[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2013 КИСЛЕВ 5774 – 12(260)
Раввин Мендл Эпштейн
Бьют — значит, любят?
Шауль Резник
В одном из эпизодов довлатовской повести «Зона» зэки Замараев и Ерохин делятся сокровенным. Замараев хвастается яловыми сапогами и объемами украденной у государства олифы, городской житель Ерохин рассказывает о ресторанах и венерических заболеваниях. Наконец дело доходит до главной тайны: плейбой, который попал в лагерь из-за того, что «намекнул одному шабером под ребра», — по матери Эпштейн. Недоверчивый обладатель яловых сапог отказываться верить в еврейское происхождение собеседника: «Если ты Эпштейн, зачем сидишь по хулиганке? Зачем не по торговой части шел?»
Банально, но действительность оказалась интереснее сюжетной канвы, тщательно сотканной Сергеем Довлатовым. В начале октября американские органы правопорядка задержали Мендла Эпштейна, 68-летнего раввина из Бруклина. Несмотря на благообразность и заполонившие новостные сайты фотографии Эпштейна за томом Талмуда, наш герой был арестован за пресловутую «хулиганку», Эпштейн и его подельник р. Мартин (Мордехай) Волмарк, директор религиозной школы «Шаарей Тора» в Монси, долгие годы занимались неблагодарным, но доходным бизнесом — принуждали мужей давать разводные письма женам.
Полицейские отчеты пестрели свидетельствами недюжинной квалификации двух раввинов. Чтобы убедить неуступчивых мужей, в ход пускались такие весомые аргументы, как электрический хлыст, который используют для перегона скота. Действие электропогонялки испробовал на себе некто Аарон Рубин, сосед Эпштейна по Бруклину, которого в 1996 году неизвестные затащили в фургон напротив синагоги. После проведения профилактической беседы и использования вышеназванного спецсредства Рубина отпустили. Обращение в суд ни к чему не привело, поскольку идентифицировать своих обидчиков неуступчивый муж Рубин не смог.
Сейчас же круг замкнулся. На Эпштейна и Волмарка вышли агенты ФБР, которые представились братом и сестрой — замужней религиозной еврейкой. В обмен на 50 тыс. долларов не пошедший по торговой части Эпштейн огласил меры, которые он и его соратник готовы будут применить к несговорчивому супругу. Аудио-запись, засада, арест, громкие заголовки.
За несколько месяцев до ареста раввин — и не просто раввин, а еще и даян (религиозный судья) — Мендл Эпштейн дал интервью газете «5 Таунс джуиш таймс», в которой пожаловался на медлительность и нерешительность коллег по профессии. К Эпштейну, посреднику в бракоразводных делах, обратилась религиозная еврейка, которая на протяжении трех лет не могла развестись с мужем. Супруг изменял ей направо и налево и, ко всему прочему, не соблюдал шабат. Когда Эпштейн позвонил раввину, ответственному за выдачу разводного письма, тот сообщил: «Я ищу независимого специалиста по семейным отношениям, который бы оценил ситуацию и решил, стоит ли сохранять брак». Мендл Эпштейн был неудовлетворен ответом: «Такой невежественный подход лишен какой бы то ни было алахической основы!»
Знакомые Эпштейна отзываются о нем неоднозначно. С одной стороны, речь идет о человеке, который демонстрировал недюжинные познания в алахе и даже составил собственный «Билль о правах женщин»: к женщине следует относиться уважительно, если брак сопряжен с насилием, женщина имеет полное право требовать разводное письмо, муж обязан уважать не только жену, но и ее родителей, и т. д. и т. п. С другой — вокруг раввина всегда была некая полукриминальная аура, которую Ривка Хают, сопредседатель одной из религиозных женских организаций США, назвала «атмосферой Дикого Запада». Раввин Шмуэль Ботеах, автор бестселлеров о еврейском взгляде на брак, в своей колонке в газете «Джуиш пресс» упомянул эпизод из «Клана Сопрано»: киношные раввины аутсорсили суровую итальянскую мафию для оказания воздействия на несговорчивых мужей. «Кто сказал, что раввины не смотрят ТВ?» — иронично отмечает Ботеах и добавляет: «Страдания женщин не оправдывают насилие. Раввинам даны руки, чтобы жестикулировать во время выступлений, а не для того, чтобы прикладывать электроды к гениталиям».
В современном Израиле отказника тронуть пальцем или электропогонялкой нельзя, но можно лишить водительских прав, заблокировать его банковский счет, наконец, посадить в тюрьму сроком до 10 лет с возможным продлением срока заключения. Впрочем, даже эта мера оказывается неэффективной: в 1995 году в израильской тюрьме скончался Ихья Авраам, который отказывался вручить своей несчастной супруге разводное письмо на протяжении целых тридцати трех лет.
Тот же Ботеах, указывая на отсутствие законодательной спайки между еврейскими структурами в США и американскими официальными органами, могущими разделять, властвовать и больно-пребольно наказывать, предлагает альтернативные методы. Как-то: подвергнуть нехорошего мужа общественному порицанию и остракизму, прогонять с общинных мероприятий, отказать в месте в синагоге, печатать имя крупными буквами в прессе и на рекламных щитах.
Когда государство или крупная законодательная структура оказываются бессильными, в образовавшуюся лакуну проникают ушлые частные подрядчики. ЧОП берет на себя функции полиции, серый рынок выдает ссуды похлеще любого банка, а раввин Мендл Эпштейн вставляет батарейки в электропогонялку. Похищать и избивать людей нехорошо, но не менее нехорошо из мстительности оставлять нелюбимую жену соломенной вдовой. Столь же плохо делать вид, что проблемы агунот не существует: до бесконечности советовать супругам помириться, отмахиваться от спорных, но перспективных инициатив вроде добрачных соглашений. Бездействие вызывает противодействие. Именно так можно сформулировать недавно открытый закон Эпштейна—Волмарка.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.