[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2013 СИВАН 5773 – 6(254)

 

Форум

 

ЧИТАЛИ?

Ирина Мак. Друзья детства

2013.3

С огромным интересом прочитала статью о картинах Луи Маля, посвященных Холокосту. Люблю этого режиссера. Его творчество, на мой взгляд, не может оставить равнодушным никого. К примеру, его ранний фильм «Любовники» с Жанной Моро я смотрела, затаив дыхание, не раз. Он переворачивал душу. Мне даже удалось посмотреть его последний фильм «Ваня на 42-й улице» по пьесе Чехова «Дядя Ваня», снятый в Америке. Но, к сожалению, фильмы «Лакомб Люсьен» и «До свидания, дети», о которых рассказал ваш журнал, как-то прошли мимо меня, и я благодарна автору за то, что она так заинтересованно написала о них. Теперь непременно постараюсь их посмотреть. Ведь сохранять в душе трагедию Холокоста необходимо каждому.

Статья в вашем журнале всколыхнула мою память. Я вспомнила, что первым упоминанием в кино о геноциде, направленном против евреев, была новелла «Бесценная голова» Бориса Барнета, вышедшая еще во время войны, в 1942 году, в СССР. Думаю, что в вашем журнале прекрасно знают об этой новелле. Но сейчас хотелось бы вспомнить о совсем недавнем фильме итальянского режиссера Паоло Соррентино «Где бы ты ни был». Этот фильм участвовал в конкурсной программе недавнего Каннского фестиваля и даже получил приз. Это яркая и необычная картина. Как только я начала ее смотреть, эмоции сразу же захлестнули меня. Я влюбилась в нее. Рок-певец Чейни, скучающий на пенсии (его блистательно играет Шон Пенн), узнает о смерти своего отца. Он мало общался с ним и мало знал о его жизни. К примеру, помнил, что у отца на предплечье был какой-то непонятный номер — папа объяснял ему, что это номер домашнего телефона, записанный просто на всякий случай, чтобы не забыть.

И только после смерти отца сын узнает, что на самом деле это вовсе не номер телефона, а лагерный номер. Его отец еще ребенком попал в концлагерь. Он выжил, но на всю жизнь запомнил ужасы и унижения, пережитые там. Приехав на похороны отца, сын встречает своего кузена, который рассказывает ему о деле всей жизни отца — он хотел отомстить своему нацистскому палачу. Отец просил найти надсмотрщика из Освенцима и оставил рисунки, которые должны облегчить эту работу. Около 30 лет он искал его. Последние годы жил одной навязчивой идеей: отомстить за давнее унижение нацистскому преступнику, жертвой которого он однажды стал. Сын решает продолжить начатое — исполнить желание покойного отца. Он отправляется в длинное путешествие по Америке в поисках этого нациста. Это путешествие — цепь трогательных и неразрывно связанных между собой встреч и разлук. Для Чейни это путешествие особенное: этому несерьезному на первый взгляд человеку предстоит решать очень даже серьезные вопросы.

Позволю себе вспомнить еще один эпизод. Чейни встречается с женой бывшего надсмотрщика и задает ей простой вопрос: «Почему немцы убивали евреев?» «Я думаю, они делали это из-за денег», — уверяет учительница. «Но ведь не у всех евреев были деньги», — возражает бывший певец и слышит в ответ: «У каждого из них что-то было». Это хитрый ответ. И сейчас многим выгодно свести причины Холокоста только к материальным, но фильм заставляет помнить и о других источниках ненависти. В этом мне и видится его главная заслуга.

Мне бы хотелось, чтобы вы не забывали об этой теме, рассказывали о фильмах — и старых, и новых. Иногда именно из вашего журнала мне удается о них узнать, за что я очень вам признательна.

Мария Соркина

Читали?

Михаил Горелик. ЕВРЕЙ НА КУБЕ

2013.1

Zimin@gmail.com Крепкая статья. Спасибо автору. Одно «но»: М. Горелик описывает отношение к евреям в Советской армии так, словно зародилось оно на Кубе и кончилось вместе с Карибским кризисом. Ситуация на Кубе действительно была уникальной, а вот отношение к евреям, описанное Гореликом, вовсе нет. До самого развала СССР, с одной стороны, в народе бытовало мнение, что евреи не воюют и не служат, а только откупаются и в ВУЗы поступают, с другой — что они замечательные солдаты, на которых загулявший офицер может полностью положиться.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.