[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2013 АВ 5773 – 8(256)

 

Елеазар Лангман.
А. М. Родченко с папиросой.
1930 год

 

Елеазар Лангман

Москва, МАММ (Дом фотографии), до 2.10

Имя одессита Елеазара Лангмана (1895–1940) мало что скажет «широкой публике», хотя оно хорошо известно ценителям советской фотографии. Мастер смелых ракурсов, в конце 1920-х Лангман входил в знаменитую «бригаду» Бориса Игнатовича, снимавшую для «Вечерней Москвы», а затем в фотосекцию объединения «Октябрь», разогнанную после первой же групповой выставки в 1931-м. Он печатался в журнале «СССР на стройке», дружил с Родченко и Степановой и сделал хрестоматийный фотоочерк из 120 снимков «Социалистический Донбасс» — опубликованный в журнале «Огонек» и выставленный на Кузнецком мосту в залах, где обычно показывали лишь художников. В Крыму, где он работал собкором ТАСС, он был уволен после доноса о «коммерческой деятельности» и вскоре умер при невыясненных обстоятельствах.

Названия многих снимков звучат как главы истории страны: «Старое и новое Симоновки» (имеется в виду район Симоновского монастыря в Москве), «Гимнастика по радио», «Хронометражистка в учебно-опытном зерносовхозе».

В историю культуры Лангман вошел и как друг писательского дуэта Илья Ильф — Евгений Петров. Ильф был страстным фотолюбителем, даже иллюстрировал первое издание «Одноэтажной Америки» собственными фотографиями. На его понимание эстетики очевидное влияние оказало творчество Лангмана.

 

Витрина-конструкция Лазаря Лисицкого. Советский павильон на Международной выставке «Пресса» в Кёльне. 1928 год. Государственный музей В. В. Маяковского

 

История советских павильонов

Москва, павильон «Рабочий и колхозница», до 18.9

Выставка в цоколе самого знаменитого советского памятника посвящена союзу архитектуры и идеологии. История международных выставок ХХ века (хронологические рамки укладываются в 1925–1970 годы), становившихся порой апофеозом идеологического и национального самодовольства, рассказывается через историю павильонов. Денег на них не жалели, а в качестве авторов привлекали радикально мыслящих художников. Так, на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в 1925 году в Париже СССР был представлен павильоном Константина Мельникова. В его оформлении участвовали Александр Родченко («Рабочий клуб») и Исаак Рабинович («Зал Госиздата»). Вместе с Эль Лисицким Рабинович оформлял и советскую экспозицию на кельнской выставке «Пресса» 1928 года — она считается хрестоматийным примером новой эстетики.

Борис Иофан строил павильоны для нью-йоркской и парижской выставок 1930-х. Как и в других разделах экспозиции, их история воссоздается при помощи чертежей, фотографий и кинохроники. Впрочем, в случае с Иофаном экспонатом оказывается целиком выставочный зал: постамент для «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной сам по себе является арт-объектом. Другой экспонат расположился снаружи: павильон в Монреале был перевезен в Москву и воссоздан на ВДНХ в прежнем виде.

Можно также увидеть проекты, участвовавшие в конкурсах (среди авторов — Моисей Гинзбург), и некоторые экспонаты советских павильонов: снимок Макса Пенсона «Узбекская мадонна» (1937), скульптуры Георгия Мотовилова «Металлург» (1937) и Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала» (1958), тяжеленные, весом в несколько тонн, географические карты СССР, сделанные из самоцветов (1937, 1939). Материалы предоставили два десятка музеев и коллекций, а также личные архивы художников, например архив Александра Лабаса. Он оформлял павильоны Иофана, хотя из художественного процесса в самом СССР был в это время фактически исключен. Показывают, в частности, эскиз его панно «Авиация СССР» для Всемирной выставки в Париже 1937 года.

Одновременно в «Рабочем и колхознице» проходит и обновленная выставка Московского музея дизайна, посвященная истории российской упаковки (весной первый вариант проекта показывали в Манеже). Здесь представлена, например, продукция чайной фирмы Высоцкого, а также «Сахарная голова» 1957 года и шоколадка «Аленка» в обертке 1966 года — за их включение в состав новой экспозиции проголосовала публика «Манежа».

