[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2013 КИСЛЕВ 5774 – 12(260)
Колонка редактора
В России выходит «Маус» Арта Шпигельмана.
Комикс о мышах-евреях, которых преследуют коты-немцы. Есть там и поляки-свиньи, французы-лягушки. В свое время этот комикс, по мнению ряда экспертов, стал лучшим из созданных в США произведений о Холокосте: он получил Пулитцеровскую премию 1992 года, переведен на десятки языков.
В России культуры комиксов практически нет. Я помню, как много лет назад был поражен, когда увидел в нью-йоркском метро трех девиц, увлеченных одна «Анной Карениной», вторая — «Преступлением и наказанием», а третья — «Войной и миром». И все это в комиксах. Старуха-процентщица — в комиксах, какой кошмар! Поначалу для меня это было очевидно. Но, немного поразмыслив, я посмотрел на дело с другой стороны: чем, собственно, комикс так уж драматически отличается от анимации? Ведь делали же в СССР шедевры мультипликации по классическим произведениям.
И вот в середине 1990-х я увидел «Мауса» Шпигельмана. Еще ничего не зная о самом художнике, я был совершенно раздавлен его детищем...
— Что вас может оскорбить в творческом осмыслении Холокоста? — спросили меня на прошлой неделе, во время обсуждения «Мауса» на интернет-канале «Дождь».
Нет, меня не смутили евреи в образе мышей. Я даже, наверное, этого не заметил. Может быть, потому, что давно уже был поклонником «Скотного двора» Джорджа Оруэлла. Фальшь, вульгаризация — вот что меня всегда выводит из равновесия. Использование понятий, связанных с Катастрофой, по любому малозначительному поводу. Он не согласен с моим взглядом? Фашист! Во время пикета задержаны его участники? «Когда они забрали меня, некому было протестовать». Я помню, как несогласные с политикой Ицхака Рабина распространяли его портрет в мундире офицера СС, как в Иерусалиме на детей, участвовавших в ультраортодоксальной демонстрации против «сионистского режима», напялили желтые звезды Давида. Вот это мне кажется оскорблением памяти жертв Катастрофы. И еще бездарность, однослойность. Огромное количество слезоточивых голливудских драм на эту тему. Все эти мальчики в полосатых пижамах, надуманно и пафосно перевирающие саму суть этой страшной бездны...
А Шпигельман, чья семья прошла через Катастрофу, нашел подлинную ноту. Ужас, настоящий ужас пронизывает эту книжку. Ощущение безысходности. Ее корни — в обреченности малыша Риси, пятилетнего брата Арта Шпигельмана. Родители отослали ребенка к тете, где, им казалось, он будет в большей безопасности. Когда стало очевидно, что отправка в лагеря неизбежна, тетя дала яду всем троим детям, находившимся на ее попечении, а затем отравилась сама. А родители Риси выжили и потом много лет отказывались верить, что их малыша нет, искали его по приютам...
Будущий художник родился уже после войны, и призрак никогда не виденного им брата сопровождает его всю жизнь. Так появился герой «Мауса» мышонок Ришо...
Борух Горин
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.