеля. В этих главах рассказывается об обычаях и жертвоприношениях нового месяца, с первого его дня, о жертвах, приносимых народом Израиля, о правах и обязанностях Наси — царя Израиля, о том, каким образом он входит в Иерусалимский Храм и выходит из него.

Обычаи, связанные с чтением Афтары, у сефардских и ашкеназских евреев различны. Сефарды начинают чтение со слов "Так сказал Г-сподь Б-г: в первый день первого месяца..." и завершают его словами "Утро за утром — постоянное всесожжение...". Ашкенази добавляют два предложения в начале и три в конце отрывка, поскольку в начале речь идет о почете, который народ Израиля обязан оказывать своему Наси ("Весь народ страны должен давать это приношение Наси Израиля", а в конце — о правах народа, которые Наси обязан оберегать ("И не возьмет Наси из надела народа, лишая его наследия, из собственного владения даст он надел своим сыновьям, чтобы никто из Моего народа не был изгнан из своего владения").

Существует также обычай добавлять к этой Афтаре первое и последнее предложения обычной Афтары новомесячья ("Так сказал Г-сподь: Небеса — Мой престол", когда суббота, в которую ее читают, приходится на первое Нисана, или же первое и последнее предложения Афтары "Завтра начало месяца" — если эта суббота приходится на день, предшествующий новомесячью.

Принято не доверять чтение Афтары "Глава о месяце" ребенку, не достигшему 13 лет.

"Главу о месяце" всегда читают в субботу, следующую за той, в которую читают Парашат Пара (главу, посвященную Пара адума — "Красной телице"). Между ними никогда не выпадает "пустая" суббота. В Иерусалимском Талмуде приводится намек-объяснение на это правило: «Галоха предписывает выпивать в ходе пасхального Сейдера четыре бокала вина; тот, кто хочет выпить дополнительное количество вина между первым и вторым или вторым и третьим бокалами, может это сделать. Пить вино между третьим и четвертым бокалами запрещено. Точно так же Галоха не оставляет "лишней" субботы между чтениями "Главы Пара" и "Главы о месяце", ведь "Глава Пара" — третья, а "Глава о месяце" — четвертая и последняя из специальных тематических глав, читаемых в это время года в синагогах».

 

Публичное оглашение

Особое значение месяца Нисан, объявленного Торой "главой" и "царем" месяцев года, стало причиной того, что суббота, приходящаяся на его новомесячье или предшествующая ей, отличается от остальных суббот, даже если они также приходятся на новомесячье. Существует заповедь освящать Нисан больше, чем все другие месяцы года. Поэтому о наступлении месяца объявляется в синагогах в субботу, когда евреи собираются вместе для молитвы. Это дополнительное освящение заключается в чтении Торы по трем свиткам и чтении особой Афтары.

Необходимо иметь в виду, что чтение "Главы о месяце" в синагоге не заменяет освящения месяца, которое может совершить только бейс-дин после опроса свидетелей, видевших молодой месяц. Это дополнительное субботнее освящение, смысл которого заключается в публичном оглашении, совершается только в начале Нисана. Оно напоминает нам о приближении праздника Пейсах и необходимости готовиться к исполнению заповеди праздничного паломничества в Иерусалим. Исполнение этой заповеди более ответственно в Пейсах, чем в Суккос и Швуэс, поскольку во времена Храма паломники приносили в Пейсах особую пасхальную жертву. Необходимо помнить, что ошибка, допущенная при совершении этого жертвоприношения, может повлечь за собой корес — смертную казнь, устанавливаемую Небесным судом. К тому же тот, кто не смог совершить персональные жертвоприношения в Суккос и Швуэс, имеет возможность восполнить упущенное, в Пейсах же такой возможности нет.

 

Рассказы еврейских мудрецов, связанные с "Главой о месяце"

Написано в "Главе о месяце": «И сказал Б-г, обращаясь к Моше и Аарону в стране египетской, так: "Месяц этот для вас — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года"» (Шмойс, 12:1-3).

