[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2013 КИСЛЕВ 5774 – 12(260)
Клер Фонтен. Без названия (Спасибо). 2004 год. Галерея «Шанталь Крузель», Париж
Борода на тарелке
Алексей Мокроусов
Карл Маркс на огромной советской вазе и на покрытой лаком деревянной тарелке из Лаоса (1974), часах, марках, плакатах и даже немецких народных вышивках начала XX века — их делали активистки рабочих движений — где только не встретишь знакомый с детства образ!
Выставка «Икона Карл Маркс, культовый образ и образ культа» в музее Симеонштифт немецкого Трира собрала более 150 изображений Маркса — от образцов социалистической живописи до рекламы Apple, IKEA и других брендов. Брендом стала и борода Маркса. Согласно опросам социологов, это самая узнаваемая борода в мире. Даже относительно молодого Маркса изображали с нею — самая ранняя из известных карикатур датирована 1848 годом. Главный немецкий журналист той поры выглядит почтенным старцем, а ведь ему только 30. Неизвестны изображения безбородого Маркса. Знаменитый, тысячи раз воспроизведенный рисунок Исаака Гринштейна (1961), запечатлевший юного Маркса, сделан на основе литографии Давида-Леви Элькена, где изображены студенты трирского землячества в Бонне в 1836 году. Десятилетия спустя Маркса определили методом исключения, его изображение не абсолютно достоверно.
Как и многие другие работы, оригинал рисунка Гринштейна предоставил Российский госархив социально-политической истории. Впервые за десятилетия картины из его хранилищ увидели свет в Трире.
Кто только не рисовал и не лепил главного революционера! Здесь и Анна Голубкина, и Диего Ривера, и Фрида Кало. Много плакатов, рожденных студенческими движениями в Европе в 1968-м. На самом известном из них, созданном Ульрихом Бернхардтом и Юргеном Хольтфретером, три отца-основателя марксизма-ленинизма изображены на красном фоне. Смысл подписи: «Все говорят о погоде. Мы — нет» — понятен сегодня не всем. Под таким девизом осенью 1966 года в Германии проходила рекламная кампания Немецких железных дорог. Ее лозунг обыграли на политических выборах 1968 года, «погодный» плакат использовал тогда Социалистический немецкий студенческий союз.
Рецепция Маркса в Германии обладает глубокой традицией. Возможно, она и делает убедительной сочетание иронии и пафоса. На картине «Круглый стол с Зигмундом Фрейдом, Карлом Марксом, Гербертом Маркузе и Юлиусом Грюцке» (1969, собрание Немецкого исторического музея) Юлиус Грюцке запечатлел себя-ребенка в окружении знаменитых мыслителей. Трое взрослых выглядят довольно карикатурно, Маркс похож здесь на гнома.
Единственное, что отсутствует на выставке (и о чем не пишет объемный и содержательный каталог), — это антисемитские карикатуры на Маркса. Нацистская пропаганда использовала его образ в своих расистских целях, возникает он и в арабо-израильском противостоянии — в одном ряду с другими ответственными за «моральное и сексуальное разложение человечества» — Фрейдом и Дюркгеймом.
Почему проблематика выставки не заострена, понять можно. Здесь и история родного города: долгое время Карл был пасынком Трира. Музей в его доме открыт частным фондом, власти города лишь недавно пересмотрели отношение к знаменитому enfant terrible. Выставка об авторе «Капитала»в Симеонштифте оказалась первой на его родине. Здесь и проблема «еврейского вопроса» у Маркса. Упрощая ситуацию, иные приписывают этому потомку раввинов (отец-адвокат перешел в лютеранство из-за стремления облегчить карьеру) все грехи юдофобства. Цитаты берутся обычно из переписки с Энгельсом и ранней работы «К еврейскому вопросу». Но чего в раздражении не напишет ближайшему другу мало кем признанный при жизни человек? Не учитывается и давление экономической составляющей в публицистике Маркса. А кто помнит о статье Энгельса «Об антисемитизме» (1890), где тот писал от лица лидеров рабочего движения: «Мы евреям очень многим обязаны. Не говоря уже о Гейне и Бёрне, Маркс был чистокровным евреем…»? Отметив, что и его считают евреем, Энгельс пишет в финале: «Если бы мне пришлось выбирать, так лучше еврей, чем “господин фон”!»
Как и любую вырванную из контекста цитату, ее можно отложить до лучших времен. До их наступления интерес к Марксу будет только расти.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.