[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2014 ШВАТ 5774 – 2(262)

 

Празднование Пурима в Касабланке. Марокко.
1950-е годы

 

Местные Пуримы

Алекс Коганович

История Пурима — праздника в память об избавлении евреев Персии от грозившей им смертельной опасности — сегодня хорошо известна всем, кто интересуется еврейской историей и традицией. Менее известно, что вплоть до середины прошлого века в различных общинах было принято отмечать так называемый Пурим катан, или малый Пурим. Название этого праздника говорит само за себя — как и «большой» Пурим, малые Пуримы были установлены еврейскими общинами в память об избавлении от того или иного бедствия, угрожавшего местным евреям, или в память о победе над врагами.

В дни местных Пуримов обычно устраивали праздничную трапезу, ходили друг к другу в гости, во многих общинах в синагогах читали специальные тексты, посвященные событию, в честь которого был установлен праздник. Нередко их писали на пергаменте и читали на традиционный распев книги Эстер.

Один из первых местных Пуримов был установлен в Гранаде Шмуэлем а-Нагидом, визирем и полководцем Бадиса, правителя Кордовы. 1 элула (4 августа) 1038 года в битве близ селения Эль-Фуэнте (El Fuente) кордовская армия под командованием а-Нагида нанесла сокрушительное поражение войскам Зухейра, правителя Альмерии. В память об этой победе а-Нагид объявил 1 элула малым Пуримом. Кроме того, всесильный визирь написал специальную поэму «Элока Оз», которую послал евреям Палестины и Вавилонии, призвав их присоединиться к празднику.

Впрочем, еврейских полководцев в Средние века было немного, и победы над врагами они одерживали нечасто. Поэтому чудесным спасением евреи чаще всего были обязаны своевременному вмешательству местных нееврейских властей, которые в последний момент приходили на помощь общине.

Именно это произошло весной 1236 года в городе Нарбонн. По словам местного раввина р. Меира бен Ицхака, в городе как-то повздорили два рыбака, еврей и христианин. Ссора перешла в драку, в ходе которой еврей смертельно ранил противника. Узнав об этом, местные христиане решили отомстить, причем не только убийце, но и всем его единоверцам. Вооруженная толпа ворвалась в еврейский квартал и начала грабить дома. От гибели евреев спасло лишь своевременное вмешательство местного правителя, дона Эмерика. В память об этом 21 адара было объявлено в Нарбонне малым Пуримом.

В 1555 году подобное случилось в Риме, где 3 ияра был найден труп христианина. Как водится, в преступлении обвинили местных евреев, якобы использовавших кровь убитого в ритуальных целях. К счастью, прежде, чем толпа взяла закон в свои руки, был найден настоящий убийца — некий испанец, который и был казнен по личному приказу папы Павла IV. А 3 ияра стало местным Пуримом евреев, проживавших в Риме и Папской области.

В 1614 году гетто Франкфурта-на-Майне в ночь праздника Шавуот было атаковано толпой местных торговцев и ремесленников во главе с пряничником Винцентом Фетмильхом. Двое евреев были убиты, остальным пришлось искать убежища в домах христиан и на кладбище. 24 августа евреи были официально изгнаны из Франкфурта. Торжество антисемитов, однако, длилось недолго. Император Священной Римской империи Матвей приказал вернуть евреев в город, и 10 марта (20 адара) 1616 года изгнанники, сопровождаемые отрядом правительственных войск, под звуки труб и барабанов торжественно вернулись домой. Фетмильх был четвертован; его дом снесен, на его месте воздвигнут позорный столб со стихотворением на немецком и латинском языках, описывающим казнь Фетмильха.

Летом 1538 года остров Крит, находившийся под властью Венеции, был блокирован флотом турецкого Султана Сулеймана Великолепного. 18 тамуза в городе Кандия (Ираклион) распространился слух, что в еврейском квартале якобы прячутся турецкие лазутчики. Естественно, тут же собралась вооруженная толпа, готовая расправиться и со шпионами, и с их «укрывателями». Положение было очень опасным: накануне все здоровые еврейские мужчины были мобилизованы на рытье траншей и строительство укреплений, так что дома остались лишь дети, женщины и старики. Ситуацию спасли лишь энергичные действия местного раввина р. Элияу Каспали. Во-первых, он вышел к толпе и зачитал постановление, согласно которому имущество еврея, не сообщившего куда следует об известных ему турецких агентах, будет немедленно конфисковано. А во-вторых, ему удалось достучаться до местных властей, которые восстановили порядок в городе.