Наши мудрецы спрашивают: «Почему сказано "в стране египетской", а не просто "в Египте"?».

Рабби Ханина объясняет: «Всевышний предписал нам в Торе: "Если ты ссужаешь ближнего твоего чем-нибудь, то не входи в дом его, чтобы взять у него залог. На улице постой, а человек, которого ты ссужаешь, пусть вынесет тебе залог на улицу" (Дворим, 24:10,11). Точно так же поступил Он сам — обратился из "страны египетской", но не из [центра] Египта, [где сидел фараон, царь Египта]».

Из этого мы узнаем, что евреи были отданы египтянам в качестве залога, пока не будет взыскана "плата" (или наказание), наложенная на евреев Всевышним, когда Он заключал союз с Авраамом: "Пришельцами будут потомки твои в чужой земле, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет". Как только истек отведенный срок и было исполнено закрепленное в договоре обязательство, сразу же пришел настоящий Хозяин и потребовал свой залог — еврейский народ. Согласно законам Торы Он не вошел в дом фараона, а предъявил свои требования снаружи. Но фараон отказался исполнить свои обязательства, тогда Всевышний "вошел" в Египет и применил силу, чтобы заставить египтян отпустить еврейский народ.

Существует и другой ответ на вопрос, почему в Торе сказано "в стране египетской", а не просто "в Египте". Эти слова подчеркивают любовь Всевышнего к народу Израиля.

Говорит рабби Шимон: «Велика любовь Всевышнего к народу Израиля. Ибо отправился Всевышний в места, где царствовали идолопоклонство, мерзость и нечистота, чтобы освободить Израиль. Это можно сравнить с решением проблемы, стоящей перед коэном, чья трума, принадлежащая ему часть урожая, случайно оказалась на кладбище. Кладбище — это источник ритуальной нечистоты, и священнику запрещается ступать на него, как и оскверняться иным образом. Но и трума не должна находиться в таком месте. Что же делать? Священник принимает решение войти на кладбище и забрать труму. Ведь даже соприкоснувшись с нечистотой, он может затем очиститься, тогда как без него трума останется на кладбище навеки. Всевышний решил войти в нечистый Египет, чтобы спасти свою труму — народ Израиля. После того как евреи были выведены Им из Египта, Он (подобно еврею, который, соприкоснувшись с ритуальной нечистотой, попросил бы священника очистить его) обратился к первосвященнику Аарону со словами: "И искупит святилище..." (Ваикра, 16:33)».

Сказанное в Торе: "Месяц этот для вас..." следует понимать как "переданный вам".

Рабби Иеошуа бен Леви говорит: «Представим себе царя, у которого были драгоценные часы, по которым он определял время. Когда сын царя вырос, отец отдал ему эти часы. Так и Всевышний сказал народу Израиля: "До сего дня Я рассчитывал годы и месяцы, отныне это будет ваша задача"».

О том же гласит псалм: "Многое сделал Ты, Г-сподь Б-г мой, чудеса и помыслы Твои — к нам". Рабби Симон поясняет: «Слова "помыслы Твои" следует понимать как "вычисления Твои". В течение 2448 первых лет Творения, до выхода Израиля из Египта, Всевышний осуществлял все вычисления и объявлял о начале лет и месяцев. Но когда Израиль вышел из Египта, Он передал им эту обязанность: "И сказал Г-сподь Моше и Аарону в стране египетской, говоря..." Для чего здесь стоит [как бы ненужное] слово "говоря"? Чтобы подчеркнуть: отныне "этот месяц — в вашем распоряжении"».

