[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2013 ТИШРЕЙ 5774 – 10(258)
Объемная раскладная открытка в виде автомобиля. США,
Herbew Publishing Company
1906–1912 годы. Из собрания Музея истории евреев
в России
Праздники в картинках
Ирина Кордонская
Накануне Рош а-Шана в выставочном пространстве Еврейского музея и центра толерантности, при участии главного раввина России Берла Лазара, открылась первая экспозиция другого музея — истории евреев в России. Она называется «Хорошей записи в Новом году» и посвящена осенним праздникам.
Четыре даты: Йом Кипур, Суккот, Симхат Тора и прошедший Новый год — нашли отражение в этой выставке. Она разместилась в коридоре, отделяющем собственно музей от неприкасаемых стен Бахметьевского гаража. Открывает ее витрина с пышными поздравительными открытками, раскладными, как детские книжки с картинками, и отсылающими нас к немецким рождественским открыткам. Издали их легко спутать — но при ближайшем рассмотрении выясняется, что одна открытка оформлена в виде синагоги, на другой изображена сцена благословения детей накануне Йом Кипура, на третьей — обряд ташлих («сбрасывание грехов») на фоне Бруклинского моста… Да, открытки в основном американские, первых лет прошлого века. Несомненно, они перекочевали за океан из Европы, и в доказательство — фото на почтовой карточке: торговец новогодними открытками за работой, Варшава, 1900-е годы.
От Рош а-Шана мы переходим к Суккоту. А раз Суккот, то появляются футляры — шкатулки для этрога и старинные картинки, украшавшие сукки. Среди них есть совершенно поразительные. Одна со сценой жертвоприношения Ицхака, другая, обнаруженная в молдавской части Румынии, — Молитва о росе, имеющая отношение к празднику Песах. Однако Молитву о росе читают до окончания Суккота, и картинке на выставке самое место.
Выставка возвращает нас к истокам даже не столько традиций, сколько декораций, изобразительного ряда, сопровождавшего еврейскую жизнь в странах изгнания и впитавшего приметы этих стран. К последнему дню Суккота — Дню дарования Торы — имеет отношение обычай, идущий из итальянского Возрождения: в XVI–XVII веках дети ходили в Суккот с флажками, которые, как правило, символизировали одно из колен Израилевых. Из Италии традиция перекочевала в Германию и Голландию, а оттуда в Восточную Европу. На флажках часто изображались и животные — связанные с Мишной лев, леопард, орел и олень, встречались изображения Моше и Аарона. И до сих пор обычай жив, но здесь мы видим старые флажки, в том числе вышедшие из люблинской типографии в 1880 году. Сделаны они по более ранним вильненским образцам.
Точно так же по образцам не просто старых, но средневековых, XII–XIII столетий, графических календарей выполнены великолепные вечные календари позапрошлого века. Рукописные, с традиционными для старинных календарей (и еврейских в том числе) знаками зодиака, они были рассчитаны на много десятилетий вперед, почти до нашего времени. Тут календари самые разные, от перекидного настенного синагогального календаря до астрономических таблиц и караимского календаря на русском языке, в котором указаны христианские праздники, близкие по датам к еврейским.
Вернисаж накануне Рош а-Шана был дополнен «синемафонией»: в сопровождении странного бессистемного видеоряда, который проецировался на стены музея, звучало «Коль нидрей» — знаменитое сочинение Макса Бруха (протестанта, а не еврея, как многие думают), написанное на тему еврейских литургических мелодий. Брух писал его для виолончели, но «Коль нидрей» давно и охотно исполняется скрипачами. Вот и здесь играл известный скрипач Максим Федотов, со своим струнным ансамблем. Было бы лучше, если бы он Брухом и ограничился — прочая «марочная» классика (Бах — Вивальди) была сыграна не в пример хуже и потому оказалась не к месту.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.