[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2013 АВ 5773 – 8(256)

 

йохевед сегаль

Перевод с иврита Евгения Левина и Марины Карповой

 

В ближайшее время в издательстве «Книжники» выйдет в свет книга Йохевед Сегаль (1911–2006), представляющая собой переложения мидрашей и Талмуда для детей. Эта книга положила начало обширной и разнообразной детской литературе на иврите, существующей в наши дни. Предлагаем вниманию читателей ее фрагмент.

 

Почитание отца и матери

Отец и мать лучше всех

Мидраш «Асерет а-диброт».
(В несколько иной версии этот рассказ приводится и в книге «Деяния рава Нисима Гаона»)

 

Жили-были старик со старухой, они очень любили Тору и детей, которые ее изучают. Своих детей у них не было, и это их огорчало. Каждый день старик приходил в синагогу к тому времени, как мальчики заканчивали учиться, обнимал их и тихим шепотом спрашивал: «Расскажите мне, детишки, что вы сегодня учили?»

Когда мальчики заканчивали свой рассказ, старик тяжело вздыхал и говорил:

— Как счастливы ваши родители, что вы учите Тору. Как жаль, что у меня нет сына, который тоже мог бы учиться.

И вот однажды старик раздал все свои деньги мудрецам, изучающим Тору, чтобы они могли учиться весь день и не должны были работать для пропитания. При этом старик сказал:

— Дай Б-г, чтобы Всевышний дал мне в Мире грядущем долю рядом с этими святыми людьми.

Увидел Всевышний, как этот добрый старик любит Тору и тех, кто ее изучает, сжалился над ним — и, всем на удивление, родился у старика и старухи прелестный младенец.

Невозможно описать, как радовались родители и как они полюбили долгожданного сына. Когда же мальчик немного подрос, отец посадил его себе на плечи и отнес в школу, поскольку она была далеко от дома.

Дойдя до ворот школы, старик сказал учителю:

— Научи моего сына Торе.

Учитель согласился и взял мальчика в свой класс.

Старик спросил учителя:

— С какой книги начинают учить Пятикнижие?

Ответил ему учитель:

— Мы начинаем учить Тору с третьей книги Пятикнижия — «Ваикра», где рассказывается о жертвах, которые сыны Израиля приносили Святому, благословен Он. Ведь еврейские дети чисты и еще не грешили, и им очень полезно изучить сначала именно это.

Старик сказал учителю:

— Я хочу, чтобы вы начали с книги «Берешит», первой из книг Торы, где рассказывается о том, что Святой, благословен Он, сотворил этот мир.

Учитель подумал и согласился. Сын старика сел рядом с другими учениками и начал изучать книгу «Берешит». Каждый день отец приносил его в школу. Мальчик полюбил учиться и вскоре знал назубок, что создал Г-сподь в каждый из шести дней сотворения мира.

Однажды мальчик спросил отца:

— Папа, зачем ты каждый день носишь меня в школу? Я хочу ходить сам, своими ногами.

Старик улыбнулся и сказал:

— Хорошо, сынок, теперь ты будешь ходить сам.

Мальчик взял свои книжки и отправился в школу. Но не успел он пройти и полдороги, как рядом оказался всадник. Это был один из наместников царя, который управлял всей здешней провинцией. Увидев маленького красивого мальчика, он подумал: «Возьму его себе!»

Не мешкая всадник схватил мальчика, усадил к себе на лошадь и галопом поскакал к царскому дворцу.

Пришло время обедать, родители ждали, когда же сын вернется из школы. Они ждали час за часом, было уже поздно, а мальчика все не было и не было. Тогда старик отправился к учителю и спросил его:

— Где мой мальчик? Почему он до сих пор не вернулся домой?

Удивленный учитель сказал старику:

— Какой мальчик? Твой сын? Сегодня он вообще не приходил в школу.

Услышав эти слова, несчастный отец горько заплакал и побежал в город, искать своего ребенка. Каждого встречного он спрашивал:

— Ты случайно не видел моего сына?