Наши мудрецы комментируют слова Песни Песней "Голос возлюбленного моего! Вот он идет! Скачет он по горам, прыгает по холмам". Рабби Иегуда объясняет: «Слова "Голос возлюбленного моего" относятся к Моше. После того как Моше сообщил евреям: "В этом месяце вы обретете свободу", они возразили: "Как можем мы освободиться в этом месяце, ведь Всевышний сказал нашему отцу Аврааму: "И поработят их, и будут угнетать их четыреста лет", а нашему рабству  всего двести десять лет?" Но Моше ответил: "Всевышний решил освободить вас и пренебрег расчетами. Он "скачет по горам" — отбрасывает в стороны расчеты месяцев и лет, вот почему в этом месяце вы обретете свободу"».

 

Месяц освобождения

Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению. Так из мрака вырывается луч света — и ниоткуда больше. Наши мудрецы сказали: «Еврейский народ обратился к Всевышнему с вопросом: "Властелин мира! Когда Ты освободишь нас?" И Всевышний ответил: "Когда вы опуститесь на последнюю ступень, Я освобожу вас"».

Когда появился на свет Ицхак, окружающие считали, что он рожден для рабства. Ведь Всевышний сказал Аврааму: "Пришельцами будут твои потомки". Тем не менее Ицхак стал отцом свободного народа. История жизни Ицхака включает Акеду — "связывание", когда Авраам привязал его к жертвеннику. Казалось, потомство Авраама обречено на гибель, однако Акеда стала залогом благополучия потомков Ицхака, подвигом, за который они были одарены вечной жизнью. Облачившись в одежду Эсава, Яаков вошел в шатер Ицхака, чтобы получить его благословение. Объятый страхом, он говорил себе: "Я буду в его глазах обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение" — и вышел из шатра, получив бесценное благословение для себя и своих потомков на вечные времена. Точно так же все прочие беды и несчастья, выпадавшие на долю потомков Яакова во всех поколениях, оборачивались в конце концов спасением, светом, который становился тем ярче, чем более глубоким был мрак, в который они вначале погружались. Это относится и к грядущему освобождению, вырывающемуся, как луч света из глубокого мрака, в час, когда окончательно исчезает надежда, — именно тогда Всевышний озаряет нас своим светом. Когда же это происходит? В месяце Нисане, который с начала времен был отведен Всевышним для освобождения еврейского народа во всех поколениях. Все несчастья, выпадающие Израилю в этом месяце, неизбежно оказываются лишь началом, первым актом освобождения, и именно так учили мудрецы в Мидраше.

"Месяц этот для вас" — сказано в Торе. А в Тегилим говорится: "Решение Г-спода устоит вовек... Счастлив народ, что Г-сподь — Б-г его". Это значит, когда Всевышний создал мир, Он установил порядок месяцев и лет — "Решение Г-спода устоит вовек". А избрав Яакова и его сыновей, Он постановил, что начало Нисана станет началом месяца освобождения, в котором еврейский народ выйдет из египетского рабства. В этом же месяце ждет его и окончательное освобождение. Ведь именно в нем родился Ицхак и произошла Акеда, именно в нем Яаков получил отцовское благословение, и именно на него намекает Всевышний, говоря об освобождении: "...первый он у вас из месяцев года".

 

Первый из месяцев

Итак, как сказано в Торе, "Месяц этот для вас — начало месяцев". Из этого следует, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. День освобождения — событие более важное, чем любое другое, в том числе день рождения. До того как еврейский народ вышел из египетского рабства, время отсчитывали от Сотворения мира, от момента его обновления после Потопа в дни Ноаха (так, например, в Торе сказано: "...Шем, ста лет от роду, родил Арпахшада, через два года после Потопа" — Брейшис, 11:10), от рождения Авраама, от дня, когда Всевышний заключил с ним союз — брис бейн а-бесорим (например, "...по истечении четырехсот тридцати лет, в тот самый день..." — Шмойс, 12:41). Но после того как евреи вышли из Египта свободным народом, они стали отсчитывать время от дня освобождения. Об этом и говорят слова Торы "Месяц этот для вас — начало месяцев".

