[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2013 ТИШРЕЙ 5774 – 10(258)

 

Александр Муратов: «Я хочу посадить зрителей на скамью присяжных»

Беседу ведет Ирина Мак

Столетие со дня завершения в Киеве процесса по делу Менахема-Мендла Бейлиса — повод вспомнить посвященный этой теме сценарий. Он называется «Господа присяжные заседатели». Киевский кинорежиссер Александр Муратов написал его несколько лет назад, но фильм так до сих пор и не снят.

Ирина Мак Вы давно занимаетесь этой темой. Ваш первый фильм, касающийся истории Бейлиса, 2004 года, назывался «Арнольд Марголин — выдающийся украинец и еврей». Марголин ведь был адвокатом Бейлиса.

Александр Муратов На предварительном следствии. На суде он был свидетелем защиты, а защищали Бейлиса, причем бесплатно, знаменитые адвокаты Карабчевский, Григорович-Барский, Зарудный и Грузенберг. В фильме о Марголине суд был только одним из эпизодов, но я его снял в том же ключе, в котором собирался снимать фильм о деле Бейлиса. Деньги на проект о Марголине дали тогда американцы, которые хотели иметь такой фильм, и им стало известно, что у меня собрано много материалов на эту тему. В свое время я получил грант от фонда Сороса как раз на написание сценария о деле Бейлиса. Работа над фильмом о Марголине меня заинтересовала еще тем, что в какой-то мере это был удар по юдофобии в украинском обществе.

ИМ В Украине его показали?

АМ Неоднократно и на многих телеканалах. И по американскому телевидению.

ИМ Как я понимаю, вы хотите снять документальный фильм, но с участием актеров. Потому что отсутствует документальный видеоряд?

АМ Естественно — хроники нет. И кадры из «Кровавого навета» — фильма, снятого в 1917-м, которые используются в современных документальных картинах о деле Бейлиса под видом хроникальных, — нелепость. Некоторая неестественность, присущая немым фильмам, бросается в глаза.

ИМ В вашем фильме предполагается восемь серий — почему?

АМ Я взял ключевые восемь дней процесса и в каждый вложил самые важные эпизоды, реплики. Слова, которые действительно были сказаны. У меня нет сомнений, что они звучали, потому что их повторяли разные газеты. И когда я находил такие совпадения, я понимал: вот она, истина. Причем я сравнивал газеты разной направленности, от черносотенного «Русского знамени» до вполне прогрессивных изданий.

ИМ Есть же стенограммы процесса…

АМ Конечно, и поскольку действие фильма в основном происходит в суде, я прежде всего опирался на стенограммы, между прочим, опубликованные все тем же Арнольдом Марголиным в 1913 году. Но я заметил, что все фигуранты дела говорят на одинаковом, весьма рафинированном русском языке. Выяснил, что стенографировали привезенные из Петербурга курсистки-бестужевки, которые и отшлифовали текст. Тогда я обратился к газетным статьям того времени, авторы которых вели свои стенограммы. И выяснилось, что многие свидетели говорили на суржике — искаженном украинском, и речь их была весьма колоритной. В таком виде она и попала в сценарий. Моей главной задачей было так построить сюжет — как, впрочем, это было и в жизни, — чтобы до самого последнего момента зритель не знал, чем закончится этот процесс.

