[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2014 ШВАТ 5774 – 2(262)
ОТ МОСКВЫ ДО УКРАИН ЕВРОПЫ
на четыре вопроса отвечают: иосиф зисельс, модест колеров, вячеслав лихачев, андрей тесля
Беседу ведет Афанасий Мамедов
Еще до того, как Виктор Янукович тайно слетал в Москву, а оппозиционный политик Арсений Яценюк призвал украинцев выйти на Евромайдан, принято было рассматривать Восточную Европу как некое пограничье между «миром западным» и «миром евроазиатским», воплощением которого, в представлении либеральной Европы, является Россия. Но и тех, кто противился условности подобного деления, не воспринимал его всерьез, тоже хватало. Жесткая позиция Кремля в вопросе евроинтеграции Украины сделала свое дело… Майданы и антимайданы обернулись новой националистической волной и негативным отношением к России, что позволило ультраправым укрепиться в борьбе за свою легитимность и передовые позиции. Кто они — сегодняшние националисты Восточной Европы и возможно ли сотрудничество с наследниками прогитлеровских коллаборационистских режимов?
ИСКУССТВЕННАЯ ДИХОТОМИЯ: «БАНДИТЫ-ФАШИСТЫ»
Иосиф Зисельс
Председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Украины, председатель Генерального совета Евроазиатского еврейского конгресса
Афанасий Мамедов Современный россиянин мало знает о партии «Свобода», еще меньше о ее духовном лидере, но американские дипломатические службы, готовившие встречу сенатора Джона Маккейна с Олегом Тягнибоком, наверняка имели информацию избыточную. Как вы полагаете, что хотели они сказать этой встречей?
Иосиф Зисельс Россияне введены в заблуждение своими СМИ, тенденциозно освещающими события в Украине и, в частности, деятельность Всеукраинского объединения «Свобода». Уверен, власти России активно участвуют в планировании и реализации указанного выше политтехнологического сценария — «бандиты-фашисты». У американских государственных деятелей в ходе визитов принято встречаться в Украине как с властью, так и с оппозицией. Аналогичным образом ведут себя послы различных стран. «Свобода» с осени 2012 года является парламентской партией и частью объединенной оппозиции, то есть политической структурой, подтвердившей свою «легитимность». С другой стороны, генезис «Свободы» за последние 20 лет демонстрирует смещение интересов и целей «атак» от правоэкстремистской части политического спектра в сторону праворадикальной партии. Анализ «легитимности» партии также указывает на то обстоятельство, что идеология и практика «Свободы» соответствуют культурно-идеологическим установкам части населения Украины.
АМ Что предпочтительней для евреев Украины: оказаться в ЕС или ЕАТС?
ИЗ У нас не проводились исследования по данному вопросу. Если бы провести среди евреев Украины такой опрос, результаты мало бы отличались от результатов опросов в целом по Украине с небольшим преимуществом в пользу ЕС. Многие вопросы, интересующие евреев, в ЕС решены и решаются на системном уровне: реституция еврейской общинной и частной собственности, сохранение еврейского культурного наследия, финансовая помощь государств еврейским общинам, мемориальные программы. Я не вижу в ближайшие десятилетия возможности решить аналогичные проблемы в ЕАТС. В то же время в некоторых странах ЕС (Германия, Франция, Великобритания) наблюдается высокий уровень нового антисемитизма, в котором доминирующее значение имеет антиизраильский фактор.
АМ Некоторые еврейские общественные деятели участвуют в создании крайне негативного образа партии «Свобода» в предвыборной борьбе. Как вы к этому относитесь?
ИЗ Один из сценариев сохранения власти Виктором Януковичем предполагает создание как в Украине, так и в мире искусственной дихотомии «бандиты-фашисты». В реализации указанного сценария участвуют некоторые еврейские общественные и религиозные деятели, и это на их совести. Последовательное воплощение в жизнь указанного сценария с помощью некоторых еврейских деятелей противопоставляет национальные меньшинства Украины и, в частности, евреев половине украинского населения, что повышает вероятность роста ксенофобии, в том числе антисемитизма.
АМ Не преувеличивают ли украинские националисты опасность, исходящую от России?