Объясняя перемену системы отсчета, мудрецы рассказывают притчу о царе. Когда у него родился сын, он объявил день его рождения ежегодным праздником. Но затем этот сын попал в плен к врагам и провел у них много лет. День, когда он наконец освободился, царь объявил новым великим праздником. Так, до своего прихода в Египет, евреи отсчитывали время от дня заключения брис бейн а-бесорим, когда было предопределено, что рабство будет продолжаться четыреста лет. После того как они пришли в Египет, были порабощены, стали свидетелями чудес, совершенных для них Всевышним, и вышли на свободу, точка отсчета стала иной.

Сказанное в Торе "Первый он [месяц Нисан] у вас" следует понимать "для вашей пользы". Если этот месяц хорош сам по себе, он будет хорош и для вас. И даже если он сам по себе окажется нехорош, для вас он будет хорош. Так или иначе, в любом случае, "первый он у вас" — "для вашей пользы".

"Первым" назван Всевышний в Писании: "Я — первый и Я — последний, и кроме Меня — нет Б-га".

Цион, Храмовая гора, также назван "первым": "Престол величия возвышен над первым, место святилища нашего".

Первым названы и Эсав, о котором сказано: "И вышел первый" (Брейшис, 25,25), и Мошиах, о котором сказано: «Первый возвестит Циону: "Вот, вот они"».

Это значит, что Всевышний, который назван "Первым", построит Храм, который назван "первым", накажет Эсава, названного "первым", и приведет Мошиаха, также названного "первым". Произойдет это в Нисане, первом месяце, про который в Торе сказано: "Месяц этот для вас — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года".

 

Год и месяц

Слово "год" происходит от того же корня, что и слова "древний", "сон". Все, что относится к году, установлено еще в первые шесть дней Сотворения мира, соотносится с законами природы, которые установлены Всевышним в начале Творения и не могут меняться.

Слово "месяц" родственно слову "обновление", и то, что относится к месяцу, постоянно обновляется. Месяц связан с чудесами — сверхъестественными явлениями, выходящими за рамки законов природы. Всевышний совершает их время от времени по Своему желанию, показывая тем самым, что Он, и только Он, — Властелин мира.

 

Израиль и другие народы

Образ жизни всех народов мира определен календарным годом. Он не знает иного обновления, чем то, которое установлено от Сотворения мира. С этого момента жизнь людей подчиняется законам природы, и они не могут выйти за их рамки. Еврейский народ находится в особом положении. Ради него Всевышний изменил законы природы и тем самым проложил для Израиля другой путь и другой жизненный порядок. При помощи явных чудес Он освободил евреев из Египта, "исторг один народ из недр другого знаками и чудесами, войной и сильной рукой, простертой дланью, великими потрясениями и раскрытием Своего присутствия".

Этот путь, путь чудес, Он оставил в распоряжении Израиля и на будущее, для всех последующих поколений. Поэтому у всех остальных народов есть только один Новый год, — первого Тишрея, в день, напоминающий о Сотворении мира. Именно в этот день они подвергаются Суду Всевышнего и решается их судьба. У Израиля же в году несколько дней Рош а-Шона. Это начала месяцев и, прежде всего, первого и важнейшего из них — Нисана. Каждый месяц Израиль ожидает прибавления сил как естественным, так и сверхъестественным путем. В Нисане эти ожидания особенно велики: еврейский народ ждет открытого проявления Шехины — Б-жественного присутствия и полного обновления. Поэтому и сказано в Торе: "Месяц этот для вас" — путь обновления и управления миром предназначен только для вас, месяц Нисан — это точка, с которой начинается сверхъестественное управление Творением.

