[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2013 ТАМУЗ 5773 – 7(255)
Жилой дом «Энгел» в
Тель-Авиве. Архитектор З. Рехтер. 1934 год. Фотограф Ицхак Калтер.
Из монографии Н. Метцгер-Шмук
«Дома в дюнах»
ПРАЗДНИК В БЕЛОМ
Евгения Гершкович
В Главном штабе Государственного Эрмитажа до 15 сентября открыта выставка, посвященная наследию архитектуры 1930–1940-х годов в Тель-Авиве, местной ветви европейской художественной школы Баухауз. «Белый город. Архитектура Баухауза в Тель-Авиве» — история о том, как зерна знаний, посеянные Вальтером Гропиусом, Ханнесом Мейером и Людвигом Мисом ван дер Роэ в Дассау, дали всходы в Земле обетованной. 11 июня этот проект открыл Дни Тель-Авива в Петербурге.
Нельзя сказать, чтобы ЮНЕСКО налево и направо раздавало статус объекта мирового наследия. Однако в Израиле таких объектов семь, «Белым городом» называется один из них. Кварталы центра Тель-Авива, коллекция из четырех сотен общественных и жилых домов, магазинов, школ и детских садов, а с ними парков и бульваров, построенных в стиле баухауз (см.: Евгения Бродская. Израильский дом «Баухауз» // Лехаим. 2008. № 11; Григорий Ревзин. Что хорошего в мусоре // Там же), а с ними парков и бульваров, получили от ЮНЕСКО охранную грамоту в 2004 году. За адаптированный к пустынному и средиземноморскому климату, отражающий тепло белый цвет модернистских построек Белым городом прозвали и сам Тель-Авив.
Холм весны
Муниципальное образование Тель-Авив на восточном берегу Средиземного моря появилось в апреле 1950-го, слившись с древним портовым Яффо. Прежде Тель-Авив был его пригородом на песчаных дюнах, центром приема репатриантов. В доме Меира Дизенгофа, первого мэра города, на бульваре Ротшильда, Давид Бен-Гурион провозгласил образование Государства Израиль. Согласно первому генплану Тель-Авива, разработанному шотландским градостроителем сэром Патриком Геддесом в 1925–1929 годах, основу составили поперечные улицы и бульвары, перпендикулярные побережью, позволяющие живительному бризу проникать в жилые кварталы с запада, со стороны моря. На продольных осях развивалась торговля. Вкрапление зеленых участков и парков воплощало нетленную идею города-сада. Толчок к развитию Тель-Авива дала четвертая алия 1924–1925 годов, которую составило немало торговцев и предпринимателей, готовых вложить капиталы в строительство так называемых «домов мечты». Та же единая структура, самая крупная по площади среди израильских городов, которую Геддесу удалось создать, впоследствии явилась одной из причин благосклонности ЮНЕСКО. Другая причина — сохранение и консервация исторического центра, тех самых бетонных двух-трехэтажных светлых зданий лаконичных форм авторства архитекторов, изгнанных из Германии нацистами, — выпускников знаменитой школы Баухауз. Именно на сохранении памятников кураторы проекта в Эрмитаже Нитца Шмук, Смадар Тимор и Ксения Малич (экспозиция построена на демонстрации аэрографии, фотоснимков, карт, макетов, видео-фильмов и 3D-визуализаций) сделали основной акцент, находя израильский опыт весьма полезным для изучения в Петербурге, где памятники авангарда пребывают в незаслуженном забвении.
Чистый холст
Модернисты, поставив под сомнение употребление классических ордеров, саму избыточность орнамента, ломали традицию. Проводниками прогрессивных методов и нового языка, адептами ясных очертаний и компактных форм стали идеологи высшей школы строительства и художественного конструирования Баухауз, основанной в 1919-м в Германии и упраздненной в 1933-м нацистами, считавшими ее рассадником коммунизма. В школе преподавали немецкий архитектор Вальтер Гропиус, провозгласивший, что «каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым», швейцарский архитектор Ханнес Мейер, модернист Мис ван дер Роэ, лидер «интернационального стиля».