ИМ Но мы-то знаем…

АМ Я хочу посадить зрителей на скамью присяжных. Дело в том, что обвинял Бейлиса один из лучших прокуроров империи — прибалтийский немец Виппер. Киевскому окружному прокурору Чаплинскому власти не доверили вести процесс, которому придавалось огромное политическое значение. Чтобы отвлечь народ от революционных настроений, правительство решило устроить всеимперский еврейский погром. Поводом должно было стать осуждение Бейлиса и всех евреев. Ситуация усугублялась тем, что обвинение поддерживали, так сказать, общественные обвинители Замысловский и Шмаков, весьма эрудированные люди, знающие еврейскую историю. Чтобы читать древние тексты, Шмаков даже выучил древнееврейский и арамейский языки. Но при этом Русская православная церковь категорически отказалась свидетельствовать против евреев. Согласился сотрудничать с обвинением только высланный католической церковью опальный ксендз Пранайтис. Трудно сказать, чем бы закончился процесс, если бы не роковая ошибка властей: они специально подобрали присяжных заседателей из числа темных, безграмотных крестьян. Из городских был только старшина присяжных — мелкий почтовый служащий, который во время голосования склонял коллег к обвинительному приговору. Но темные и очень религиозные присяжные, поклявшиеся на Святом Писании, не могли солгать и, согласившись с аргументами защиты и экспертов, оправдали несчастного Бейлиса. Мне удалось раздобыть газетные описания, как абсолютно простые люди, совсем не евреи, встретили оправдательный приговор. К дому Бейлиса шел поток людей, желающих его поздравить. Это очень трогательно. И это правда. Вообще в сценарии все правда. Выдуман только персонаж, от имени которого ведется рассказ. Это некий журналист, собирательный образ, в котором что-то и от Короленко, и от Бонч-Бруевича — брата будущего управляющего делами Совнаркома, и от многих других.

Арнольд Марголин, один из адвокатов по делу Бейлиса

 

ИМ Вы не захотели сделать героем Бейлиса?

АМ А какой он герой? Он только время от времени просил отпустить его домой, вообще не понимал, что происходит. Бейлиса и назначили на роль жертвы только потому, что знали о его безответности. Типичный козел отпущения. Он ведь даже русским толком не владел — только украинским и идишем. Я не мог понять его сущность, пока не нашел в одесской газетенке «Копейка» записи Бейлиса, которые он вел в тюрьме.

ИМ Он вел в тюрьме дневник?

АМ Я сам был удивлен. В основном он описывал свой страх перед, казалось бы, неминуемой каторгой. Но вдруг меня потрясли его слова: «И мне понятно стало, что дело не во мне — маленьком человеке Мендле Бейлисе. Не меня тут судят, не меня обвиняют. Тут весь еврейский народ судят. И если мне придется страдать, то я пострадаю за весь народ. Пришло мне это в голову, и у меня какие-то силы появились…» Правда, перед оглашением приговора силы снова покинули его. Он чуть не упал в обморок.

ИМ Сколько должен стоить этот фильм?

АМ По нынешним меркам — пустяки: 300–350 тыс. долларов за восьмисерийный фильм, который к тому же непременно окупится в телевизионном прокате. И который наверняка захотят купить, потому что тема животрепещущая, особенно сейчас. Даже в прежде спокойной Украине антисемитизм явно поднял голову.

ИМ Неужели можно уложиться в эту сумму?

АМ Можно, я придумал способ сэкономить и уже опробовал его на «Арнольде Марголине». А что касается актеров, то очень дорогих и знаменитых я приглашу только на роли свидетелей, которые появляются в фильме по одному разу — это один- два съемочных дня. Но это должны быть яркие эпизоды. С удовольствием снял бы Валентина Гафта, с которым когда-то сотрудничал на «Гонках по вертикали» по роману братьев Вайнеров…

ИМ Этот фильм часто показывают российские телеканалы.

АМ Украинские тоже. Очень хотел бы пригласить Олега Табакова, который, между прочим, сыграл свою первую роль в кино в моей вгиковской курсовой работе. Великий актер. От моего имени один мой приятель вел переговоры с Арменом Джигарханяном. Но все лопнуло из-за отсутствия денег.

ИМ Неужели невозможно получить государственное финансирование?

АМ Не смешите меня! У нас в качестве госзаказа финансируется даже откровенная порнуха, которая почему-то считается авангардом. Серьезные темы наших киночиновников абсолютно не интересуют.

ИМ А спонсоров?

АМ Их кино не интересует. Разве что изредка для пиара финансируют какие-то театральные спектакли… А жаль. Дело Бейлиса было не менее резонансным, чем процесс над французским офицером Дрейфусом. В ожидании оглашения приговора Бейлису на улицы высыпали многотысячные толпы. И не только в Киеве — в Петербурге, Москве, Париже и Берлине. Так французы о Дрейфусе давно сняли художественно-документальный фильм, и не один, а у нас это никого не интересует. Хотя в нынешнем году исполняется 100 лет со дня оглашения приговора. Самое время…

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.