 

"Первый" — основной и важнейший

Законы природы распространяются и на Израиль, естественный путь открыт перед ним точно так же, как и перед другими народами, он может преуспеть на этом пути даже больше, чем другие народы. Но необходимо помнить, что у него есть и путь чудес, сверхъестественных явлений, и этот путь является для него основным и важнейшим. Сказанное в Торе "Первый он у вас из месяцев года" означает, что "сверхъестественный путь", олицетворяемый "месяцем", является более важным, чем естественный путь, олицетворяемый "годом", и предшествует ему.

Сверхъестественное происхождение является главным источником успехов еврейского народа во все времена. Евреи побеждают своих врагов при помощи чуда, когда Всевышний открывается им. Поэтому в день Синайского откровения Он сказал: "Я — Б-г, Всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской..." (Шмойс, 20:2), а не "...который сотворил тебя и вывел из страны египетской". Всевышний упомянул главное и опустил второстепенное.

По еще одной интерпретации слов Торы "Первый он у вас из месяцев года", Всевышний сказал Израилю: «Мне недостаточно того, чтобы вы прославляли Мое имя лишь тогда, когда Я совершаю для вас чудеса. Вы должны прославлять и возвышать его не только тогда, когда речь идет о "месяце" (то есть о чуде), но и когда речь идет о "годе" (то есть о законах природы). Вы должны показать всему миру, что и тут возможно обновление и не следует воспринимать как само собой разумеющееся то, что относится к естественному ходу событий». Об этом и говорят слова: "Первый он у вас..." — Из чего? — "из месяцев года", и вы должны раскрыть секрет обновления, сокрытый в самой природе, в "годе".

 

"Для вас" — "ради вас"

Выводя евреев из Египта, Всевышний изменил систему законов природы, чтобы продемонстрировать Свою мощь и роль Израиля в мире. Свою мощь — чтобы все поняли: Он — всемогущий Творец, создающий и изменяющий мир по Своей воле. Роль Израиля — чтобы все знали: мир был создан только ради него. Когда Творец решил продемонстрировать Свою мощь и изменил миропорядок, Он сделал это ради Израиля. Он мог освободить Израиль из Египта, и не прибегая к чудесам, равно как и естественным образом не допустить порабощения евреев египтянами. Однако целью изгнания евреев в Египет была демонстрация мощи Всевышнего как самим евреям, так и всему миру. Народы должны были убедиться в том, что мир и всё в нем полностью подчиняются воле Всевышнего и существуют благодаря ей и исключительно ради избранного Им народа. Если Он захочет, законы природы будут выполняться, если Он изменит Свое решение ради Израиля, мир переменится. Поэтому и сказано: "Месяц этот для вас" — "ради вас", ради вас проложен путь обновления мира, путь чудес и сверхъестественных явлений — чтобы возвысить вас так же, как имя Всевышнего возвышается над миром.

 

Потенциал обновления —  только в Торе

Почему Всевышний изменил весь мир, чтобы спасти Израиль, передал ему способность изменять мир, способность, которой он будет всегда пользоваться? Разве не сказано в Писании: "Нет ничего нового под солнцем"?

Всевышний знал с начала времен, что в будущем Израиль примет Тору и будет следовать ей. Он и наделил еврейский народ этой способностью, ради него и совершаются чудеса. Тора предшествовала Сотворению мира, она выше природы. Под солнцем действительно нет и не может быть ничего нового, однако выше солнца, там, где одна только Тора, находится вечный источник обновления.

 

Месяц Нисан

Этот месяц имеет три названия: "начало месяцев" или "первый месяц", "весенний месяц" и Нисан.

Тора назвала его первым, так как с него начинается отсчет месяцев в году, и весенним, так как в нем обновляются и расцветают растительный и животный миры. Этот месяц наделяет жизнью и богатством.

"Нисан" — вавилонское название месяца, его евреи принесли из вавилонского плена. Оно связано и с весной: слово "Нисан" того же корня, что ницан — "почка", "бутон". В Писании сообщается: "Бутоны (ницаним) показались на земле". Наши мудрецы нашли интересное сокращение, скрытое в слове "весна" — авив, "отец двенадцати" месяцев.

