[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2013 ТИШРЕЙ 5774 – 10(258)
Раввин Элиэзер Берлянд
Секс в большом городе
Шауль Резник
Году в 1996-м на одной из израильских военных баз мое внимание привлек двухметрового роста солдат в вязаной кипе. Вместо популярных в ту пору плееров на поясе у еврейского дяди Степы болтался радиоприемник, включенный на всю мощь. Оттуда доносились убедительные и в меру приправленные трагизмом слова — что-то о необходимости сплотиться в духе отцовских заветов. Обладатель радиоприемника пояснил: «Это рав Моти. Гениальный человек, а?»
В ту пору раввин Моти (Мордехай) Элон считался столпом «иудаизма с человеческим лицом», о котором так часто мечтают секулярные израильские колумнисты. Лекции Элона ретранслировались по радио, статьи публиковались в ведущих газетах, перед выборами в кнессет становилось известно об очередном партийном предложении, от которого молодой и харизматичный раввин не мог отказаться — но отказывался. Одна престижная должность сменяла другую. Моти Элон успел побыть главой ешивы «Хорев», затем возглавить ешиву «А-Котель» с дивным видом на Стену Плача и, наконец, создать общественное движение «Ми-берешит», члены которого выпускали еженедельную газету, собирали продукты для малоимущих и возили школьников на экскурсии в Иерусалим.
Примерно тогда же раввин сменил вязаную кипу с концентрическими полосками, символ религиозного сионизма, на тоже вязаную, но белую, нейтральную (интересно, что похожая смена гардероба произошла и у ныне покойного раввина Менахема Фрумана). В лучших неохасидских традициях вокруг Элона сформировался круг преданных учеников, для которых он был не только преподавателем, но и гуру. Вышеупомянутые колумнисты начали мечтать о том времени, когда умеренный, просвещенный и аполитичный Моти Элон станет главным раввином Израиля.
Раввин Элиэзер Берлянд старше нашего героя на 20 лет, но и его биография имеет немало общего с элоновской. Берлянд родился в семье «вязаных кип», примкнул к бреславскому хасидизму и возглавил его центральное направление. Хасиды Берлянда не пляшут на улицах под психоделическую музыку, предпочитая серьезную учебу в ешиве «Шуву баним». Как и Моти Элон, Элиэзер Берлянд необычайно харизматичен, а из аудиозаписей его лекций можно составить учебник ораторского искусства. Именно Берлянду бреславцы обязаны массовым притоком неофитов. Те вдохнули новую жизнь в крошечный хасидский двор, насчитывавший после второй мировой несколько сот семей.
В начале 2000-х в биографиях Элона и Берлянда начали появляться странные кляксы. В 2006-м не жаловавшийся на здоровье и творческий кризис Моти Элон подает в отставку с постов главы ешивы и лидера движения, прекращает давать лекции и переезжает в северный поселок Мигдаль (кстати, место рождения Марии Магдалины). Ученики Элона, которых можно смело называть хасидами, следуют за раввином. В прессе появляются околомистические слухи: «Он работает над своими душевными качествами», «он пишет революционный комментарий к Торе».
Элиэзер Берлянд перестал появляться на людях вплоть до 2010 года. Хасиды, которые пытались прорваться в его кабинет, натыкались на недружелюбных сотрудников частного охранного предприятия. В лучших традициях хасидских рассказов о слишком рьяных каббалистах, которых Сатана уносил на сотни километров от родного дома, раввин Берлянд внезапно объявился в галилейском веганском поселке Амирим, позвонил недоумевавшим в Иерусалиме ученикам и рассказал о кознях, которые строили против него собственные сын Нахман и внук Натан. По словам раввина, пока родственники осуществляли недружественное поглощение любимой ешивы, он находился под домашним арестом и даже прошел насильственную госпитализацию.
