[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2013 ТИШРЕЙ 5774 – 10(258)

 

Алтер Ребе (Шнеур-Залман из Ляд). Титульный лист «Таньи» («Ликутей амарим»). 1852 (?) год. Кёнигсберг

 

Душа, Тора и каббала

Александр Элькин

Человек, сотворенный «по образу и подобию», наделен интеллектуальными способностями. Его душа одарена силами, полученными посредством сфирот — «инструментов», при помощи которых Творец создает миры и управляет ими. Нам запрещено приписывать Ему человеческие свойства, но допустимо сказать, что между свойствами души и свойствами Творца, проявляющимися в сфирот, существует определенная параллель.

Понятия «душа» и «духовные силы» не тождественны. Душа, по определению, неделима. «Орудия», или «инструменты», души, посредством которых она себя выражает и действует в нашем мире, — это ее интеллектуальные и эмоциональные свойства («силы»), а также так называемые «одеяния» — мысль, речь и действие. Аналогичным образом проявляет Себя с помощью сфирот Всевышний — то как Судья, то как Отец, то как Возлюбленный и т. п.

Самое возвышенное из свойств души — ее способность к интеллектуальной деятельности — имеет параллель в системе сфирот, самая высшая из которых именуется Хохма (Мудрость). Она — первая «искорка» раскрытия Б-жественного, еще не обретшая форму. Поэтому она неустойчива, не способна существовать автономно и постоянно стремится вернуться к своему духовному «источнику». Несмотря на то что Хохма является неотъемлемой частью души, ее соотношение с душой как единой сущностью весьма непросто определить, и это один из примеров того, почему так важно проводить строгое различие между проявлениями души в ее совокупной цельности и ее отдельными свойствами. Алтер Ребе (рабби Шнеур-Залман из Ляд) поясняет, что аналогия души и Б-жественного может быть обнаружена лишь в их внешних проявлениях, однако Его Сущность и сущность души различны. Иными словами, душа как таковая не может служить совершенной моделью для понимания Сущности Творца.

Хотя душа и выше разума, он служит ей «орудием». Все, что нам известно о сущности души в любых ее проявлениях, проистекает из способности познания, которой одарен наш разум, то есть основано на проявлениях Хохмы. Душа «облачается» в разум, поэтому мы можем сказать, что «душа мыслит».

«Зоар» называет заповеди Торы «органами тела Царя». Ведь заповеди — это проводники Б-жественного Света, иначе говоря, каналы Откровения. Его Мудрость (Хохма) облачается в Тору, а она, в свою очередь, является тем «инструментом», посредством которого находит свое выражение в мире разум Творца («эмоции», или мидот, проявляются в мире иным образом). Можно сказать, что хотя Хохма и не тождественна ни Б-жественной Сущности, ни сущности человеческой души, она позволяет им проявляться. При таком подходе выявляется параллель между человеком и его разумом, с одной стороны, и Всевышним — с другой.

Мудрость Творца сокрыта в Торе. Достигая определенного этапа в своем развитии, человек приступает к ее изучению. Так устанавливается и утверждается особая связь: Мудрость находит свое выражение в идеях и принципах, которым Тора учит человека; разум человека погружается в Тору, а душа использует его как «орудие», позволяющее ей установить связь с Творцом и слиться с Ним. Тора оказывается главным посредником и инструментом объединения сущности души с Б-жественной Сущностью.

Согласно Алтер Ребе, это соединение, достигающее степени слияния, доступно любому иудею, даже самому невежественному, не зависит от когнитивных способностей человека и порой происходит неосознанно. Изучая Тору, человек может и не отдавать себе отчета в том, что его душа соединяется с Творцом. Сознание изучающего Тору полностью погружено в проблему, которую он старается разрешить, и, преуспев, он исполняется чувством удовлетворения и испытывает наслаждение, в котором присутствует некоторая доля эгоизма и даже дерзости. И как бы мала ни была эта доля, она все же служит преградой между изучающим Тору и Тем, Кто ее даровал. Чтобы предотвратить возникновение этого препятствия, нам предписано изучать Тору «ради нее самой». Прилагая усилия для достижения этой цели, человек испытает чистую «жажду слова Всевышнего», и его душа самой своею сущностью объединится и сольется с Ним. Человек может и не почувствовать всего этого, однако его душа — чувствует.

Разум ограничен, он в состоянии адекватно воспринять лишь то, что принадлежит к этому миру. Он может знать о существовании духовного, однако природа духовного и его характер остаются от него скрытыми.

В книгах, излагающих учение хасидизма, подробно описаны ступени постижения, характеризующие, с одной стороны, ограниченность человеческого разума, а с другой — огромные возможности, которыми он одарен. Наша принципиальная неспособность не только постичь Б-га, но даже дать Ему определение не является препятствием для интеллектуальной деятельности и не умаляет того знания, которое мы способны приобрести. В современной физике сложилась схожая ситуация: исследователи оперируют понятиями, сущность которых не поддается определению. Можно сказать, что человек обладает способностью достичь знания о существовании Творца, но не о Нем Самом.

Основным полем деятельности разума является материальный мир. Однако из-за того, что человек не в состоянии воспринять то бесконечное, что находится за его пределами, неверно предполагать, что его не существует, и столь же ошибочно утверждать, что такое положение дел — вечно. Человек и окружающий его мир развиваются и трансформируются; при этом область, доступная постижению человеческого разума, все время расширяется. Приходит время, когда человек осознает и понимает то, что еще вчера было от него сокрыто.

