[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2013 ХЕШВАН 5774 – 11(259)
Слева направо. Игорь Крутоголов, Леонид Федоров и Гай Шехтер
Клезмеры и скоморохи
Михаил Визель
Лидер рок-группы «АукцЫон» выпустил альбом с тель-авивской группой радикального клезмера «Крузенштерн и пароход».
Вы считаете, что «клезмер» — это застывшая во временах Шолом-Алей-хе-ма жалостливая скрипочка и всхлипывающий кларнет? И давно перестали слушать «русский рок», потому что вам надоело несоответствие пудового пафоса слов простенькой музыке? А главное, вы убеждены, что эти два застывших жанра ничего общего друг с другом иметь не могут?
Так вот: найдите и послушайте в Сети (это можно сделать вполне легально, например, на сайте www.PayForArt.ru) только что вышедший альбом под названием «Быть везде», который записали Леонид Федоров, Игорь Крутоголов и Гай Шехтер. Первый из них — певец и гитарист, бессменный на протяжении вот уже тридцати лет «худрук» рок-группы «АукцЫон». Двое других — костяк (поющий басист и барабанщик) числящейся по ведомству клезмера группы «Крузенштерн и пароход», которая базируется в Тель-Авиве. Где альбом и был записан — причем практически «с листа».
На первый взгляд это укладывается в русло ставшего привычным «музыкального кроссовера» — когда рок-группы выступают с симфоническим оркестром, а фольклорные коллективы берут на вооружение электронные биты. Мол, мы такие разные, но все равно друзья.
«Кроссовер» — это замечательно. Но к Федорову и «Крузенштерну» отношения не имеет. Потому что «АукцЫон» с самого начала выглядел скорее как ватага скоморохов, чем как «нормальные» рокеры, принимающие героические позы на сцене. И звучал при этом так, что музыкальные обозреватели (российские и особенно европейские), пытаясь описать стиль ленинградско-петербургской группы, беспомощно громоздили приставки: панк-джаз-авант-рок-театр. А с тех пор как Леонид Федоров переехал в Москву и принялся дома записывать сольные альбомы на стихи поэтов-обэриутов, вообще махнули рукой на жанровые определения. Чего Федоров, собственно, и добивался.
Но то же самое можно сказать про квартет, созданный в Тель-Авиве в 2002 году уроженцем Ташкента Игорем Крутоголовым. Его музыку пытаются охарактеризовать как «этно-джаз», «авангардный панк» и даже как «клезмеркор» — соединяя в немыслимый гибрид традиционную музыку местечковых оркестров и самую жестокую разновидность тяжелого рока. Как ни назови, смысл один: очень энергичная музыка, основанная на традиционной мелодике. И при этом, как нетрудно догадаться по названию, первый язык у тель-авивских панков-клезмеров — все-таки русский.
Что же получилось в результате? На первый взгляд меньше всего — «еврейский альбом». Но и совершенно не музыка «АукцЫона» или сольных альбомов Федорова. Леонид, хоть и любит на все журналистские вопросы о концепциях отвечать «так получилось», на самом деле всегда четко представляет себе, что и зачем он хочет получить. В данном случае ему хотелось отойти и от переусложненных «аукцЫоновских» аранжировок (девять человек на сцене!), и от тщательно выверенного минимализма собственных проектов и сделать, по его собственным словам, альбом с «прямым гитарным звуком».
И при этом были использованы тексты не только «штатного либреттиста» «АукцЫона» Дмитрия Озерского, но и таких неожиданных в контексте панка и клезмера поэтов, как Инна Лиснянская и Юнна Мориц. А в концертах-презентациях, прошедших в начале сентября в Москве и в Петербурге, принял участие еще один непредсказуемый гитарный виртуоз — давно живущий в Берлине лидер группы «Не ждали» (к сожалению, давно не собиравшейся) Леонид Сойбельман.
Так можно ли считать альбом Федорова и «Крузенштерна» еврейским? И стоит ли записывать клезмер в «музейные» жанры? Послушайте и решите сами.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.