20 сентября 2010 года форум «Такана» (ивр. «исправление»), ранее неизвестная широкой общественности структура, опубликовал сообщение о ведущемся разбирательстве в отношении раввина Моти Элона, который «...допускает поведение и действия, противоречащие нормам святости, морали и нравственности, оговоренным Алахой. Проверка поступивших жалоб доказала, к нашему величайшему огорчению, что они обоснованы». Судя по информации, просочившейся в прессу, раввин имел обыкновение слишком рьяно обнимать и целовать ешиботников, которые обращались к нему за консультациями. Некоторых из них, вполне великовозрастных, Элон сажал к себе на колени. Как минимум двое учеников пожаловались на происходящее на форуме «Такана».
Форум, который состоит из раввинов (Аарон Лихтенштейн, Яаков Ариэль, Йеошуа Шапира, Юваль Шерло), психологов (Бени Леман, Тувья Пери) и юристов (Йедидья Штерн, Яаков Хабба) был создан для противодействия сексуальным домогательствам в религиозном секторе. В отличие от обитателей американизированного «большого» Израиля с Клинтоном-Кацавом и Моникой-Орли, ученик ешивы или ученица ульпана, столкнувшиеся с неподобающим поведением преподавателя, не готовы идти в полицию и меньше всего жаждут мести. На первом заседании раввин Моти Элон признал факт объятий, отрицая их сексуальную подоплеку, пообещал исправиться и получил указание впредь не вести прием посетителей за закрытой дверью.
Год спустя на форум поступила очередная жалоба. Из нее явствовало, что между Элоном и неким молодым человеком имела место, цитирую, «физическая система отношений явно сексуального характера». Причем продолжалась она и до, и после того, как раввин был вызван форумчанами на ковер в первый раз. Санкции ужесточились — члены форума «Такана» потребовали, чтобы Элон, признавший «систему отношений», но возложивший исключительную ответственность на молчела, прекратил любую преподавательскую деятельность на протяжении восьми лет. Продолжение известно: прощай, Иерусалим, здравствуй, Мигдаль.
Раввин Моти Элон
Впоследствии выяснилось, что и на далеком севере Элон продолжил консультировать ешиботников в кабинете за закрытой дверью. Поступают новые жалобы. 20 сентября 2010 года дело Элона предается огласке. 7 августа этого года иерусалимский суд признал раввина виновным в совершении развратных действий в отношении несовершеннолетнего.
В 2012-м иерусалимец Нахман Шалом в лучших хасидских традициях принял решение узнать, чем его раввин-праведник-чудотворец Элиэзер Берлянд занимается по ночам. В книгах подобные истории заканчиваются бурным хеппи-эндом: в комнате у духовного авторитета обнаруживается пророк Элияу или, как минимум, Бааль-Шем-Тов. Нахмана Шалома же ожидал неприятный сюрприз — через окно он увидел, как раввин производит недвусмысленные телодвижения с чужой женщиной. Психологов и юристов среди бреславских хасидов не столь много, поэтому ситуация развивалась менее конфиденциально: Шалом изложил возникшие к Берлянду вопросы письменно, записку обнаружил кто-то из приближенных, автора эпистолярного произведения избили, вмешалась полиция, а год спустя стали поступать жалобы молодых женщин на сексуальные домогательства со стороны 75-летнего раввина. Французские поцелуи, прикосновения и пояснения, от мистического до анекдотического: «Это введет тебя в мир эманации», «это нужно, чтобы спасти еврейский народ от иранской ядерной угрозы».
Дожидаться вызова в полицию Элиэзер Берлянд не стал. В один прекрасный день он сел на самолет и оказался в Майами. Хасидам было объявлено, что раввин уехал отдыхать и лечиться. Через несколько дней Берлянд внезапно объявился в Марокко — у этой страны нет договора с Израилем о взаимной выдаче правонарушителей.
Излишне подчеркивать, что религиозного кризиса не наблюдается ни среди берляндских, ни среди элоновских хасидов. Теории заговора вбрасываются на интернет-форумы каждую неделю, от вопроса, почему Элон согласился на требования «шантажистов» из форума «Такана», а Берлянд бежал от правосудия, адепты неэлегантно уклоняются. Механизм религиозной самокомпенсации испокон веков работал безукоризненно. «Шабтай Цви перешел в ислам? Это для того, чтобы извлечь из него искры святости». Иранская ядерная угроза, ау!
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.