ИЗ Украинские националисты бывают разные: целый спектр — от национал-демократов до национал-радикалов и, за пределами парламента, — национал-экстремистов. Осознание угрозы для национально-государственной независимости Украины со стороны России является консенсусом половины украинских граждан, на что указывают социологические исследования. Естественно, среди парламентских партий наименьшей симпатией российская власть пользуется у «Свободы». Подчеркиваю, именно российская власть, но не Россия в целом и не русские люди — на это обстоятельство также указывают данные социологических исследований. Известный немецкий политолог Андреас Умланд считает «русофобию» «Свободы» вполне оправданной из-за реальной угрозы украинской независимости со стороны России. Данное мнение еще раз подтверждают последние события, продемонстрировавшие мифическое стремление президента Украины к подписанию соглашения о зоне свободной торговли с ЕС и соответствующую реакцию на указанный миф со стороны Владимира Путина.
НЫНЕШНИЙ ФАШИЗМ БЛИЖЕ К ДЬЯВОЛУ
Модест Колеров
Историк, общественный деятель
АМ Сегодня много говорят о так называемом «этническом национализме», некоторые политики и общественные деятели полагают, что на его базе можно построить успешное европейское государство. Что вы об этом думаете?
Модест Колеров Опыт последних двадцати с лишним лет показывает, что в посткоммунистических и постсоветских странах Восточной Европы, а также в постсоветских государствах на Кавказе и в Средней Азии существует исключительно этнический национализм. С подобного рода политическими силами, часто являющимися правящими, западные демократии поддерживают комфортные отношения. Они ни разу не выступали с официальным осуждением этнонационалистических партий Прибалтики, Центральной Европы, Кавказа и Средней Азии. А если какие-то претензии и предъявлялись, то всегда осторожно и полуофициально, на уровне рядовых чинов европейского парламента. Тут давно уже действует механизм двойных стандартов. С его помощью националистические и этнонационалистические партии на посткоммунистическом пространстве не только благополучно демонстрируют «демократический шовинизм», но и открыто возводят идеологическую генетику к гитлеровским коллаборационистам. В своей риторике они часто располагаются на грани или за гранью политического антисемитизма.
АМ Как вы считаете, откуда исходит напряжение, когда дело касается злополучного «национального вопроса», и почему культурная элита принимает в его «решении» активное участие?
МК В сопредельных государствах этнический национализм является общепризнанным простым и дешевым инструментом мобилизации сторонников, а в странах Прибалтики — конституционным принципом построения государства. Впрочем, как и для государств постсоветского пространства и ряда стран, не имеющих длительной истории собственной государственности. Эта авторитарность власти легко сходится с этническим национализмом. В той же Литве чередуются три основные партии. В Эстонии две партийные коалиции стоят у руля власти. Эта двухпартийная замкнутая структура использует этническую мобилизацию для этнической сегрегации. С одной стороны, это позволяет им более избирательно распределять ограниченные европейские транзитные средства, с другой — занимать крайне агрессивную внешнеполитическую линию по отношению к России, выступая наследниками прогитлеровских коллаборационистских режимов, которые были реабилитированы еще в 1950-х годах небезызвестными решениями США.
АМ Что общего у украинского националистического движения с польским и литовским?
МК Польское движение расколото на два основных направления — сторонников Пилсудского и сторонников Дмовского. Сторонники Дмовского — это те, кто исторически находился в более компромиссных взаимоотношениях с Россией, а у сторонников Пилсудского корни австрийские и германские. Вот в этой внешнеполитической ориентации вся разница. Основа украинского неонацизма в том, что он ведет свое происхождение от бандеровцев, которые были соучастниками гитлеровских преступлений, связаны с фашистами и по службе, и по идеологии. Литовские националисты-«государственники» отличаются от польских тем, что польские в абсолютном своем большинстве воевали против Гитлера, посему как ни верти наши союзники. Это объединяет их с нашими националистами и самым радикальным образом отделяет и даже разлучает с националистами литовскими, которые добровольно сотрудничали с Гитлером.
АМ Кто, на ваш взгляд, является сегодня главными идеологами современного фашизма-нацизма?
