[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2013 СИВАН 5773 – 6(254)

 

 

Мари Лорансен. «Семья поэта. Садия Леви, его жена Рашель
и дочь Лилиана». 1909 год. Музей Лорансен, Токио

 

Мари Лорансен

Париж, Музей Мармоттан—Моне, до 30.6

 

В истории русского искусства Мари Лорансен (1883–1956) известна как один из художников «Русских сезонов» Сергея Дягилева. После революции она делала декорации и костюмы для балета «Лани» на музыку Пуленка. Но в европейском искусстве имя Лорансен связывают в первую очередь с парижским авангардом начала века. Она портретировала многих своих друзей, среди которых были Аполлинер и авторы его круга. Несмотря на обилие в ее окружении кубистов и фовистов, Лорансен удалось выработать собственный стиль, никого не раздражавший вариант поэтического модернизма. Контракт с ней заключили влиятельнейшие европейские галеристы — парижанин Поль Розенберг и работавший в Берлине и Дюссельдорфе Альфред Флехтхайм.

В парижском музее Мармоттан—Моне, известном коллекцией импрессионистов и прежде всего Клода Моне (здесь хранится, в частности, знаменитое полотно «Восход солнца», давшее название всему течению), показывают около 100 работ Лорансен, в том числе самые интересные, выполненные в первой четверти века. Есть среди них и картина «Семья поэта. Садия Леви, его жена Рашель и дочь Лилиана» (1909).

Этот портрет, как и многие произведения на выставке, находился в нью-йоркской коллекции Елены Рубинштейн, а сейчас принадлежит Музею Лорансен в Токио. На нем изображен Садия Леви (1875–1951), французский литератор, уроженец Орана, известный прежде всего романом «Раввин» (написанным в соавторстве с Робером Рандо, первое издание — 1896 год) из жизни марокканских евреев — как утверждают знатоки, это «первый еврейский роман, написанный в Северной Африке». Леви также печатался в литературных журналах авангарда, а среди завсегдатаев его парижского салона были Макс Жакоб и тот же Аполлинер. Писатель изображен и на самом известном групповом портрете работы Лорансен — «Аполлинер и его друзья» (1909), чья вторая версия, хранящаяся в Центре Помпиду, представлена в Мармоттане. Первую в свое время купила Гертруда Стайн, сделав тем самым известной молодую художницу.

После войны Лорансен стала по-настоящему модной (к этому времени и относится ее сотрудничество с Дягилевым). Она портретирует аристократов и зарабатывает на жизнь идиллическими видами. В 1930-х оба ее галериста, попав в жернова истории, были вынуждены эмигрировать: разоренный и ограбленный Флехтхайм — в Лондон, Розенберг — в Америку; только последнему удалось пережить нацистский режим.

 

Роберт Юнгк

Зальцбург, разные площадки до 30.9

 

Роберт Юнгк на презентации своей автобиографии «Однако.
Моя жизнь для будущего». 1993 год

 

Имя Роберта Юнгка (1913–1994) в России мало кому что-то скажет, хотя в среде западных интеллектуалов его книги, переведенные на многие языки и разошедшиеся миллионами экземпляров, читались не одно десятилетие. Юнгк известен прежде всего работами в защиту окружающей среды, а также на тему опасности ядерной войны. Обе проблемы актуальны и сегодня, но радикально изменились и подходы к ним, и список участников противостояний. Тем не менее фигура Юнгка все еще привлекает внимание, а книги его по-прежнему издаются. Ряд выставок в Зальцбурге, в котором он прожил последние десятилетия жизни и где похоронен на Еврейском кладбище, напоминают о масштабах личности Юнгка.

Будущий мыслитель родился в Берлине в театральной семье. Отец, Давид Баум, был не только режиссером и драматургом, но и выступал на сцене под псевдонимом Макс Юнгк; мать, Сара Браво, была актрисой и тоже использовала псевдоним — Элли Бранден. В гимназии Моммзена Роберт стал активистом «Социалистического союза школьников» — движения, антибуржуазного по сути, немецко-еврейского по наполнению, молодежного по возрастным характеристикам. После школы он занялся политикой и в итоге был арестован в ночь поджога Рейхстага. Как ни странно, арест спас ему жизнь. Благодаря заступничеству друга, племянника президента Рейхсбанка, Юнгка скоро выпустили — и он благоразумно эмигрировал в Париж. Последующие четверть века работал журналистом, был, в частности, собкором в США многих европейских изданий, затем вернулся в Европу, где вновь занялся политической деятельностью. Участвовал в демонстрациях, выступал на митингах, издавал книги… Некоторые его тексты, пусть порой и с купюрами, даже переведены в России.