В середине 1930-х многие студенты и выпускники Баухауза вынужденно покинули Германию. Большинство, конечно, устремилось в Америку. А, например, Ханнес Мейер и семь его учеников перебрались в Москву и оставили свой след в застройке Магнитогорска, Свердловска, Перми и Соликамска. Сам же Мейер в 1933-м разработал генплан Биробиджана, частично воплощенный в жизнь. Значительное число обученных в Баухаузе (19 учеников школы, в том числе семь архитекторов) и подверженных ее влиянию архитекторов-евреев из Германии устремились в Палестину. Здесь их ждал нуждающийся в новых зданиях Тель-Авив, как идеально чистый холст, благоприятно воспринявший эстетичный, функциональный и экономичный стиль.
Длинные балконы, плоские крыши, белые стены. Новаторский метод предполагал быстрое и недорогое строительство, а социалистическая атмосфера тогдашней Палестины способствовала воплощению всех замыслов импортируемого стиля. Разумеется, Тель-Авив считать на сто процентов лабораторией классического баухауза нельзя, это скорее некий образец смешения разнообразных архитектурных подходов первой трети ХХ века. Архитекторы Арье Шарон, Мунио Вайнрауб и Шмуэль Местечкин во многом определили внешний вид страны вообще и Тель-Авива в частности. Помимо выпускников Баухауза, в Израиле приложили свои силы выпускники школ Бельгии (Дов Карми, Гения Авербух и Биньямин Энкштейн), французские ученики Ле Корбюзье (Зеэв Рехтер, Шмуэль Баркаи, Ицхак Рапопорт и Биньямин Членов), а также последователи Эриха Мендельсона, воспитанники венских университетов и римских академий. Тель-авивский баухауз отличается, например, от американского. Не кичась материалами, его дома объяты плавными линиями уютных балконов и лоджий. Такова площадь Зины и Меира Дизенгоф, спроектированная Генией Авербух.
Женщину-архитектора, родившуюся в России в 1909 году, а в 1911-м совершившую алию, называют «израильской Корбюзье». Окончив гимназию в Тель-Авиве, Авербух отправилась в Европу, где идеи баухауза витали в воздухе. Училась в Брюссельской академии архитектуры, домой вернулась в 1930-м и вместе с архитектором Шломо Гинзбургом открыла свою фирму. Спустя четыре года она победила в конкурсе на проект застройки площади Дизенгоф. Круглую площадь огибают шесть одинаковых легких трехэтажных зданий разной длины. Кинотеатр «Эстер» (в честь Эстер Натанель, бывший «Дизенгоф») на той же площади построен в 1939-м Йеудой и Рафаэлем Магидовичами. Йеуда Магидович, родившийся в Умани в семье шляпника, в 1920-м стал первым архитектором Тель-Авива. Открывшийся в свое время диснеевской «Белоснежкой», шикарный кинематограф отмечен параллелями балконов на слегка вогнутом фасаде.
Вильгельм Зеэв Халлер, автор синагоги в Лейпциге и поминальных центров в Дрездене и Гамбурге, переехал в Тель-Авив в 1932-м. Он автор девяти зданий в городе, ныне объявленных памятниками. Одно из его элегантных творений — Дом Хегеля, 1936 года, на углу Кинг-Джордж и Дизенгоф. Волнистые пороги балконов создают здесь активную игру света и тени, квадратные окна демонстрируют четкую линию баухауза. Хотя, как известно, здешний климат заставлял архитекторов идти на некоторые уступки. Скажем, панорамные окна — фирменный прием европейского баухауза — в Израиле превратились в небольшие углубленные проемы, не пропускающие яркого света. Покатые кровли были заменены плоскими, превращающимися в веранды. Между домами появились скверы и даже маленькие огороды. Так функциональность иногда побеждает красоту.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.