[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2013 КИСЛЕВ 5774 – 12(260)
Василий Шульгин. 1910 год
«Вы выступили как честный русский патриот и человек…»
Семен Чарный
В 1963 году, когда исполнилось 50 лет с окончания дела Бейлиса, в СССР еще оставался человек, хорошо помнивший его обстоятельства. Им был видный русский националист и монархист Василий Витальевич Шульгин (1878–1976). Он был в эмиграции, жил в Югославии, но в 1944 году советские войска заняли Югославию, и Шульгина арестовали и вывезли в СССР. Он прошел сталинские тюрьмы (в одной из которых — Владимирском централе — сидел вместе с Мордехаем Дубиным, депутатом парламента в межвоенной Латвии, много сделавшим для спасения шестого Любавичского Ребе), в 1956 году был выпущен на свободу и поселен во Владимире. Его имя активно использовалось советскими властями в пропагандистской войне с Западом. В рамках той же войны и было принято решение об издании мемуаров Шульгина.
Одной из заметных страниц биографии Шульгина стало его участие в деле Бейлиса. В сентябре 1913 года он, вразрез с мнением других правых, к лагерю которых принадлежал, выступил с заявлением о невиновности Бейлиса. Как оказалось, среди еврейской интеллигенции СССР в начале 1960-х были люди, которые помнили о роли Шульгина в этом деле. При этом почти герметичная изоляция СССР от остального мира позволила им не знать об эволюции взглядов Шульгина в 1920-х годах в сторону «русского фашизма», закончившейся написанием яро антисемитской брошюры «Что нам в них не нравится» (Париж, 1929). В результате, после того как написанное Василием Шульгиным письмо к представителям эмиграции с приукрашенным описанием жизни в СССР появилось в печати, в его адрес поступило несколько писем от евреев — жителей Киева.
В фонде Шульгина в Государственном архиве РФ сохранилось три письма, написанных в 1963–1964 годах. В одном случае (М. Бельфермана) письмо переросло в переписку, а потом и в несколько встреч. Самое позднее письмо, возможно, послужило для Шульгина источником для описания судьбы Веры Чеберяк — одного из основных действующих лиц дела Бейлиса. В соответствующем разделе воспоминаний слова о том, что с Чеберяк расправились в революционные дни киевские студенты, были прямо списаны с письма. Шульгин предполагал включить письма в приложение к своей «Бейлисиаде», опубликованной вместе с другими мемуарами после многолетних придирок цензуры в 1979 году, под заголовком «Письма евреев В. В. Шульгину в связи с 50-летием дела Бейлиса». Однако, вероятно, по цензурным соображениям этого сделано не было.
1.
М. Бельферман из Киева, 20.01.1963.
Глубокоуважаемый Василий Витальевич!
Прошло почти 50 лет со времен опубликования передовой статьи «Киевлянина» с именами тех, кто организовал ритуальную подлость. В наши дни появились Ваши «Письма к русским эмигрантам» и другие статьи.
Эти работы, отделенные пятьюдесятью годами, характеризуют Вас с лучшей стороны, доказывая, что Вы ничуть не изменились.
Желаю Вам, Василий Витальевич, долгой и счастливой, легкой жизни[1].
2.
24.05.1963, А. Г. Шварцер из Киева[2].
Уважаемый Василий Витальевич!
Представляю себе Ваше удивление при получении сего письма от совершенно незнакомого человека. Вот уже более половины столетия, как у меня было скрытое желание побеседовать с Вами — если не лично, то хотя бы с помощью писем. В период царского самодержавия говорить об этом не приходилось. Слишком мы были разные по социальному положению и по национальному. Я — еврей, а Вы, как тогда именовались, «истинно русский человек» <…> Дело в том, что у меня было страстное желание выразить Вам свою искреннюю и от всего сердца признательность и благодарность за Ваше выступление в редактируемой Вами реакционной газете «Киевлянин» о невиновности Бейлиса. Ваше выступление как гром в ясном небе поразило всю царскую верхушку, во главе с министром Щегловитовым, не говоря о черносотенцах — шмаковых, замысловских, с натугой тщившихся в полном содружестве с Верой Чеберяк играть этот позорный процесс ХХ века. Надо было иметь исключительное мужество, чтобы сказать о невиновности этого человека. Ведь это было прямым вызовом самодержавной политике царских сатрапов.
Человек с другим характером при отсутствии мужества в лучшем случае предпочел бы молчаливую неопределенность. Правда, были слова черносотенцев о том, что Шульгин «продался жидам». Но куда этим писакам было понять, что Вы поступили как русский человек в лучшем понятии этого слова, наследуя лучшие традиции Чернышевского, Герцена, Писарева, Добролюбова и других <…> Отсылая письмо, чувствую, что с меня спадает тяжесть, давившая в течение стольких лет, не дававшая мне покоя. <…>
О Вашем существовании я узнал из Ваших обращений в «Известиях». Я, начиная с 1949 года, находился на «бериевских курортах» в лагерях Тайшет-Новошелеховка Иркутской области. Был слух, что Вы там обитаете[3]. Если даже это и не было парашей — полагаю, что этот термин Вам известен, — то свидеться с Вами все равно не было бы никакой возможности.
