[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2013 СИВАН 5773 – 6(254)

 

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер

 

 

Подготовка к вступлению в брак

<…> После долгого перерыва я наконец получил Ваше письмо от 11 адара. Говоря словами наших мудрецов, «все определяется окончанием»[1] — Вы закончили свое письмо радостной новостью о Вашей дочери. Да будет воля Всевышнего, чтобы свадьба состоялась в добрый час, в соответствии с благословением — пожеланием всяческих благ, материальных и духовных.

Вполне понятно, почему традиционно «материальное» упоминается прежде «духовного». Человеческая жизнь начинается с удовлетворения физических потребностей — в еде, питье и т. д. Только через два года, а порой даже позже, ребенок начинает говорить и т. д. Тем не менее духовное начало, впервые проявляющееся в этот период, становится все сильнее со временем. Это происходит не через отвержение, но через очищение, возвышение и наполнение материального начала духовным светом, чтобы оно стало достойным сосудом для духа. В результате человек приобретает способность исполнить свое предназначение в этом мире — особенно те его аспекты, которые могут быть успешно реализованы лишь в тесном взаимодействии духовного с материальным.

Вы, безусловно, понимаете, что все это я написал не ради абстрактных рассуждений и тем более не для того, чтобы упрекнуть Вас в чем-нибудь, но ради конкретного дела, ибо оно, то есть исполнение заповеди, превыше всего. При этом важно, чтобы человек не только осознавал, как драгоценна каждая заповедь, но и исполнял ее на практике. Важность заповеди заключается именно в ее исполнении, и не имеет значения, если ее осознание придет только после того, как заповедь будет исполнена.

Если это справедливо для каждой заповеди, каждого дня и каждого этапа нашей жизни, то тем более это верно в отношении самой важной заповеди и самого важного жизненного этапа, который послужит основанием для всей последующей жизни. Я имею в виду подготовку к семейной жизни, которая решительным образом отличается от прежней, холостой, и наполнена совершенно иным содержанием.

Мудрецы, блаженной памяти, говорили, что неженатый мужчина и незамужняя женщина — лишь «половинки целого»; только вступив в брак, мужчина и женщина становятся цельными и полноценными, поскольку каждый из супругов дополняет другого[2].

Согласно традиции, в одном из благословений, звучащих во время свадьбы, жениху и невесте желают возвести «здание вечное». Прежде чем строить дом, нужно заложить надежный фундамент, поскольку прочность и долговечность здания зависит от прочности и цельности первого.

Как уже было сказано, эти дни являются подготовкой ко всей последующей жизни. Поэтому их необходимо использовать для того, чтобы набраться сил, чтобы выдержать трудности, которые могут возникнуть в дальнейшем.

Наблюдая материальное, мы можем сделать вывод и о духовном. Закладывая фундамент здания из дерева и камня, мы полагаемся на мнение специалиста, который хорошо разбирается в том, из каких материалов делать фундамент и как его закладывать. На основании прежнего опыта строителей, работавших до него, этот специалист сделает заключение о закладке основ здания. В своем заключении любой специалист будет опираться на многолетний опыт работы с разными материалами, которые в прошлом выдерживали различные удары и напряжение и выдержали множество испытаний. Как только специалист выскажет свое мнение, фундамент дома будет заложен. При этом мнение того, кто будет жить в этом доме, никого не интересует. Совершенно неважно, понимает ли будущий жилец, почему один материал подходит для фундамента лучше другого, — ведь он не должен быть специалистом не только по укладке фундамента, но даже по возведению стен и крыши. С другой стороны, чем больше внимания он будет обращать на внешнюю красоту дома и критику соседей — людей, которые видят лишь внешний облик здания, но не могут увидеть его внутренние конструкции и подлинную цельность, — тем менее устойчивым будет это строение.

Все сказанное выше в полной мере относится и к «вечному зданию» семейной жизни. Когда мы говорим о еврейском народе, не нужно долго и тяжело размышлять, чтобы понять, что служит его фундаментом, позволившим возвести на нем «вечное здание» как для народа в целом, так и для каждого отдельного человека. Кроме того, в среде еврейского народа было множество тех, кто на протяжении поколений пробовал разные стили жизни, от края до края.

Если человек ознакомится с историей еврейского народа — и тем более если он не удовлетворится знакомством, но задумается об этом серьезно, — он неизбежно придет к следующему выводу: на протяжении всей еврейской истории, от Синая до наших дней, стоило евреям отклониться от проверенного пути Торы и заповедей, с ними, в течение короткого времени, происходило одно из двух: либо они возвращались к своим корням, к еврейскому образу жизни, и следовали путем Торы жизни, либо они ассимилировались и растворялись среди окружающих народов. <…>

Из письма от 24 адара 5736 года

Преодоление трудностей, мешающих создать семью

<…> Вы пишете, что слышали от многих людей, будто после свадьбы обязательно возникает множество проблем и трудностей.

Правда состоит в том, что большинству семей эти проблемы и трудности неизвестны. Напротив, это свойственно незначительному меньшинству. (Согласно р. Меиру, «незначительное меньшинство в расчет не берут»[3].) Просто о семьях, в которых все хорошо, обычно не говорят, поскольку эта ситуация — то есть отсутствие проблем — считается нормой. А о том, что семья важна (и, разумеется, необходима), прямо сказано в Торе (Берешит, 2:18); это можно увидеть и в жизни. Все мы знаем, что тех, кто не сумел создать семью — закоренелых холостяков и старых дев, — обычно подвергают насмешкам.

Если Вы внимательно обдумаете свое прошлое, то увидите, что многократно и практически сверхъестественным образом избегали разнообразных неприятностей. Эта мысль даст Вам необходимый битахон — чувство уверенности, что Всевышний Вас не оставит.

Вопреки тому, что Вы пишете, до сих пор Вы никогда не прилагали достаточных усилий, чтобы создать семью. Вы просто пытались доказать, не только окружающим, но и самому себе, что способны произвести приятное впечатление на представителя противоположного пола. Поэтому, когда приходило время принять окончательное решение и сделать предложение, Вы отступали, чтобы сохранить свою независимость и не брать на себя никакой ответственности. <…>

(Игрот кодеш. Т. XXII. С. 330)

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 

 



[1].      Брахот, 12а.

 

[2].      Йевамот, 63а.

 

[3].      Йевамот, 119б; Авода зара, 34б.