[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2014 ШВАТ 5774 – 2(262)

 

Наталья Гончарова

Москва, Третьяковская галерея, до 16.2

Автопортрет с желтыми лилиями. 1907–1908 годы. ГТГ

Наталья Гончарова (1881–1962) занимает среди «амазонок русского авангарда» особое место. Организатор выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», она отдала дань и футуризму, и лучизму, и неопримитивизму. От жизни крестьян до военных сцен, от библейских образов до образцов обоев — все оказывалось в сфере ее внимания.

На выставке «Между Востоком и Западом» важная роль отводится гравюрам и иллюстрациям к книгам. На Крымском валу показывают, в частности, работы к «Словодвигу» Валентина Парнаха и сборникам Ильи Эренбурга и Михаила Цетлина. С семьей последнего Гончарова дружила (подаренные ею работы хранятся в Музее русского искусства имени Цетлиных в Рамат-Гане). Выставлены и два полотна т. н. «еврейского цикла» Гончаровой — «Евреи на улице» (1912, ГТГ) и «Евреи. (Шабат)» (1911, Казань, ГМИИ РТ), выполненные по следам путешествия по Бессарабии в 1903-м. Впрочем, по некоторым данным, она там и не была, а еврейские мотивы возникли в ее творчестве как следствие интереса авангарда к другим культурам.

 

Марьян. Человеческий зверинец

Париж, Музей искусства и истории иудаизма, до 9.2

Марьян (Пинхас Бурштейн).

Без названия. 1960 год

Детство польско-франко-американского художника Марьяна (1927–1977; настоящее имя Пинхас Бурштейн) пришлось на годы войны. Гетто, трудовые и концентрационные лагеря… Он один выжил из всей семьи. В 20 лет эмигрировал в Палестину, учился в знаменитой иерусалимской школе искусств «Бецалель», откуда уехал в Париж к Фернану Леже. Но жизнь во Франции не задалась. В 1962-м Марьян перебирается в Нью-Йорк, принимает американское гражданство и меняет творческую манеру. От искусства, балансирующего между фигуративностью кубизма и абстракцией (где, впрочем, все еще легко угадывается человеческое тело), он сделал шаг навстречу миру, населенному фантастическими существами, полулюдьми-полуживотными.

Творчество американского периода легло в основу выставки, собравшей 20 картин и около 30 рисунков, плюс восемь из девяти рабочих альбомов художника, переданных не так давно его вдовой Музею современного искусства в Центре Помпиду. Есть здесь и работы 1950-х, в том числе иллюстрации к «Процессу» Кафки, но главное место занимают альбомы начала 1970-х годов, когда Марьян по совету своего психоаналитика вернулся к рисунку. Иудаизм и психоанализ, персонажи с завязанными глазами и вскрытой черепной коробкой, одноногие калеки и сцены из «автобиографии еврея» — картина мира столь же многообразна, сколь и удручающа. Работы из впервые показываемых и никогда прежде не публиковавшихся альбомов объединены темой Ecco Home. Так же назывался и фильм, снятый в 1975 году в нью-йоркском отеле «Челси», где автор жил и где он неожиданно умер два года спустя.

Одновременно музей выставил посвященные Марьяну работы Роберта Комбра.

 

1914 — авангарды в борьбе

Бонн, Федеральный выставочный зал, до 23.2

Людвиг Майднер. Погорельцы (Бездомные). 1912 год. Эссен,
Музей Фолькванг

Шестьдесят авторов, триста работ — таков масштаб выставки, посвященной связям авангардного искусства с первой мировой войной. Одни художники служили и погибли (Маке, Марк), другие погрузились в пропаганду (Либерман, Малевич), третьи, напротив, занялись антимилитаристским искусством (Майднер, Бекман). Авангард, еще недавно такой интернациональный, вдруг узнал слова «чужой» и «враждебный». Канвайлер (см. рубрику «Еще посмотрим» в: Лехаим. 2013. № 12) был вынужден покинуть Париж, а Кандинский — Германию.

