[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2013 ТАМУЗ 5773 – 7(255)

 

Наставление невесте перед свадебной церемонией в общине йеменских евреев. Мошав Барекет, Израиль. 1984 год

 

Если б я был султан, я б имел трЕх жЕн

Арье Ольман

Еврейский закон различает многоженство и многомужество. Вопрос с последним ясен и не допускает двоякого толкования: нельзя. Многоженство же требует отдельного рассмотрения.

Если женатый человек женится еще раз, то по букве закона Торы этот брак легитимен и теряет силу только в результате смерти мужа или развода[1]. Многие герои Танаха были многоженцами, но ни одному из них это не принесло счастья, их жизнь была омрачена конфликтами жен и детей от разных браков.

В то же время моногамный брак восхваляется Танахом на все лады. Одна Хава была у Адама, один Адам у Хавы. Молодоженам в благословении при бракосочетании желают той же радости, что была у первой супружеской четы в саду Эдена, а ведь тот брак был моногамным — за неимением других людей на свете. Все упоминания брака в книгах Писания, все метафоры, употребляемые еврейскими пророками, относятся к моногамному браку.

Уже во времена Второго храма моногамия стала нормой в античном эллинистическом мире. Евреи, жившие под его влиянием, не стали исключением: Мишна еще рассуждает о правах и обязанностях второй жены, но Иерусалимский Талмуд создает впечатление почти абсолютной моногамии. На Востоке же, где моногамные настроения Греции, Рима и Европы не пользовались популярностью, допускали многоженство и евреи. В Вавилонском Талмуде и в литературе гаонов оно упоминается как повседневная практика вплоть до Х века н. э.[2]. Однако эта практика ограничивается мудрецами, постановившими, что полигамия допустима только тогда, когда муж способен должным образом исполнять свои супружеские обязанности по отношению к каждой из его жен. В том же трактате «Йевамот» уже высказывается мнение, в соответствии с которым если мужчина берет вторую жену, он должен развестись со своей первой женой, если она того требует, и выплатить ей всю сумму по брачному контракту — даже если он сам не хочет с ней разводиться.

Кроме того, брак — как и любой договор — предполагает выполнение условий, оговоренных при его заключении. Поэтому мужчина не может взять вторую жену, если при заключении брака с первой женой он обязался этого не делать[3]. Какой же девушке понравится, если жених уже под хупой будет обдумывать теоретическую возможность взять ей соперницу?

 

Херем рабейну Гершома

С течением времени стало очевидно, что назрела необходимость принятия общего запрета на многоженство, независимо от мнения на этот счет мужа и сложившихся местных обычаев. Стремясь предотвратить возникновение розни между супругами (этот принцип восходит к талмудическим временам), ашкеназский раввин Гершом бен Йеуда, уважительно титуловавшийся «рабейну» — наш учитель, прозванный «Светочем диаспоры» (960–1040) и его коллеги, составлявшие бейт дин (раввинский суд), приняли постановление, запрещающее мужчине вступать в дополнительный брак, если на это не получено особое разрешение, по меньшей мере ста раввинов из трех регионов[4]. Тогда же был вынесен запрет любому мужу разводиться со своей женой против ее воли. Чтобы ни у кого не возникало желания нарушить эти запреты, было объявлено, что все их будущие нарушители автоматически отлучаются от еврейской общины (на них налагается «херем»), и для этого не нужно собирать специальное заседание суда. Поэтому постановления о моногамии известны как «херем де-рабейну Гершом»[5]. Для укрепления силы этого херема мудрецы постановили, что жена не вправе согласиться на отказ от него — чтобы она не подвергалась давлению со стороны мужа[6].

А что, если некий муж все-таки решит нарушить херем? Его второй брак будет считаться юридически действительным, буква закона разрешает[7], но его первая жена может потребовать от раввинского суда, чтобы тот принудил мужа развестись со второй женой — или с ней, если ее это больше устраивает[8]. Ну а если муж отказывается давать развод? Он продолжает нести ответственность за пропитание своей первой жены, даже если они живут отдельно, и суд может взыскать с него расходы на ее содержание насильно[9].

 

Ограничения херема рабейну Гершома

Нужно упомянуть, что некоторые авторитеты позднейших времен считали, что рабейну Гершом придал своему запрету силу только до конца пятого тысячелетия еврейского летоисчисления, т. е. до 1240 года[10]. Что же это получается — мы уже восемьсот лет имеем право на многоженство и не пользуемся им? Не всё так просто. Последующие поколения приняли этот херем как обычай, имеющий силу закона на все времена[11].

Итак, запрет полигамии имеет силу всегда. Но везде ли? Рабейну Гершом не был официальным главой всех евреев мира, да и не было в его время такого поста. Поэтому его херем не распространяется на те страны, мудрецы которых не знали о нем или не подчинялись авторитету рабейну Гершома[12]. Говоря просто, запрет рабейну Гершома был и будет обязателен для ашкеназов, для евреев христианской Европы и их потомков. А в сефардских и в большинстве восточных общин — по крайней мере, теоретически — евреи до недавнего времени могли спокойно брать несколько жен.