Сравнение двух уровней постижения — при помощи интеллекта и посредством души как таковой — иллюстрирует различие между изучением Талмуда и каббалы. Содержание Талмуда конкретно и реально, оно лежит в области, доступной для постижения человеческого разума. Овладевая этим материалом, человек воспринимает Б-жественную Мудрость, кроющуюся в Талмуде. При изучении же каббалы человек вынужден оперировать абстрактными понятиями и терминами, имеющими мало общего с окружающей его действительностью и потому превышающими возможности его разума. Существует определенный порог постижения, за которым никакое понимание невозможно, и Б-жественная Мудрость, «облаченная» в каббалу, целиком относится к сфере иррационального, находясь за пределами возможностей человеческого разума.

Таким образом, изучение каббалы по самой своей сути отличается от изучения Мишны и Талмуда. Напрашивается вопрос: если истинное постижение каббалы невозможно, не является ли процесс ее изучения поверхностным? Но Алтер Ребе предостерегает, что на основании подобных опасений нельзя воздерживаться от ее изучения. Интеллект и способности к постижению занимают почетное место в мире Торы, однако от нас требуется, чтобы мы все-таки занимались изучением и того, что превышает возможности разума.

Согласно Алахе, треть всего времени, выделенного на изучение Торы, должно быть посвящено Письменной Торе. Алтер Ребе объясняет, что, в отличие от Торы Устной, в Письменной главным является «слово», а не «идея». Критерием качества изучения Талмуда является степень понимания текста и его усвоения разумом. Чтение Талмуда, не сопровождаемое пониманием смысла, — не более чем пустая трата времени. В отличие от этого, чтение Письменной Торы человеком, совершенно не понимающим ее языка, является исполнением заповеди, имеющей величайшее значение. Традиционный еврейский обычай чтения Псалмов является лучшим подтверждением этого. Другой пример — ежедневное прочтение недельного раздела Пятикнижия с арамейским переводом Онкелоса (так называемое «двойное чтение»: один раз читается текст Торы, а затем второй — текст перевода).

Этот подход отражает самую сущность Письменной Торы. В Священном Писании есть много мест, представляющихся недоступными для логического постижения, но тем не менее мы вновь и вновь перечитываем их, даже не зная их действительного содержания. Рамбам утверждает, что в Торе нет главного и второстепенного: что сообщение о том, что Куш и Мицраим, Пут и Кнаан были сыновьями Хама (см. Берешит, 10:6) или что имя жены Адара, царя Эдома, было Меэйтавэль (Берешит, 36:39), нисколько не менее значительно и обладает не меньшей святостью, чем стих «Я — Г-сподь, Б-г твой», открывающий Десять заповедей (Шмот, 20:2) или «Слушай, Израиль» (Дварим, 6:4). Само собой разумеется, интеллекту смертного человека трудно постичь, что с точки зрения духовности и святости все слова Торы одинаково значимы и проистекают из одного и того же источника — Б-жественной Мудрости. Однако причина этого — лишь в ограниченности нашего разума: он не способен по-настоящему углубиться в текст Торы и постичь его подлинный смысл. А то, что лежит вне пределов возможностей разума человека, принадлежит уже к сфере веры.

Витраж в Большой синагоге в Иерусалиме. Регина Хайм. 1982 год

 

По мнению Алтер Ребе, каббала, а также Агада (то есть метафорическое истолкование слов Писания, являющееся также частью Устной Торы) являются неотъемлемой частью Торы как таковой, но их содержание далеко не всегда поддается рациональному осмыслению. Из-за ясности содержания и занимательности библейского текста иррациональная сторона Б-жественной Мудрости, содержащейся в словах Танаха, оказывается сглажена. Однако смысл повествования вовсе не ограничивается его канвой; это всего лишь его «внешний слой», доступный рациональному восприятию.

«Зоар» называет заповеди «телом» Торы, а ее повествование — «одеянием». Продолжая и развивая это сравнение, Алтер Ребе сравнивает заповеди Торы с пищей, а ее рассказы — с изысканным благоуханием, которое не обладает материальной формой, но тем не менее ощущается даже на большом расстоянии. Личности и события, о которых рассказывает Танах, реальны и уникальны и, вместе с тем, в иной плоскости интерпретации обретают значение архетипических символов. Каббала и учение хасидизма снова и снова говорят о материальном мире как об отражении духовных миров и указывают на духовные первопричины всего, что происходит в нем. С этой точки зрения животное и ангел, к примеру, не оказываются полярными явлениями.

Тора — это промежуточное звено, соединяющее человека со Всевышним. Она имеет как явные аспекты, так и скрытые, что аналогично явным и скрытым аспектам души, а также Самого Творца.

Мишна и Талмуд на языке хасидизма именуются «открытой» Торой, поскольку они воплощают явный аспект Торы, обращенный к разуму человека. При изучении «открытой» Торы явные аспекты человеческой души связываются и объединяются с явными аспектами Б-жественного. Посредством же каббалы и Агады (то есть так называемой «скрытой» Торы) скрытые, глубинные аспекты души учащегося связываются и объединяются со скрытыми, глубинными аспектами Б-жественного. Изучение Закона, — говорит Алтер Ребе, поясняя талмудический трактат «Авот де-рабби Натан» (гл. 29), — приводит к восприятию аспектов Б-жественной Мудрости, доступных для рационального постижения, а изучение Агады — несмотря на то, что ее смысл невозможно постичь до конца, — воспитывает богобоязненность.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.