 

Роберт Генин. Автопортрет.
Без даты

 

Искусство в Берлине. 1933–1938

Берлин, Берлинская галерея, до 12.8

2013 год в Берлине посвящен теме «Разрушенное многообразие». В его рамках проходит множество конференций, докладов и выставок. Так, Берлинская галерея показывает выставку преследовавшихся при нацизме художников «Вне закона. Преследуемо. Запрещено». Одни, как архитектурный критик, градостроитель и политический писатель-сатирик Вернер Хегеман, были неугодны по идеологическим причинам, другие, как Бекман, Дикс или долгое время проживщий в Европе наш соотечественник Роберт Генин, по эстетическим, третьи, как Феликс Нусбаум, по расовым и эстетическим одновременно. В лучшем случае их ждала эмиграция либо запрет на работу, в ином — арест, концлагерь и смерть.

В Берлине выставили, в частности, акварели Лу Альбер-Лазар (1885–1969). Родом из семьи лотарингских евреев, она изучала искусство в Мюнхене, была подругой Рильке, затем жила в Париже. В 1940 году ее интернировали во французский лагерь в Гурсе, где она запечатлела в графике быт заключенных.

Был интернирован во Франции и Готфрид Хайнерсдорф (1883–1941). Мозаист и витражист, коллекционер и меценат, один из значительнейших авторов Веркбунда, согласно расовым законам Германии, он был признан в 1935 году «полуевреем» и получил запрет на работу. На жизнь стал зарабатывать, открыв фотоателье. Тем не менее министр промышленности разрешил ему в 1938 году участвовать вместе с сыном в выставке в Париже — откуда художник в Германию уже не вернулся.

После начала мировой войны французы его арестовали, но после поражения в краткой войне с Германией отпустили на свободу. Тогда за ним как за евреем начали уже охотиться немцы. Хайнерсдорф прятался в Дордони, он умер от рака. Почти все созданные им для немецких церквей витражи исчезли в годы войны, место его погребения неизвестно.

 

Александр Лабас. Танцуют. Фрагмент. Из серии «Крым».
1936 год. Частное собрание

 

Вдвоем

Москва, галерея «Проун», до 28.8

Выставка объединила графику, живопись и фотографии авторов, которые жили вместе (не все в законном браке, но все – по зову сердца). Принцип формальный, эстетического единства он не образует, зато можно увидеть редкие вещи из музеев и частных собраний: от Ларионова, Гончаровой, Лабаса, Рабина, Митурича и Хлебниковой до Удальцовой, Лепорской, Жегина, Поповой, группы «Перцы» и Веснина. Есть и учебная композиция ученика Татлина Абрама Дамского (1906–1988), ставшего архитектором, специалистом по свету.

 

Манфред Бокельман. Портрет Людмилы Ницш. Вена.
2010–2013 годы

 

Манфред Бокельман. Рисунок против забвения

Вена, Музей Леопольда, до 2.9

Семидесятитрехлетний австрийский художник Манфред Бокельман — выходец из семьи, прославившейся в самых разных областях. Его отец родился в 1904 году в Москве в семье банкира, после революции семья уехала в Швецию, затем в Австрию. Один дядя — знаменитый дадаист Ханс Арп, другой был бургомистром Франкфурта-на-Майне; брат — певец Удо Юргенс.

Выставка Манфреда Бокельмана состоит из большеформатных, размером 150 на 110 см, рисунков углем. На них изображены дети и подростки от двух до шестнадцати лет, евреи, славяне, цыгане — заключенные Освенцима, Хартхайма, Терезиенштадта, жертвы программ по эфтаназии. Художник часто изображает их не как мучеников, но как большей частью счастливых людей, еще не знающих, что им предстоит. Бокельман использовал фотографии из архивов гестапо и СС. Какие-то снимки сделаны уже в лагере, герои носят робы в полоску. Другие — как фотографии цыган — в сборных пунктах, администрация которых велела явиться на фотосъемку. Дети надели лучшее, что у них было, сделали прически, хотели выглядеть красивыми. Снимки оказались последними в их жизни.

Некоторые фотографии, использованные для создания серии, художник взял из семейных альбомов, сохранившихся в вещах депортированных в концлагеря. Известны случаи, когда выжившие в концлагерях узнают себя на его рисунках.

Художник из Каринтии работал над серией из 120 работ (автор не считает ее завершенной) в течение трех лет. Самое важное для него — что у каждого из изображенных есть имя. Так Бокельман пытается противостоять забвению, рано или поздно угрожающему всем жертвам массовых убийств.

Алексей Мокроусов

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.