Контакты ашкеназов и сефардов породили много сложных ситуаций. Одни считают, что на законном основании имеют право на двух жен, а другие полагают, что закон запрещает двоеженство… Как же им поступать? Со временем были выработаны следующие правила:

— если ашкеназ переехал в восточную общину, он не имеет права на многоженство, так как херем рабейну Гершома сопровождает его всюду;

— если еврей из восточной общины переехал в общину ашкеназов, он не имеет права на многоженство, так как херем рабейну Гершома действует в общине, принявшей его;

— если еврей из восточной общины, женатый на двух женщинах, приехал в ашкеназскую общину, ему не нужно разводиться ни с одной из них, так как женился он в соответствии с обычаями своей страны[13].

Однако в Новое время контакты между ашкеназами и сефардами стали более тесными. И евреи восточных общин стали отказываться от обычая, считавшегося в Европе варварским. Поэтому, чтобы ликвидировать полигамию, в восточных общинах укоренилась практика записывать в брачном договоре условие, в соответствии с которым муж не имел права брать вторую жену без согласия первой жены или с разрешения бейт дина. Поскольку это положение было условием вступления в брак, в случае его нарушения жена имела право требовать, чтобы ее муж выполнил обязательство, т. е. развелся со второй женой, или чтобы он дал развод ей с выплатой пособия в соответствии с условиями брачного контракта[14].

 

Можно ли снять херем рабейну Гершома?

Итак, мужчине запрещено жениться на второй жене, пока он не развелся с первой законным образом. В то же время запрещен развод против воли жены. Этот двойной запрет может, однако, создать ситуацию, в которой муж никак не может продолжать жить со своей женой и при этом не может развестись с ней против ее воли. Такая печальная ситуация создается, например, если жена сошла с ума, Б-же упаси. Она недееспособна и поэтому не может выразить свою волю в отношении развода — а значит, развод невозможен. Муж не может выполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь», у него нет семейного очага, и жизнь обоих супругов ужасна.

В подобных ситуациях бейт дин может снять в отношении данного человека запрет на двоеженство. Это не означает, что первой жене дан развод. Это означает лишь, что мужу в порядке исключения предоставляется разрешение на дополнительный брак. Естественно, что такой шаг может быть сделан, только если суд, после всестороннего анализа соответствующих фактов, сочтет, что такое разрешение — меньшее из зол. Тем не менее, поскольку первый брак все еще в силе, муж продолжает нести ответственность за пропитание и благополучие его жены, в том числе на нем лежат расходы на ее медицинское обслуживание[15]. В случае если первая жена впоследствии восстановит рассудок, она не может требовать, чтобы ее муж развелся со своей второй женой: ведь он женился на ней в соответствии с законным разрешением. Напротив, муж будет иметь право развестись со своей первой женой, чтобы не остаться двоеженцем, и если она откажется принять развод, он будет свободен от любых дальнейших обязанностей по отношению к ней, кроме выплаты положенного по брачному контракту.

Другая ситуация, в которой будет разрешен второй брак, — если жена отказывается принимать развод, несмотря на постановление суда о том, что она обязана развестись. Когда такое может быть? Например, если жена изменила мужу или если их брак изначально был запрещенным[16]. Более того, некоторые авторитеты считают, что в случае супружеской измены жены и ее отказа разводиться достаточно разрешения от обычного бейт дина, а не от ста раввинов трех регионов, так как херем рабейну Гершома не был рассчитан на такие случаи[17].

Третья ситуация, тоже печальная, — бесплодие. Еврейский мужчина обязан плодиться и размножаться, это заповедь Торы. Но выполнить ее он может только вместе с женой. Если супруги женаты десять лет и у них нет детей, это дает право мужу (но не обязывает) развестись с женой, чтобы вступить в новый брак и выполнить важную заповедь. Однако бывает, что жена отказывается получить развод, и в таком случае муж может взять вторую жену[18]. Отметим, что в наше время это правило не применяется, так как возможности современной медицины необычайно велики, и бездетным супругам почти всегда может помочь врач. «Свыше дарована врачу возможность врачевать», как говорит Талмуд[19].

 

А как в Израиле?

После создания Государства Израиль впервые в еврейской истории в Святую землю устремились евреи из всех общин мира, придерживающиеся всевозможных обычаев, зачастую противоречивых. И каждая община уверена, что ее традиции самые разумные: что там принято у соседей — не знаем, надо еще подумать, а наши обычаи наверняка правильны. Особенно упорствовали евреи Йемена. Они гордились древностью своих обычаев, их аутентичностью, их верностью талмудическим законам и не собирались отказываться от них в угоду каким-то там ашкеназам и сефардам. Многие йеменцы, добравшиеся до Израиля пешком через пустыню или привезенные «на крыльях орлиных» в рамках операции «Ковер-самолет», жили с двумя женами, и все были довольны. Все, кроме израильских властей. Министерство внутренних дел даже не могло вписать в удостоверение личности имя второй жены — там не было такой графы! А ведь приехавшие после столетий изгнания в Страну Израиля евреи должны были — и хотели — образовать единый народ.