Нисану соответствует созвездие Овна, именно "ягненка на каждую семью" евреи приносили в Храм в качестве пасхальной жертвы.

Еще до того как евреи получили заповедь о пасхальном жертвоприношении, многие народы, прежде всего египтяне, связывали этот месяц с созвездием Овна, образованным звездами, восходящими в нем, поскольку Овен — это знак богатства. На языке Торы синонимом Овна является слово Аштерос — "приплод мелкого рогатого скота" (во множественном числе), ассоциирующееся со словом "богатство", — как приплод обогащает своего хозяина, так и месяц Нисан является источником жизни, благословения в течение всего года.

Египтяне, интересами которых были только богатство и физическая сила, обожествили овцу, приносящую приплод именно в этом месяце, и поклонялись ей. Евреи, задачей которых является служение Всевышнему, получили от Него указание зарезать ягненка — идола египтян, своих хозяев, и принести его в жертву Ему, ибо Он — единственный источник богатства и силы, обрести которые можно лишь от Него. Таким образом, и евреи, и египтяне считают созвездие  Овна знаком месяца Нисан, но евреи связывают его со служением Всевышнему, а египтяне — с идолопоклонством.

Так и объясняют мудрецы слова Торы: "...купите или возьмите ягнят для семейств ваших и режьте пасхальную жертву!" (Шмойс, 12:21) — откажитесь от идолопоклонства, зарежьте египетских идолов и принесите пасхальную жертву (Шмойс раба, 16).

Нисан — всегда “полный” (состоящий из 30 дней) месяц, и его Рош Ходеш продолжается один день.

 

Заповедь считать его первым

Вот что писал об этом Рамбан (рабби Моше бен Нахман): «Слова Торы "Месяц этот для вас — начало месяцев..." следует понимать как указание Израилю считать его первым в году и отсчитывать от него все остальные, вплоть до окончания года на двенадцатом месяце. Все это для того, чтобы сохранить в памяти чудо Исхода из Египта, ибо всякий раз, когда мы упоминаем любой из месяцев года, мы тем самым вспоминаем о великом чуде. Тора дает месяцам не названия, а номера и по номерам их называет, точно так же как она не дает названий дням недели, а отсчитывает их от субботы: "первый от субботы", "второй от субботы" и т.д. Отсчет месяцев года ведется от дня выхода из Египта, а не от начала года, поскольку год начинается с месяца Тишрей, как сказано [о празднике Суккос]: "...праздник сбора урожая при переломе года к зиме" (Шмойс, 34:22) или "праздник сбора урожая в конце года..." (Шмойс, 23:16). Стало быть, когда Тора называет Нисан первым месяцем, а Тишрей — седьмым, она отсчитывает их от дня освобождения».

Согласно одному из существующих мнений, те, кто ставит на расписках или иных документах нееврейские даты, в которых месяцы отсчитываются не от Нисана, поступают неправильно. Поскольку Тора называет первым месяцем Нисан, нет и не может быть другого первого месяца, и отсчет следует вести от него. Однако в случае необходимости можно пользоваться названиями нееврейских месяцев — январь, февраль и т.д.

 

"Дни перерыва"

В Нисан не устраивают постов, исключение составляют 1-е, 10-е, 20-е и 26-е числа — дни "поста праведников". Кроме того, 14-го Нисана, в канун праздника Пейсах, по обычаю постятся все первенцы. Жених и невеста постятся в день бракосочетания, в любой день, даже в Рош Ходеш. Не отменяется таанис холом — пост, связанный со сном. Но в этом месяце не оплакивают умерших и не читают в молитве фрагмент Цидук а-дин — "Справедливый суд". Не принято поминать души умерших, иначе как в последний день праздника. Из молитв всего месяца исключаются Нефилас апаим — "Падение ниц", Таханун, Ов а–рахамим (из Шахариса в субботу), Цидкосха цедек (из Минхи в субботу), поскольку Нисан одаряет мир особой, дополнительной святостью. Все дни его считаются "днями перерыва".

