[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2014 АДАР 5774 – 3(263)
Малер на курорте
Владимир Мак
«Классика на Красном море» — фестиваль, который прошел с 16 по 18 января в Эйлате в двенадцатый раз. Все двенадцать были отмечены присутствием Валерия Гергиева и Мариинского театра, поэтому имя маэстро сохраняется в неофициальном названии фестиваля по сей день.
Выступление Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра на фестивале в Эйлате
Нынешний фестиваль был посвящен юбилею маэстро, в минувшем году отметившему 60-летие и все последние десятилетия поражающему публику и профессионалов уникальным сочетанием музыкальных и управленческих талантов. Высоким положением в оперном рейтинге возглавляемый Гергиевым театр обязан в большой степени главному дирижеру. Он же, в свою очередь, параллельно занимает еще несколько постов, о каждом из которых дирижер может только мечтать: глава Лондонского симфонического и — со следующего года — Мюнхенского филармонического оркестров, постоянный приглашенный дирижер «Метрополитен», руководитель пяти международных фестивалей… И это не считая личных гастролей с лучшими оркестрами и театрами, в числе которых Израильская филармония и Израильская опера.
В программе фестиваля в Эйлате — всегда оперы в концертном исполнении, один симфонический концерт и несколько камерных. В этом году в программе были две израильские премьеры:» «Иоланта» и «Дон Кихот», последние оперы Чайковского и Массне, Девятая симфония Малера и четыре камерных концерта, причем симфоническая и камерная программы тематически были независимы друг от друга. Логично было бы организовать хотя бы символическое участие в камерных концертах солистов оперы и оркестрантов или общность программ, но увы... Из обилия первоклассных израильских исполнителей кто-то выбрал абсолютно посредственных музыкантов. Единственным лучом света оказалась премьера сочинения Йосефа Барданашвили «A Half Full Glass», заказанного фестивалем самому титулованному израильскому композитору.
Гергиевские концерты перенесли из ангара в порту — обычного места проведения эйлатских фестивалей, мало пригодного для исполнения академической музыки, в еще менее удобный старый «Театрон Эйлат». Катастрофическая акустика самым печальным образом сказалась на исполнении «Иоланты» 16 января. Маэстро, только прилетевший из России, был усталым, а примадонна Екатерина Гончарова не показала себя лидером. Все прилично играли и пели, но чуда, из-за которого мы забываем о плохой акустике и духоте, не произошло. Назавтра Валерий Гергиев, отвечая на мой вопрос об акустике зала, обещал внести коррективы. И сдержал слово, подвинув оркестр к авансцене. Главное, артистам захотелось наконец предъявить миру шедевр. Оперу Массне «Дон Кихот» считают неудачной, выделяя лишь финальную арию, которую многие знают в исполнении Шаляпина (оперу заказал Массне импресарио театра Монте-Карло Рауль Гинцбург специально для величайшего баса). На мой же взгляд, опера превосходна. Увлекательное действо, изобилующее яркими оркестровыми эпизодами, гармоничными ансамблями, запоминающимися ариями и блестящим финалом, и исполнено было достойно. Замечательная Дульсинея — меццо Анна Кикнадзе и потрясающие басы: Санчо — Андрей Серов и Дон Кихот — Илья Банник. Чудо состоялось — и страданий по поводу духоты и акустики как не бывало.
И когда 18 января Девятой симфонией Малера фестиваль завершился, ни у кого из постоянных слушателей и критиков Гергиева не было сомнений, что это главное достижение маэстро на фестивале и одно из высших за много последних лет. И если в финале «Иоланты» уставшая публика зааплодировала, не дождавшись финала, то здесь после бессмертного адажио напряженная тишина в зале после того, как отзвучали последние ноты, держалась долго. И лишь когда дирижер медленно начал поворачиваться к публике, зал взорвался аплодисментами.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.