Однако никто не мог ему помочь. Узнав о случившемся, мать, заливаясь слезами, тоже отправилась на поиски, но мальчика нигде не было.

Всевышний увидел горе старика и старухи и сжалился над ними. В тот же вечер царь тяжело заболел. Он почувствовал слабость, лег в постель и сказал своим слугам:

— Принесите книгу лечебных снадобий и посмотрите, какое лекарство нужно принимать от моей болезни.

Когда слуги принесли книгу, Всевышний сотворил чудо, и книга лекарственных снадобий превратилась в книгу «Берешит». Поэтому, когда захотел наместник прочесть книгу, он не смог понять ни слова, поскольку не знал святого языка. Увидев это, слуги сказали царю:

— Кажется, это еврейская книга. Нужно найти какого-нибудь еврея, который сможет ее прочесть.

Слуги бросились искать еврея, но никого не смогли найти. Тогда к царю приблизился тот самый советник, который похитил мальчика, и сказал ему:

— Ваше величество, сегодня утром я был в городе евреев и забрал там одного мальчика. Быть может, он сможет прочесть, что написано в этой книге.

Советник привел мальчика к царю и спросил его:

— Ты можешь прочесть, что написано в этой книге?

Мальчик посмотрел на книгу и понял, что перед ним книга «Берешит» — точно такая же, как та, которую он учил в школе. При виде знакомых слов из глаз мальчика брызнули слезы, и он, рыдая, упал на землю. Удивленный царь спросил его:

— Что с тобой, дитя, почему ты плачешь? Ты боишься меня?

Мальчик вытер слезы и ответил:

— Нет, я не боюсь. Но я вспомнил моего доброго отца — ведь я единственный сын у отца и матери, которые родили меня на склоне лет. Мой папа просил учителя научить меня Торе, и я учился по этой самой книге. Поэтому я знаю, что здесь написано.

И мальчик начал читать царю «Берешит», объясняя ему каждое слово. Слушая рассказ о том, как Всевышний сотворил мир, царь встал с ложа и сел в кресло. Когда же мальчик дошел до слов «И благословил Б-г день седьмой, и освятил его»[1], царь почувствовал, что совершенно здоров.

Тогда он сказал мальчику:

— Если ты согласишься остаться со мной, то в награду за то, что ты меня вылечил, я дам тебе все, чего только пожелаешь, — любые игрушки, любые сладости.

Мальчик ответил царю:

— Мне не надо ничего. Просто отпусти меня к отцу и матери, которые пребывают в печали с тех пор, как я пропал. Да и мне без них ничего не будет в радость!

Царь сказал:

— Я вижу, что ты хороший сын и любишь родителей больше, чем игрушки и сладости. Поэтому ты можешь вернуться домой и взять из моего дворца все, что захочешь.

Мальчик выбрал дорогие подарки для отца и матери, и его с почетом отвезли домой на золотой колеснице. Невозможно описать, как обрадовались родители, увидев своего мальчика целым и невредимым, и как они благодарили Творца за помощь. После того как их сын вернулся, они жили счастливо до конца своих дней.

Узнав об этой истории, мудрецы сказали:

— Если ребенок, который не учил ничего, кроме книги «Берешит», удостоился подобной награды — то сколь же велика будет награда того, кто научит своего сына всей Торе или Мишне! И если мальчик, который лишь единожды исполнил заповедь почитания родителей, удостоился столь великой награды, то сколь же велика награда, которой Всевышний наградит в этом мире и в Мире грядущем того, кто исполняет эту заповедь все время, днем и ночью!

 

Уважение к ближнему

Авот де-рабби Натан, 41; Дерех эрец раба, 84;
Вавилонский Талмуд, Таанит, 20а

 

Как-то рабби Шимон бен Эльазар покинул свой родной город, чтобы учиться у великих знатоков Торы. Прошло время, и он сам стал одним из величайших мудрецов Земли Израиля.