На национальной раввинской конференции, созванной в 1950 году главными раввинами Израиля, моногамия (с оговорками, указанными выше) была признана обязательной для всех евреев, независимо от их общинной принадлежности. Однако это постановление не делает второй брак недействительным, и если такой брак состоится, он может быть расторгнут только путем развода. Но на всякого мудреца довольно хитрецов. Где раввин опускает руки, там полицейский достает наручники. Уголовное право Израиля считает заключение женатым мужчиной второго брака преступлением и карает за это тюремным заключением[20]. Исключение делается, если разрешение жениться на второй жене было дано государственным раввинским судом и одобрено обоими главными раввинами Израиля[21].

Вначале светские судебные инстанции относились к алахическому двоеженству подозрительно. При рассмотрении дела HC 301/63 (Стрит против Главного раввината Израиля 18 [1] PD 598) Верховный суд Израиля решил, что разрешение на второй брак, выдаваемое раввинским бейт дином, обязано согласовываться с целями и духом закона о многоженстве — то есть может выдаваться, только если жена никак не способна принять развод. Позже, в деле FH 10/69 (Бороновский против Главного раввината Израиля, 25 [1] PD 7) Верховный суд внес в это решение поправку: разрешение раввинского суда на второй брак теперь признается светскими инстанциями, если оно было дано на серьезном основании — например, чтобы принудить жену согласиться на развод в случае ее доказанной измены мужу.

Надо признать, что шумные баталии о двоеженстве постепенно уходят в историю. Сумасшедшие излечиваются, бесплодные удостаиваются потомства — спасибо медицине. Коварные изменницы и их мужья в большинстве случаев просто уходят из-под опеки раввинов, живут светской жизнью — виновата ассимиляция и тлетворное влияние Запада. Гордые йеменцы смирились с тем, что попали в это странное ашкеназско-сефардское государство — спасибо «плавильному котлу» израильского общества. Сомнительные ситуации с легкостью разрешаются — спасибо Интерполу и Интернету. Еврейское двоеженство превратилось в теоретический вопрос. Жить стало проще.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].      Йевамот, 65а; Мишне Тора, Законы семейной жизни, 14:3.

 

[2].      Рабейну Ашер бен Йехиэль (1250–1327). Пискей а-Рош на Йевамот, 65а.

 

[3].      Р. Йосеф Каро (1488–1575). Шульхан арух, Эвен а-эзер, 76:8.

 

[4].      См. об этом: Иерахмиел Китнер. О статусе наложницы // Лехаим. 2013. № 6.

 

[5].      Оцар а-поским, Эвен а-эзер, 1:61, 1.

 

[6].      Шульхан арух, Эвен а-эзер, 1:10.

 

[7].      Р. Яаков бен Ашер (1269–1343). Арбаа турим, Эвен а-эзер, 44.

 

[8].      Шульхан арух, Эвен а-эзер, 154, Питхей тшува на эту главу, пар. 5.

 

[9].      Р. Хаим Бенвенисте (1603–1673). Кнесет а-гдола, Эвен а-эзер, 1.

 

[10].    Шульхан арух, Эвен а-эзер, 1:10.

 

[11].    Респонсы Рош, 43:8; Шульхан арух, Эвен а-эзер, 1:10; р. Йехиэль-Михл Эпштейн (1829–1908), Арох а-Шульхан, Эвен а-эзер, 1:23, Оцар а-пос-ким, Эвен а-эзер, 1:76.

 

[12].    Шульхан арух, Эвен а-эзер, 1:10.

 

[13].    Р. Шмуэль бен Ури-Шрага из Видислава (1640–1698). Бейт Шмуэль, Эвен а-эзер, 20; р. Моше Лима (ум. в 1657), Хелькат мехокек, Эвен а-эзер, 15, 76:8; Арох а-Шульхан, Эвен а-эзер, 1:23.

 

[14].    Р. Хаим-Хизкияу Медини (1833–1905). Сде хемед, Асефат диним, Ишут 2.

 

[15].    Р. Йоэль Сиркис (1561–1640). Баит хадаш, Эвен а-эзер, 119; Шульхан арух, Эвен а-эзер, 1; Бейт Шмуэль, 1:23, 119:6; Хелькат мехокек, Эвен а-эзер, 10-12; Оцар а-поским, Эвен а-эзер, 1:72, 19.

 

[16].    Шульхан арух, Эвен а-эзер, 1:10; Хелькат мехокек, Эвен а-эзер, 16.

 

[17].    Оцар а-поским, Эвен а-эзер, 1:73, 2.

 

[18].    Шульхан арух, Эвен а-эзер, 1:10.

 

[19].    Брахот, 60а.

 

[20].    Поправка к закону о двоеженстве, 1959.

 

[21].    Уголовный кодекс, 1977. Разделы 175–183.