[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2013 КИСЛЕВ 5774 – 12(260)

 

 

Скелет в буфете

Марина Вакт

На малой сцене столичного Театра Наций показали «Камень» Филиппа Григорьяна — дизайнерский спектакль о ложных свойствах памяти.

В одном дрезденском доме в саду зарыт камень. Мама Хайди, бабушка Вита и внучка Ханна пытаются выяснить для себя его историю, а заодно историю своей семьи и страны. Хотя на самом деле старшие знают, что ни к чему хорошему это не приведет. Достоверно одно: камень бросили в окно дедушке Вольфгангу после того, как он переехал в дом, где раньше жили евреи. Вроде бы он герой — помог им уехать в Америку. Но постепенно выясняются неприятные детали.

Тема исторической вины, казалось бы, давно отработана немецкой литературой и театром, но модный драматург Мариус фон Майенбург подходит к ней со своей любимой антиконсюмеристской кувалдой. Комфорта захотелось? Вот и пусть теперь ваши внуки расплачиваются за вашу жадность и трусость. Московскую премьеру, кстати, автор, соратник и постоянный соавтор знаменитого режиссера Томаса Остермайера, худрука берлинского театра «Шаубюне», отказался посетить — в знак протеста против местного дискриминационного законодательства.

Действие пьесы пестрит флешбэками и все время петляет из одной эпохи в другую. Не самая простая задача для театральной постановки. Режиссер Филипп Григорьян и художник Галя Солодовникова выбрали пять точек: 1935, 1945, 1953, 1978 и 1993 годы. Они расставили по сцене пять версий одного и того же добротного бюргерского буфета, принадлежащих разным эпохам, чтобы персонажи могли свободно между ними перемещаться. Из манерной безделушки в духе ар-деко буфет превращается сначала в дубовую библиотеку, потом в гэдээровскую стенку и, наконец, в стойку для телевизора. Переживая становление и крушение Третьего рейха, строительство и падение Берлинской стены, он обрастает подробностями, но сохраняет тайны своих владельцев.

Кларисса Шварцман пользовалась буфетом до того, как предприимчивый ветеринар доктор Вольфганг решил отжать у них с мужем дом по сходной цене. Доктора вроде бы задела шальная пуля, когда он приветствовал русских освободителей. Или нет?

Игра актеров преувеличенна, условна, почти карикатурна. Кирилл Вытоптов в роли Вольфганга уморительно пучит глаза и марширует кирзовыми сапогами, а Марьяна Кирсанова в роли Клариссы растягивает слова в позах дивы немого кино.

По тексту главной героиней должна быть 16-летняя Ханна, которая задает простые вопросы маме и бабушке. Ее по очереди играют популярные сериальные звезды Анастасия Пронина (сериал «Уравнение любви») и Лиза Арзамасова (сериал «Папины дочки»). Но Ханна здесь словно ограничена плоскостью комикса. А по-настоящему объемным персонажем получается только Вита в исполнении Анны Галиновой. То она полоумная старуха и прячется под столом от причудившейся воздушной атаки, то, скинув косынку, превращается в простоватую, но впечатлительную молодую женщину. Теряя приметы времени, она все больше запутывается в собственной памяти и в своих секретах. Кларисса становится ее навязчивой идеей, воображаемой подругой. Вита присваивает ее смелость и элегантность, рассказывает ее истории как свои и с трепетом вспоминает разлитый кофе и разломанное в щепки фортепиано, за которое ее муж Вольфганг не захотел платить.

Привычка зарывать правду в землю — ради собственного благополучия, ради семьи и детей — сохраняется поколениями. Железный крест со свастикой, найденный дочерью, Вита встраивает в мясорубку, в которой прокручивает фарш. И выросшая на Западе Хайди потом так же растворяет в заботах о хлебе насущном свои неврозы. Уютный горшечный грунт, рассыпанный по сцене, как память — приходится постоянно перетряхивать.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.