МК В отличие от довоенного периода, какого-то одного центра идеологического построения фашизма-нацизма нет. Фашизм как единое целое разрушен. Правда, в многочисленных локальных неонацистских и этнонацистских проявлениях можно найти немало общих черт. Современный фашизм, в отличие от довоенного национал-социализма, отказывается от генетической связи с левыми движениями. Сейчас они радикально дистанцируются и от христианства. Современный фашизм скорее приближается к разным языческим практикам, демонстрируя близость к философии традиционализма. И совсем не случайно, что в своем идеологическом творчестве они опираются на труды правых националистов/традиционалистов Франции, Румынии, Германии… С одной стороны, нынешние варианты фашизма-нацизма стали более интеллектуально утонченными, с другой — глубже интегрированными в плоть современной культуры. При всей этой интегрированности современного фашизма в культуру, я бы даже сказал, в ее подкладку, нынешний фашизм ближе к дьяволу. Может быть, в этом и есть суть лукавого, что он всегда в подкладке всего происходящего.
ВЕКТОР «ПРОЧЬ ОТ МОСКВЫ»
Вячеслав Лихачев
Руководитель программы по мониторингу ксенофобии Евроазиатского еврейского конгресса
АМ За последнее время «снизу» выросло самостоятельное и относительно массовое неонацистское движение. По вашему мнению, чем оно отличается от тех, кто ранее «сотрудничал» с политтехнологами?
Вячеслав Лихачев Процесс формирования «низового» праворадикального движения, включающего как откровенно неонацистские группировки, так и более многочисленные, но аморфные молодежные субкультуры, занял примерно десять лет. За это время имела место определенная динамика, сформировалось целое новое «поколение». Как и всякое масштабное социальное явление, этот процесс был далеко не прост, нелинеен и неоднозначен. Собственно, в этом заключается главное его отличие. Любая массовая низовая инициатива, тем более имеющая субкультурный оттенок, то есть сетевая, не имеющая не только четко обозначенных лидеров, но и более-менее единой организации, практически не может быть подконтрольна. Процессы в этой среде и ее эволюция имеют свою, внутреннюю логику, которой крайне сложно или даже невозможно манипулировать извне.
АМ Каковы на сегодняшний день контуры протеста радикальных экстремистов в странах Восточной Европы?
ВЛ Есть общий тренд — не только в постсоциалистических странах, но по всей Европе — в росте популярности правых радикалов. Но контекст настолько отличается, что и причины успеха ультранационалистических партий, и характер деятельности уличных неонацистов совершенно разный. Например, в Венгрии избиратель проголосовал за ультраправый «Йоббик» в первую очередь из-за лживости и коррупционности предыдущего левого правительства. В Греции успех неонацистской «Золотой зари» объяснялся экономической ситуацией и мигрантофобией в обществе и сопровождался всплеском уличного насилия на расовой почве. Европейские ультраправые, как правило, выступают в роли евроскептиков: ведь континентальные структуры угрожают этнической идентичности и размывают границы, национальные институты даже делегируют им часть политического суверенитета. В Западной Европе правые радикалы нередко выступают даже с сепаратистских позиций. Определенные трудности, с которыми в последние годы сталкивается Европа как целый социально-политический организм, подпитывают популярность правых радикалов. Понятно, что это малорелевантно для постсоветских ультраправых, которые в силу местной специфики чаще выступают за евроинтеграцию — в первую очередь потому, что это означает выбор вектора движения «прочь от Москвы».
АМ С этим связан электоральный успех «Свободы»?
ВЛ В Украине свои, специфические причины успеха национал-радикальной партии «Свобода», отличающиеся и от греческого, и от венгерского контекстов. Лидер «Свободы» Олег Тягнибок на президентских выборах в 2010 году, когда страна находилась под сильным воздействием мирового кризиса, получил чуть больше 1% голосов избирателей. А через два с половиной года, когда вовсе не последствия кризиса определяли настроения избирателей, партия достигла в десять раз большего успеха. Мигрантофобские страхи, которые Тягнибок пытался эксплуатировать на президентских выборах, не принесли электоральных дивидендов. Зато за два с половиной года правления Януковича значительная часть избирателей интерпретировала его политику как угрожающую собственной культурной и языковой идентичности. Именно это чувство в первую очередь объясняет успех «Свободы».
АМ А чем вы объясняете сегодня волну симпатий к правым радикалам со стороны широких масс Восточной Европы?