В конце ХVII столетия турки вновь едва не погубили евреев, на этот раз в Италии. В 1684 году, во время войны с Австрией, турецкие войска осадили венгерский город Буду. Вскоре по Европе поползли слухи, что тамошние евреи якобы помогают неприятелю. Когда эти слухи достигли итальянской Падуи, местные католики решили отомстить единоверцам «предателей» и осадили еврейский квартал. Лишь благодаря своевременному вмешательству венецианского дожа дело не закончилось погромом. С тех пор у евреев Падуи появился свой местный праздник — Пурим Буды. Еврейский поэт Исаак Вита Кантарини (1644–1723) посвятил ему специальную поэму, которую читали в этот день в синагоге.

Впрочем, своим спасением евреи порой были обязаны не вмешательству местного правителя, но, наоборот, его своевременному уходу со сцены. Так было в Каире, где в 1524 году турецкий наместник Ахмад-паша арестовал несколько знатных евреев (в том числе прославленного раввина Давида Ибн-Зимру) с целью получить с местной общины солидный выкуп. Паша грозился, что если к 28 адара нужная сумма не будет доставлена, заложников казнят. К счастью, своевольные действия Ахмада, велевшего, среди прочего, чеканить монету со своим портретом, вызвали гнев его сюзерена, турецкого султана Сулеймана Великолепного. Поэтому 28 адара паша был убит в бане собственными солдатами, сохранившими верность Стамбулу. С тех пор евреи ежегодно отмечали в этот день Каирский Пурим.

Порой события, в память о которых был установлен местный Пурим, не были непосредственно связаны с евреями. Так было в 1541 году, когда император Священной Римской империи Карл V предпринял экспедицию против Алжира, где правил знаменитый пират Хайраддин Барбаросса. 23 октября высадили двадцатипятитысячный десант, который, по мнению испанских командиров, должен был без труда овладеть городом, лишенным сильных укреплений. Однако вечером 23 октября (4 хешвана) поднялся сильный северо-восточный ветер, сопровождаемый ливнем. Ночью он перешел в ураган, который разметал солдатские палатки, сорвал с якоря несколько десятков кораблей и бросил их на прибрежные скалы. К утру число погибших кораблей перевалило за сорок, весь алжирский берег был завален их обломками. При виде этой катастрофы Карл V приказал отступать.

Евреи Алжира, среди которых было немало потомков испанских изгнанников, встретили отступление испанского флота с нескрываемым ликованием. Тут же распространился слух, что спасительная буря разыгралась после молитвы местного раввина Шломо Дурана. А 4 хешвана стал местным праздником, получившим название Пурим Эдом («Эдомом» в еврейской традиции называли как Римскую империю, так и христиан).

Традиция устанавливать местный праздник в память о спасении сохранялась в некоторых общинах вплоть до первой половины прошлого века. В 1927 году, после неудачной атаки местных фашистов на синагогу, итальянский раввин Каценеленбоген установил Пурим катан в пятницу, предшествующую шабат толдот. А в 1943 году евреи Касабланки (Марокко) решили ежегодно праздновать 2 кислева, день прекращения нацистской оккупации.

В наши дни общин, в которых сохранился обычай праздновать свой Пурим катан, практически не осталось. Причин здесь несколько: общая тенденция к унификации еврейского ритуала, исчезновение большинства традиционных общин, хранивших свои местные обычаи, демографические изменения, когда в одной синагоге сплошь и рядом молятся выходцы из самых разных стран… Однако было бы обидно, если бы даты этих праздников были совсем забыты всеми, кроме специалистов. Ведь история местных Пуримов — важная страница в летописи диаспоры.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.