[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2013 СИВАН 5773 – 6(254)

 

ПОПЫТКА БЕГСТВА

Михаил Горелик

 

«Тоня и ее дети»

Режиссер Марцель Лозиньский
2011 год

 

Российские зрители фильм не видели и вряд ли увидят, разве что на клубных просмотрах — документальное кино, тем более такого рода, кассы не сделает. Недавно фильм был показан (с синхронным переводом) в Международном Мемориале при участии Польского культурного центра и Музея кино в рамках проекта «Документальная среда». Можно считать премьерой.

В 2011 году картина получила главный приз Краковского международного кинофестиваля — «Золотого лайконика»[1] — с формулировкой: «За создание произведения, соединяющего лучшие традиции польской документалистики с интеллектуальной смелостью и критической проницательностью».

Фильм этот — выразительный пример упразднения границ между документальным и художественным кино.

Три пожилых человека, все под восемьдесят, жизнь в значительной мере прожита, сидят за столом, говорят о прошлом, о жизни Тони, о своем детстве, пытаются его реконструировать и понять. Понять себя. Понять Тоню.

Двое — дети Тони Лехтман: Вера и Марцель. Третий — режиссер фильма, классик польского документального кино Марцель Лозиньский. Но за столом он не модератор, не режиссер — просто собеседник, старинный приятель, знающий брата и сестру с детства. И Тоню тоже знал. Камерный черно-белый аскетический фильм, напряженная психологическая драма с завершающим катарсисом.

Фрагменты биографии Тони Лехтман.

Родилась в буржуазной варшавской семье. Увлечена коммунистическими идеями, но по настоянию родителей, без внутренней мотивации эмигрирует с ними в Палестину. Это середина тридцатых. Депортирована мандатными властями за подрывную деятельность во Францию — муж родом из Франции, она замуж вышла. Покидает Палестину безо всякого сожаления.

Во время войны от Освенцима спасают совестливые французские полицейские. Отправить на смерть ни в чем не повинную молодую женщину с двумя маленькими детьми — как потом с этим жить? Других все-таки отправляли. В случае с Тоней если и рисковали, то не сильно. Но могли бы честно выполнять инструкции. Муж погибает в Освенциме.

После войны Тоня отправляется строить новую коммунистическую Польшу. Палестина с родителями даже не рассматривается. В 1949-м сажают за шпионаж в пользу США. Издевательства, пытки, унижения. Через пять с лишним лет выпускают.

Во время следствия и в тюрьме Тоня малость повредилась в уме. Не хотела выходить: мазохизм, сломлена, убеждена в своей виновности, достойное по делам нашим, палачи правы, разоружиться перед партией, искупить грех страданиями, оставьте меня в тюрьме, иначе партия не права и жить тогда уже совсем невозможно.

В 1968-м, на пике государственного антисемитизма, Тоня уезжает в Израиль. Там же и умерла, сохранив, кажется, верность коммунистическим убеждениям.

Последние годы прожила в Тель-Авиве.

Могла бы всю жизнь. И дети тоже.

Детство детей разрушено. Детдом. Мать — враг народа.

Все равно вернулась, но уже со сломанной жизнью, не жить — доживать.

На каждом жизненном повороте Тоня пытается убежать от еврейского сюжета — он ее драматически настигает. То есть что значит «пытается убежать»? Никаких сознательных попыток — просто еврейская мотивация, еврейские идеалы, еврейский интерес в ее жизни отсутствует. Постоянно делает нееврейский выбор и каждый раз, помимо своей воли, оказывается в еврейском сюжете, грубо навязанном ей извне.

И вновь, и вновь.

Как все это понимать: случайное стечение обстоятельств? судьба? но что такое судьба? Б-г?

Зрители ответят на этот вопрос по-разному.

С Б-гом Тоня уж точно никак бы не согласилась.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].      Лайконик — в польском фольклорном искусстве персонаж в стилизованном костюме средневекового татарского всадника.