Однажды рабби Шимон решил, что пора возвращаться домой, и верхом на осле отправился в путь.

Дорога была длинная. Осел неторопливо перебирал ногами, а рабби Шимон сидел на его спине и тихо радовался: «Как хорошо, что возвращаюсь я теперь знатоком Торы!»

Вдруг на дороге показался невероятно уродливый человек. Сначала рабби Шимону показалось, что это нееврей из одной страны, жители которой известны как грешники и злодеи. Но тут путник повернулся к нему и сказал:

— Мир тебе, рабби!

Почему-то рабби Шимону показалось, что незнакомец говорит невежливо и даже нагло. Не так, совсем не так следует обращаться к знатоку Торы. Видимо, этот человек уродлив не только снаружи, но и в душе — так решил рабби и, не ответив на приветствие, сказал незнакомцу:

— Невежда, как же ты страшен! Скажи мне, в твоем городе все жители такие уроды?

Оскорбленный путник ответил:

— Если я тебе не нравлюсь — пойди к Мастеру, Который сделал мое тело, и скажи Ему: «Как уродливо дело рук Твоих!»

Рабби Шимон подумал: «Что за мастер сделал этого человека? Да ведь это же Святой, благословен Он, Который создал всех людей! Что же я наделал, зачем обидел путника?»

Рабби Шимон был глубоко опечален вырвавшимися у него словами. Он сошел с осла, встал перед незнакомцем на колени и сказал ему:

— Пожалуйста, прости меня. Мои слова были большой ошибкой. Пожалуйста, не сердись.

Однако путник не захотел его слушать, ответив:

— Я не прощу тебя, пока ты не пойдешь к Тому, Кто сделал меня, и не заявишь Ему: «Мастер, как уродливо дело рук Твоих!»

И путник отвернулся, не желая продолжать разговор.

Незнакомцу и рабби оказалось по пути. Слез рабби Шимон с осла и всю дорогу до города, около трех миль, шел за своим невольным попутчиком пешком, умоляя простить его, но тот ничего не хотел слушать. Наконец они подошли к городу. У ворот толпилось множество людей, ожидавших возвращения рабби Шимона и желавших его поприветствовать. Увидев рабби, люди бросились к нему навстречу со словами:

— Мир тебе, наш учитель и наставник!

Услышав это, незнакомец спросил:

— Кого вы называете учителем и наставником?

Встречающие ответили:

— Того, кто идет вслед за тобой. Неужели ты не знаешь, что это сам рабби Шимон бен Эльазар, раввин и мудрец, который возвращается на родину после многих лет, проведенных в изучении Торы?

Тогда путник воскликнул:

— Если это — «учитель», то дай Б-г, чтобы в народе Израиля больше не было таких «учителей»!

Подивились люди его словам, и путник рассказал им обо всем, что случилось в дороге: как поприветствовал он рабби Шимона, а тот не только не ответил, но и жестоко его оскорбил.

Горожане, выслушав этот рассказ, попросили путника:

— Как бы то ни было, прости его, из уважения к Торе, которую он изучал.

Подумав, прохожий согласился, однако добавил при этом:

— Я прощаю его только ради вас, потому что вы так об этом просите, и только с условием, что он никогда больше не станет так поступать.

Услышав, что незнакомец простил его, рабби Шимон очень обрадовался. Он тут же направился в дом учения, чтобы провести для жителей города урок Торы. И вот первое, что он сказал им:

— Человек должен быть гибким, как тростник, а не твердым, как кедр. С каждым нужно обходиться приветливо. Нельзя допускать слов жестких и грубых, как дерево, наткнувшись на которое можно больно удариться.

После этой истории рабби Шимон внимательно следил за тем, чтобы никого не обидеть даже случайно.

А мудрецы, блаженной памяти, говорили, что путник на дороге был не кто иной, как пророк Элияу. И предстал он перед рабби Шимоном в образе уродливого человека, чтобы преподать ему этот важный урок.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].      Берешит, 2:3.