Самое удивительное — война не спасла от дальнейших бед ее участников и их семьи. Вдова Либермана покончила жизнь самоубийством, чтобы не попасть в конц-лагерь (см.: Алексей Мокроусов. Жить и умереть в Берлине // Лехаим. 2011. № 9), Людвиг Майднер попал под запрет на профессию и стал преподавать рисование в еврейской гимназии в Кельне, а затем успел эмигрировать в Лондон. Там он был отправлен в концлагерь как «враждебный иностранец» — вот уж ухмылка близорукой истории, неспособной, кажется, отличить добро от зла.

 

Самуэль Бак

Кейптаун, Южноафриканский еврейский музей до 28.2

Самуэль Бак. Свидетельствующий. 2006 год

Первая выставка Самуэля Бака прошла в 1942 году, когда автору было девять лет. Она состоялась в Вильнюсском гетто.

Выжить Баку удалось чудом — его спасли монахини-бенедиктинки, спрятавшие ребенка в монастыре. После войны мать увезла его в Германию (Самуэль учился в Мюнхене и Париже), затем в Тель-Авив. Он много работал для театра — не только для «Габимы», но и для Эрвина Пискатора в Берлине. Бак-живописец отдал дань сюрреализму, только корни его искусства не в фантазии, но в ужасающей реальности. Детство не отпускает всю жизнь.

Хотя Бак как художник много выставлялся по всему свету, выставка в Кейптауне — первая полноценная ретроспектива. Выбор места не случаен: немногочисленные остатки литовского еврейства были сосредоточены в ЮАР (отсюда, в частности, родом и Уильям Кентридж). Бак показывает работы и из собственного собрания, некоторые — впервые.

 

Изображая Святую Землю

Иерусалим, Музей Израиля, до 2.3

Герхард Ройвих. Сарацины.

1486 год.  Коллекция сэра Тревора и леди Сьюзан Чиннов

Книги, опубликованные немцем Бернхардом фон Брайденбахом (ок. 1440–1497), занимают важнейшее место в истории книгопечатания. Церковный политик из Майнца прославился, в частности, изданием первой немецко-язычной энциклопедии лечебных трав, но важнейшее место в его биографии занимает описание поездки в Иерусалим. В 1483 году Брайденбах сопровождал молодого графа Солмса в паломничестве в Святую землю. Солмс скончался по пути домой, но Брайденбаху повезло — он вернулся в Майнц зимой и тут же опубликовал записки (в апреле 1484 года их взял с собой в Иерусалим другой путешественник). А в 1486 году художник Герхард Ройвих, также сопровождавший Солмса в его поездке, подготовил доски для одной из первых печатных карт в истории. Ее и показывают сейчас в Музее Израиля в рамках выставки, представляющей сокровища картографии из практически недоступной публике лондонской коллекции сэра Тревора и леди Сьюзан Чиннов (первая выставка из их собрания прошла в Иерусалиме в 2013 году).

Карта запечатлела множество деталей города, увиденного с Елеонской горы. На протяжении столетий ее старательно копировали позднейшие картографы, забывая порой обновить вид менявшегося города и не всегда разбиравшихся со сторонами света. Карты более позднего времени также показывают на выставке.

 

Приглашение к обеду

Петербург, Русский музей, до 17.3

Давид Штеренберг. Завтрак. 1916 год. ГРМ

Еда — универсальный сюжет в любой культуре. Русский музей без труда отобрал из своих запасников, частных коллекций и собраний самих художников 300 произведений на тему пиров и застолий. Здесь и живопись XVIII века, и царские сервизы, и меню торжественных обедов, оформленные известными живописцами, а также рецепты. Не зря у подзаголовка выставки гастрономический, а не искусствоведческий характер: «Поваренная книга Русского музея». И тем не менее: Кустодиев и Машков, Кончаловский и Пластов… Среди экспонатов выделяется «Завтрак» (1916) Давида Штеренберга, шедевр парижского периода его творчества.

Много современных авторов, от Екатерины Вороны с серией «Цветочное лакомство» («Салаты», «Пирожные с вилкой», обе — 2013) до Дмитрия Шорина, чья «Индейка» (2004) вдохновлена рекламными постерами. Серией «Food» (2012) представлен и 66-летний Михаил Хазин, учившийся в Одессе и Ленинграде. В 1972-м он репатриировался в Израиль и с тех пор постоянно выставляется в галереях Европы и Америки.  

 

Алексей Мокроусов

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.