О биографии Юнгка в целом и истории его идей рассказывает до начала июня выставка в Музее города Зальцбурга. Работающая до 28 июня фотовыставка в Доме Корсо посвящена важнейшим событиям его жизни — многие снимки из архива мыслителя впервые предстанут перед публикой. А в Музее Природы показывают «Human Footprint» — 49 большеформатных снимков, сделанных из космоса. Они помогают понять взгляды Юнгка на развитие Земли (до 30 сентября).

 

Мексиканский чемодан. Капа, Таро, Шим

Париж, Еврейский музей, до 30.6.

 

Герда Таро. Толпа перед моргом после воздушного налета. Валенсия, май 1937 года. Собрание Международного центра фотографии, Нью-Йорк

© International Center of Photography. Collection ICP

 

К числу мифологических потерь в истории фотоискусства долгое время относился знаменитый «чемодан Капы». Практически весь фотоархив легендарного фотографа, связанный с его работой в годы Гражданской войны в Испании, в 1939 году во время эвакуации пропал. В 2008 году этот чемодан вдруг обнаружился в Мексике. Вместе с негативами и снимками самого Роберта Капы (1913–1954) там были и работы двух его коллег — Герды Таро (1910–1937) и Дэвида Сеймура, известного также как Шим (1911–1956). Четыре тысячи пятьсот негативов, большей частью никому прежде не известных, а теперь мистическим образом воскресших из небытия, произвели в фотомире и в кругу историков мало с чем сравнимый эффект. Посвященная находке книга еле уместилась в два тома.

После нескольких выставок, прошедших по обе стороны океана, от Нью-Йорка до Барселоны, настала очередь Парижа. На трех этажах Еврейского музея с помощью этих фотографий последовательно рассказывают историю борьбы с франкизмом. Особое место отведено роли еврейских добровольцев — согласно последним исследованиям, среди 35 тыс. членов Интернациональных бригад было 7 тыс. евреев. На борьбу с франкизмом они приезжали не только со всей Европы, но и из Америки и Палестины.

Отдельные стенды посвящены самим фотографам. И если о Капе знают многие (см.: Евгения Гершкович. Подошедший вплотную // Лехаим. 2013. № 3), то судьбы Сеймура (его настоящее имя — Давид Шимин, он родом из семьи польских издателей книг на идише и иврите) и Герды Таро, подруги жизни Роберта Капы, все еще остаются для большинства загадкой. Тем интереснее портреты самой Таро, считающейся первой женщиной — военным фотографом, сделанные в неофициальной обстановке ее другом Фредом Штайном, — их также показывают на rue du Temple. Штайн же снимал ее и Капу во французской столице — эти фотографии тоже представлены на выставке, вместе с материалами из тайника в парижской квартире Капы, обнаруженном несколько лет назад.

В Париже он и познакомился с Таро, приехавшей туда в 1933-м из Германии (она происходила из зажиточной еврейской семьи родом из Галиции, росла в Штутгарте и училась в Лейпциге), откуда бежала после прихода к власти нацистов. Как активистку левых движений Таро арестовали одной из первых, что, в отличие от многих современников, лишило ее иллюзий относительно ближайшего будущего страны.

Вместе с Капой они отправились в Испанию. Ей суждено было умереть после боя при Брунете неподалеку от Мадрида (в некоторых справочниках местом смерти указан Эскориал). Оба ее друга и товарища по работе в Испании тоже погибнут на войнах: Капа в Индокитае, Сеймур — в ходе конфликта в Суэце.

 

Письма и воспоминания красноармейцев-евреев

Москва, Еврейский музей и центр толерантности, до 9.6.

 

Красноармейцы-победители на фоне Рейхстага. Май 1945 года.Фонд «Blavatnik Archive Foundation»

 

Выставка «Судьбы в годы Великой Отечественной войны: письма и воспоминания красноармейцев-евреев» подготовлена совместно с американским Фондом «Blavatnik Archive Foundation». Многие годы фонд собирает свидетельства участников войны. Их письма и личные дневники, фотографии военных лет и воспоминания стали основой новой экспозиции Еврейского музея: среди 30 млн советских солдат было полмиллиона евреев. Фонд записал 1100 интервью в десяти странах, они доступны на сайте http://www.blavatnikarchive.org/. Во время московской выставки также будут записываться воспоминания бывших солдат и партизан — для этого надо предварительно назначить время и место встречи по тел. +7 (926) 972-30-32.

Алексей Мокроусов

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.