[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2013 ХЕШВАН 5774 – 11(259)

 

Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет. Замужество. 2004 год. Коллекция Эдуарда Померанца, Вена

 

Энциклопедический размах

Ирина Мак

Появление в нашем журнале новой рубрики, посвященной Еврейскому музею и центру толерантности, совпало с очередным вернисажем, самым громким из всех, случившихся почти за год существования музея. Выставка «Везде чужие», показанная в рамках 5-й Биеннале современного искусства в Москве, оказалась одним из самых заметных и запоминающихся биеннальных проектов.

Достаточно взглянуть на список художников, чтобы понять: привезенная из Вены выставка изначально обречена на успех. Среди тех, кто на ней представлен, — только первые лица, cre`me de la cre`me мирового современного искусства: американцы Джозеф Кошут и Брюс Науман, украинский художник и фотограф Борис Михайлов со своими пронумерованными «Историями болезни», бесстрашная австрийская художница Вали Экспорт, теоретик и практик постмодернизма немец Йозеф Бойс, сербка Марина Абрамович и ее партнер в жизни и в искусстве Улай (Уве Лайсипен), датчане Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет, с завидным постоянством комментирующие институт брака (показанное на выставке «Замужество» — одна из их знаменитых работ), но тут же и их не менее узнаваемый «Последний перформанс», с виселицей перед зеркалом и стулом, опрокинутым дернувшейся в предсмертной конвульсии ногой. Израильская художница Яэль Бартана, автор проекта «И Европа будет потрясена» в Польском павильоне на прошлой, 54-й, Биеннале современного искусства в Венеции, в Бахметьевском гараже представлена работами, посвященными Израилю и не оставляющими сомнений в политических пристрастиях автора — но и в ее таланте и умении сконцентрировать в кадре и на листе бумаги актуальный образ и мысль.

Валид Раад. Я мог бы умереть прежде, чем раздобыть винтовку. Устройство без названия I.
1989–2008 годы 

 

© VBK, Wien, 2011

Вали Экспорт. Smart Export II. 1967–1970 годы. Коллекция Эдуарда Померанца, Вена

© VBK, Wien, 2011

 

Название «Везде чужие» (в оригинале «Foreigners Everywhere»), заимствованное у французского арт-дуэта Claire Fountain — не пройдите мимо их неоновой инсталляции «Стена Плача в наших душах», — вышибает слезу, намекая на вечную неприкаянность народа Книги. Стоит вспомнить, что устроители выставки долго искали адекватный перевод, и, конечно, «чужие» оказались уместнее «иностранцев». Хотя бы потому, что образ «чужого» так же неистребим в искусстве, как статус «чужого» — в еврейской истории.

Еврейская тема, безусловно, подразумевалась куратором проекта Ами Бараком, который на вернисаже не скрывал удовлетворения: по его мнению, московская экспозиция получилась даже полнее венской. Австрийская премьера, кстати, тоже состоялась в Еврейском музее (Ju¨disches Museum der Stadt Wien), ровно год назад. Именно в Вене живут владельцы коллекции Яна и Эдуард Померанц, там же находится офис их компании «FTC Capital GmbH» — одного из крупнейших в Австрии инвестиционных фондов. В стенах фонда и были первоначально показаны фрагменты принадлежащего Померанцам собрания.

Яэль Бартана. Refusenik («Отказник»). 2006 год.

Коллекция Эдуарда Померанца, Вена

© VBK, Wien, 2011

 

Даже беглое знакомство с перечнем собранных вещей поражает, особенно если иметь в виду, что Эдуард Померанц, человек довольно молодой, родившийся в Одессе и в 1970-х мальчиком вывезенный в Европу, стал покупать искусство лишь в 2007 году. Поставив себе целью создать коллекцию музейного уровня (исключительно для личного пользования), он за пять лет достиг желаемого и стал самым юным из известных сегодня крупных коллекционеров. Но поднявшись на высшую ступеньку, не устоял перед понятным желанием делиться, призвав публику в свидетели своих побед.