Таханун, покаянную молитву, не произносят потому, что после завершения строительства Мишкана двенадцать глав колен Израиля в течение двенадцати первых дней Нисана приносили специальные жертвы, и каждый из этих дней был отдельным праздником. Затем наступил канун праздника Пейсах, сам праздник и Йисру хаг — "первый послепраздничный день". Очевидно, что большая часть месяца прошла в атмосфере праздничной святости, которая распространилась на весь месяц.

В трактате Софрим сказано: «Обычай наших учителей, живущих на Западе (в Эрец Исраэль), — поститься три дня в память о посте Мордехая и Эстер, до и после Пурима, в понедельник, четверг и следующий понедельник. Почему они не постятся в Нисан? Потому, что первого Нисана было закончено строительство Мишкана, затем двенадцать глав колен приносили свои жертвы в течение двенадцати дней, и каждый из этих дней был праздничным. Новый Храм также будет построен в Нисане, в подтверждение того, что "Нет ничего нового под солнцем". Поэтому в Нисан не читают Таханун и не устраивают постов, кроме традиционных — поста первенцев в канун праздника Пейсах и поста в честь мацы, чтобы есть ее во время Сейдера с особым аппетитом».

 

Благословение цветущих деревьев

Рамбам писал: «Всякий, кто выходит в Нисан в поле или в сад и видит там цветущие деревья с набухающими почками, должен произнести следующее благословение: "Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, за то, что Ты ничего не лишил сей мир, создал в нем прекрасные создания, прекрасные и добрые деревья, дабы люди могли воспользоваться ими"». Мы пользуемся несколько иным текстом благословения, сефардские же евреи придерживаются текста Рамбама, выпуская из него лишь  слова "и добрые".

Благословляют только плодовые деревья, к деревьям, не дающим съедобных плодов, благословение не относится. Приурочено оно прежде всего к Нисану, поскольку большинство деревьев цветет в этом месяце. Но если кто-то увидит цветущее плодовое дерево в другое время года, он также обязан его благословить. Те же, кто считает, что слова Рамбама нужно понимать буквально, произносят благословение только в Нисане.

Следуя указаниям Галохи, это благословение не произносят в субботу и в праздничные дни. Чтобы произнести его в будни, надо встретить не меньше двух цветущих плодовых дерева, которые уже не орла, то есть им больше трех лет.

Благословение произносят только один раз в год. Остается неясным, должен ли произносить его тот, кто не видел плодовых деревьев, пока на них не появились плоды. Многие авторитеты возражают против этого, ведь для плодов уже установлено собственное благословение, тот, кто видит их впервые, должен произнести Шеэхейону. Общее правило гласит: если возникает сомнение в законности произнесения благословения, его не произносят.

 

Благословение солнца

Солнце благословляют только в Нисане и только один раз в 28 лет.

Как сказано в Талмуде, «Наши мудрецы учат: "Тот, кто видит солнце в его периоде, луну в ее величии, звезды на их траекториях и созвездия в их порядке, должен произнести "Благословен Ты... сотворивший мир". Что такое "в его периоде"? Абайя называет "раз в двадцать восемь лет"».

В наше время солнце благословляют "в его периоде", промежутки между благословениями всегда одинаковы и известны. Что касается расчетов, связанных с благословением луны "в ее величии", звезд "на их траекториях" и "порядка созвездий", то они сложны и могут быть произведены лишь специалистами. Поэтому Галоха обязывает благословлять только солнце.

Рамбам пишет: «Тот, кто видит солнце днем в Нисане в начале 28-летнего периода, начинающегося в начале ночи со вторника на среду, утром в среду, произносит... "Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший мир"».