Не знаю, как Вы отнесетесь к моему посланию. Буду рад получить от Вас хотя бы уведомление о получении. О себе могу сообщить, что я был рядовым работником на ниве агитации. Надо полагать, что Вы пишете мемуары и мое письмо отвлекает Ваше время. Надеюсь, что не взыщете строго[4].
3.
6 июня 1964 г. В. В. Шульгину, г. Владимир
Мне было семь лет, когда в царской России была установлена Советская власть, свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Пала царская самодержавная власть, бывшая тюрьмой для народов России.
Ваше имя мне известно из истории царской России. Я читал Вашу книгу «1920»[5], читал Ваше письмо к эмиграции России[6]. Чем вызвано мое письмо?
Хочу сообщить Вам новость, которая должна Вас заинтересовать, заставить задуматься о Вашем прошлом. В 1963 году широко отмечалось 50-летие со дня организации царским правительством процесса Бейлиса. <…>
Отмечая 50-летие этого позорного судилища в царской России, прогрессивная печать помнит о Вашем мужественном выступлении в печати в защиту М. Бейлиса. Вашу заслугу в этом печальном событии в России народ не забыл. Вы выступили как честный русский патриот и человек, и я прошу Вас принять через 50 лет благодарность от потомков М. Бейлиса.
Обращаюсь к Вам с просьбой — выступить с воспоминаниями в печати в связи с 50-летием дела М. Бейлиса, о процессе М. Бейлиса и Вашей позиции в этом деле. Это было бы хорошей и благородной данью памяти.
После Октябрьской революции в руках народа СССР оказались архивы этого дела, и многое выяснилось, из того, что пытались укрыть и скрыть царские сатрапы. Виппер, прокурор-немец, сбежал после революции из Петрограда в Тамбовскую область, совершил тяжкое преступление против Советской власти и был осужден[7]. С Верой Чеберяк расправились в дни революции киевские студенты[8].
Память об этой провокации будет сохраняться в веках, и потому я убедительно прошу Вас написать свои воспоминания о процессе Бейлиса для газеты «Известия».
Вашу позицию в этом процессе в условиях царской России можно назвать мужественной и честной, это светлая глава в Вашей биографии.
Кардинал Беа, глава Ватиканского секретариата по вопросам единства христианства, подготовил для собора[9] доклад об отношении католиков к нехристианам и особенно к евреям. В нем Ватикан пытается отмежеваться от христианской легенды об убийстве Христа евреями. Таким путем католическая церковь стремится избавиться от тяжелого балласта прошлого и повысить авторитет своей церкви. Несомненно, что этот документ сыграет огромную роль в истории человечества, т. к. многие люди еще не освободились от религиозных предрассудков. Интересно знать, какова Ваша личная оценка такого документа? Думали ли Вы когда-либо, что ложь об убийстве Христа надо разъяснять народу? Обращаю Ваше внимание на книгу о Христе, вышедшую в Германии в 1960-м.
С интересом прочел бы Ваши мысли по таким вопросам. «Известия» — самая лучшая газета для Ваших статей. Ждем!
Читатель газеты «Известия»[10]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1]. ГАРФ. Ф. Р-5974. Д 501. Л. 1. В дальнейшем между М. Бельферманом и В. Шульгиным завязалась обширная переписка, М. Бельферман несколько раз приезжал во Владимир (см. на сайте Моше Бельфермана: http://belferman.lit.com.ua/perepislich.htm).
[2]. Письмо публикуется в сокращении.
[3]. На самом деле Шульгин находился в заключении во Владимирской тюрьме.
[4]. ГАРФ. Ф. Р-5974. Д 501. Л. 2–7. Согласно пометке самого Шульгина, он написал ответ (несохранившийся) 29 июня 1963 года.
[5]. Шульгин В. 1920 год. Очерки. София, 1921; Государственное издательство, Московское отделение, 1922.
[6]. Имеется в виду либо появившаяся в 1960 году статья в газете «Известия» «Письмо к русским эмигрантам», либо вышедшая в 1961 году стотысячным тиражом одноименная книга.
[7]. О судьбе О. Ю. Виппера см. в этом номере журнала: Локшин А. Процесс после процесса: прокурор дела Бейлиса перед Ревтрибуналом.
[8]. Эта фраза практически в неизменном виде вошла в «Бейлисиаду» Шульгина.
[9]. Имеется в виду Второй Ватиканский собор, проходивший в 1962–1965 годах.
[10]. Государственный архив РФ. Ф. Р 5974. ОП. 1. Д. 506. Л. 1–3.