ВЛ Ответ прост: их однозначная и бескомпромиссная оппозиционность действующей власти. Конечно, не все общество в целом, но значительная его часть готова не обращать внимания на антисемитизм национал-радикалов, их авторитарность и склонность к насилию. К примеру, после победы Виктора Януковича на президентских выборах правящая Партия регионов столь эффективно подмяла под себя судебную власть, так легко бросила основных конкурентов за решетку и так жестко сломала сколько-нибудь заметное сопротивление гражданского общества, что значительная часть избирателей принялась искать партию, которая могла бы «дать власти в морду», — и увидела такую силу в «Свободе». Та легкость, с которой власть прибегает к насилию в отношении оппозиционных активистов, довольно быстро привела к тому, что общество стало терпимо к насилию и противоправным действиям со стороны национал-экстремистов.
ДЕЛО В СИТУАЦИИ И ЦЕНЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Андрей Тесля
Доцент кафедры философии и культурологии ТОГУ (Хабаровск)
АМ Не кажется ли вам, что распад СССР значительно больше напоминал распад Австро-Венгрии, чем крах Российской империи?
Андрей Тесля Всякая историческая аналогия хромает, но найти некоторые сходства можно. Другое дело, что, в отличие от ситуации с распадом Австро-Венгрии, распад СССР прошел в целом по существовавшим границам союзных республик — и в большинстве случаев не вызвал серьезных конфликтов. СССР разошелся по «швам», которые в нем существовали на протяжении десятилетий, — и тем самым, хотя всякая граница условна, не породил конфликтов такого масштаба, которые были бы возможны при предположении варианта «определения границы в процессе распада». В данном отношении «большая Украина», ставшая независимым государством в 1991 году, при всех своих внутренних проблемах практически избавлена от серьезных сомнений в ее территориальной целостности, поскольку у всех основных внешнеполитических игроков нет интереса всерьез ставить подобный вопрос.
АМ «Задержанные реформы», «авторитарный тупик» — то самое мутное озерцо, в которое националистические группировки забрасывают сети, или они могут существовать и в благополучном демократическом обществе?
АТ Франция 1880–1890-х или Германия XIX века — общества куда более демократичные по сравнению с тем, что им предшествовали, но одновременно и общества «национализирующиеся», переживающие подъем националистических движений. Сам феномен национализма связан с демократией, то есть возможен в модерных демократизирующихся обществах: он ведь является формой мобилизации масс, возникая в тот момент, когда массы начинают «приходить в историю». В этом отношении противопоставлять «демократию» и «национализм» не получится, поскольку между ними нет конфликта.
АМ Не связана ли «генетически» более плюралистичная — по сравнению, скажем, с российской — украинская политическая система с традицией сословных и региональных вольностей?
АТ Связана, но не столько «генетически», сколько через «изобретение традиции» (по Эрику Хобсбауму). Малороссийская историческая традиция в XVIII — большей части XIX века была связана преимущественно (почти исключительно) с казачеством, причем в разных версиях — начиная с «аристократического» традиционализма, увязывавшего себя с «казацкими старшинами», и продолжая демократическими интерпретациями. Данная система образов осталась основной и после «удревнения» украинской истории в последние десятилетия XIX — начала XX века. Соответственно, в качестве таковой она работает, как те представления и тот набор качеств, которым нужно соответствовать и каким необходимо обладать.
АМ Некоторые либеральные политики полагают, что никакая оппозиционность не может быть достаточной причиной для того, чтобы демократические силы сотрудничали с неонацистами.
АТ Всякая политическая сила не исключает вопроса о сотрудничестве с кем бы то ни было принципиально: дело не в том, возможно ли какое-либо сотрудничество вообще, а в том, приемлемо ли оно в данной ситуации и какова цена этого сотрудничества. Взаимодействие и сотрудничество могут ведь быть и объективными и/или необъявленными.
На сайте Литовского союза националистической молодежи есть такие строки: «Мы хотим раз и навсегда похоронить все неприкаянные призраки прошлого». Интересно, что это за «призраки прошлого»? Может, Бабий Яр, Майданек, Освенцим? Если им надо все это забыть, то нам надо помнить: какой бы ни была ситуация, ни о каком сотрудничестве речи идти не может, цена вопроса — миллионы жизней.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.