Произносят благословение, когда уже виден весь солнечный диск, то есть не в начале восхода солнца, и до трех  часов [солнечного] дня. По мнению одних, тот, кто пропустил этот час, может произнести  благословение до полудня, другие считают три часа дня временной границей. Тот, кто не произнес благословение вовремя, произносит его в сокращенном виде, не упоминая Всевышнего: "Благословен Ты, сотворивший мир". Женщины не произносят этого благословения.

 

Солнечный период

Помимо своего ежедневного вращения, солнце совершает на небе сложное движение с периодом в 365 дней и 6 часов. За это время оно совершает полный круг в своем движении с запада на восток — в противоположность ежедневному вращению с востока на запад. Это значит, что в своем ежедневном движении оно все время понемногу отклоняется к северу или к югу и встает сегодня на востоке не в том месте, где вставало вчера. Так оно отклоняется все сильнее изо дня в день, пока не завершает полный круг и не возвращается на старое место через 365 дней и 6 часов. Это и есть солнечный год.

Разделив год на недели, мы получим солнечный год равным 52 неделям, одному дню и 6 часам. Если бы солнце было создано в начале первого, воскресного, дня Творения, оно вернулось бы на то же самое место на небосводе через 52 недели, один день и 6 часов, в понедельник. Это значит, что "солнечный период" (день недели и час начала солнечного года) сдвигается за год на 30 часов — на один полный день и 6 часов второго дня.

Сколько же времени должно пройти, чтобы "солнечный период" повторился, чтобы восход солнца в одной и той же точке горизонта снова пришелся на тот же день недели и час дня, что и в момент Творения? Необходимо, чтобы сумма 30-часовых годичных сдвигов "солнечного периода" была равна 840 часам, что равно 35 дням (5 неделям). Это составляет 28 лет, 1461 полную неделю.

Еврейские ученые древности расходятся в определении месяца, в который был сотворен мир, — в Тишрей или в Нисан. В том, что касается благословения солнца, победило утверждение в пользу Нисана. Главным авторитетом, придерживавшимся такого утверждения, был рабби Иеошуа.

В любом случае, по общему мнению, Всевышний прикрепил созданные Им светила к небосводу в начале среды — четвертого дня Творения, и солнце впервые осветило мир лишь через 12 часов — утром этого дня. Именно этот момент, считает рабби Иеошуа, и стал первым "солнечным периодом" месяца Нисан. Каждые 28 лет солнце оказывается в той же точке небосвода в тот же день недели и час дня — в начале ночи со вторника на среду. Наутро, когда оно восходит так же, как в день, когда было сотворено Всевышним, и произносится указанное благословение.

"Солнечный период" всегда приходится на Нисан, но может выпадать на разные дни месяца — на его начало, середину или конец. Если бы мы потребовали, чтобы он всегда выпадал на первый день месяца, нам пришлось бы ждать каждый раз 541 год. Однако "солнечный период" не терпит ущерба оттого, что выпадает на разные дни месяца, поскольку отсчет месяцев связан исключительно со сменой фаз луны, тогда как по солнцу мы отсчитываем дни, часы и годы. Следовательно, когда солнце завершает кругооборот, который длится целое число лет, начинается и заканчивается в один и тот же день и час (тот же, что и в начале Творения), завершается полноценный "солнечный период", и мы должны произнести благословение, поблагодарить Творца, сотворившего солнце, как если бы это произошло в этот самый день.

В 5741 году от Сотворения мира (1981-м) завершился 205-й 28-летний "солнечный период". В Нисан этого года мы удостоились возможности благословить солнце. Но если отсчитать 205 раз 28 лет, мы попадем в 5740 год, а не в 5741-й. Почему же мы произнесли благословение только в следующем году? Потому, что, как учат наши мудрецы, в год Потопа светила не двигались по небу, и этот год не взят в расчет.

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.