На открытии венской выставки, комментируя название, Померанц заметил, что «евреи в странах изгнания всегда стремились к интеграции среди местного населения, но не к ассимиляции, оставаясь чужими для всех». Можно возразить коллекционеру: попытки ассимиляции случались, однако редко они были самим евреям во благо. На выставке, между тем, довольно много работ, посвященных Израилю — тут и «2562-2» индийской художницы Шилпы Гупта, которая последовательно, шаг за шагом, фотографировала брусчатку и небо Иерусалима по пути от храма Гроба Господня до Стены Плача и мечети Аль-Акса, и инсталляция Тарина Саймона, с бассейном в Латруне, и «Спрессованный быт» прославленной израильтянки Сигалит Ландау, уже привозившей в Москву свои выставки (см.: Ирина Мак. Мама мне пела на идише и по-немецки // Лехаим. 2012. № 8).

Тем не менее слово «чужие» здесь следует понимать шире. Искусство — всегда для кого-то другое, чужое. Творцы редко бывают оценены — публикой, коллегами, согражданами, оставаясь непонятыми теми, кто вокруг. Развивая, каждый на свой лад, понятие «другой культуры», всю жизнь художники доказывают право на инаковость, и участников выставки это касается прежде всего. Вспомним хотя бы демарши Вали Экспорт, взявшей себе почти полвека назад в качестве псевдонима название популярной марки сигарет (тут же ее фото с этой пачкой на вытянутой руке — «Smart Export II»): официальный истеблишмент настолько не принимал художницу, что в 1969‑м министр культуры Австрии отказался вручать присужденную ей государственную кинопремию, а через 30 лет уже сама Вали Экспорт отказалась получать премию имени Оскара Кокошки из рук представителя «черно-голубого» правительства. Уместно вспомнить и характерную реплику Марины Абрамович, после одного из ранних ее перформансов: «Полученный мной опыт говорит о том, что, если оставлять решение за публикой, тебя могут убить…» О том же, впрочем, говорит и ранний опыт русского авангарда, первого и второго, — о непонятости и непринятости, о враждебной, по сути, среде, в которой расцветает независимая художественная мысль.

Адриан Пачи. Возвращение домой. 2001 год. Коллекция Эдуарда Померанца, Вена

© VBK, Wien, 2011

 

Похоже, эта чужеродность легче принимается не ровесниками, а будущими поколениями, сегодняшними 20-летними. И диалог оказывается тем успешнее, чем больший временной и возрастной промежуток разделяет его участников. А времени прошло действительно немало — на выставке полно работ 1960-х и начала 1970-х. Комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн, подтвердив, что мы имеем счастье видеть фрагмент одной из лучших коллекций современного искусства, собранных нашим соотечественником, в восторге перечислял славные имена: «Йозеф Бойс, Джозеф Кошут, Борис Михайлов, давно живущий в Берлине, — по известности в мире из бывших советских художников с ним может сравниться разве что Илья Кабаков… Марина Абрамович — тут ее самые известные перформансы, начиная с 1970-х. Причем все художники представлены лучшими периодами, в основном ранними работами. Эта выставка — большая удача».

У нас есть время ее оценить и попытаться понять — «Везде чужие» провисят в музее до 4 ноября. Можно считать этот проект счастливым моментом знакомства, началом диалога «свои vs чужие», в котором Еврейский музей и центр толерантности произнес первые реплики, сделал первый шаг. И уже известно, каким будет следующий шаг: на начало 2014 года намечена выставка выдающегося французского художника Кристиана Болтански, чей «Шанс» восхищал посетителей Венецианской биеннале 2011 года, а его «Исчезнувший дом» на Гроссе-Гамбургерштрассе до сих пор потрясает гостей Берлина.

Но это вопрос будущего. Что же касается текущих дел, то экспозиция, объединившая 90 творений более полусотни художников, работающих в самых разных техниках, от живописи и фотографии до видеоарта, инсталляций и перформансов, оказалась настоящей энциклопедией современного искусства, причисленного к классике. Мы нашли время и место, чтобы начать ее изучать.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.