[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2013 ИЯР 5773 – 5(253)
Отто Клемперер на репетиции Иерусалимского симфонического оркестра. 1967 год
Сначала был квартет
Владимир Мак
В 2010-м Израиль отмечал 75-летие легендарного Израильского филармонического оркестра. В нынешнем сезоне тот же юбилей празднует Иерусалимский симфонический оркестр (ИСО), который не так знаменит. Судьба его временами складывалась драматично – из-за неопределенного международного статуса израильской столицы. Однако юбилейный сезон позволяет об этом забыть.
30 марта 1936 года в радиоэфире впервые прозвучало: «Говорит Иерусалим!» С первых дней радиостанции «Voice of Palestine» в ее программах звучала музыка. Вместо оркестра радио сначала был квартет. Скрипач Саша Парнес и виолончелист Даниэль Хоффмеклер нашли еще скрипача и альтиста и по вторникам играли на радио. Понемногу квартет расширился до ансамбля. Директор радио, дирижер Кроуфорд Макнейр, убедил англичан создать оркестр и назначил его руководителем Карла Саломона — композитора (ученика Рихарда Штрауса) и отличного музыканта. Зимой 1938 года в зале только построенного комплекса YMCA состоялись концерты: Макнейр дирижировал рождественской музыкой, Саша Парнес впервые в Палестине исполнил концерт Шумана и, кроме того, сыграли программу, составленную из музыки местных композиторов — Шленской, Таля, Сетера, Саломона и Граденвитца. Ансамбль реорганизовали в оркестр только после этих концертов, но возраст оркестра отсчитывается именно с выступлений в YMCA.
По-настоящему же оркестр возник с началом войны, в 1939-м. Англичанам было важно, чтобы именно оркестр играл по вторникам, с трансляцией по радио. Играли в YMCA, но 15 мая 1948-го оркестр исполнил «А-Тикву» в самом большом зале Иерусалима — кинотеатре «Эдисон». Потом была Война за независимость и блокада Иерусалима. По рассказам знакомого, пережившего ленинградскую блокаду, в Иерусалиме было тяжелее — в Ленинграде была вода. А здесь арабы в первые дни войны взорвали водопровод. Но всю блокаду оркестр играл. И мир слышал по радио, что Иерусалим жив.
После войны ИСО возглавил Шлезингер, неплохой дирижер — но с Израильским филармоническим к тому времени уже выступали знаменитости. А с Иерусалимским — нет, негласный запрет был подкреплен контрактами и неформальными контактами, страхом лишиться престижных концертов из-за выступления в Иерусалиме. И сегодня это, увы, обычное дело, а тогда выступать с оркестром радио западным музыкантам запрещалось категорически! Первым крупным дирижером, приехавшим в Иерусалим, был Вальтер Гер, работавший с оркестром Би-би-си. С ним записали первую пластинку.
А первым событием стал приезд Отто Клемперера. Маэстро крестился в 1919-м. Спустя 15 лет еврею, хоть и крещеному, пришлось покинуть Германию. В 1950-х у Клемперера возник интерес к еврейству и к еврейскому государству. Он хотел выступить в Израиле, но филармония не приняла выкреста, как не приняла в свое время и Бруно Вальтера. Клемперер спросил, нет ли в Израиле еще оркестра. Ему сказали — есть, но неважный. И он повторил слова великого Карла фон Бюлова: «Нет плохих оркестров, есть только плохие дирижеры».
По воспоминаниям контрабасиста Нафтали Аарони, работавшего в ИСО 35 лет, «у него была парализована рука, но взгляд и сила личности были невероятными. Он пришел на репетицию 4-й симфонии Бетховена, поднялся на сцену и тронул за плечо Шлезингера, который, оглянувшись и узнав маэстро, чуть не умер со страху. Оркестранты, не знавшие его в лицо, все равно почувствовали, что это за личность. Продирижировав несколько минут, он сказал: “Хорошо, я сделаю программу”. Мы играли Моцарта...» В 1971 году 86-летний Клемперер, подавший просьбу о репатриации, опять стоял за пультом ИСО. Оркестранты вспоминают эти концерты как лучшие в их жизни.
Следующий пик истории ИСО — встреча со Стравинским. В оркестре филармонии из страха, что публика не пойдет на современную музыку, заявили: «Композитор не может быть хорошим дирижером». Поэтому в 1964 году на Фестивале Израиля, в амфитеатре Кейсарии, композитор века руководил ИСО. И снова Аарони свидетельствует: «Стравинский дирижировал “Симфонией псалмов”. После этого на сцену вышел президент Израиля Залман Шазар и по-русски сказал: “Там, где сижу я, отравили царя Агриппу. Там, где вы дирижировали, звери разорвали рабби Акиву. А сегодня здесь звучат псалмы на вашу музыку. Прошло 2000 лет, и музыка победила войну!” Два старых человека обнялись и заплакали». Это не сентиментальные выдумки, так и было: Стравинскому тогда уже исполнилось 82, незадолго до этого он побывал в СССР.
Фредерик Шазлен. 2012 год
Спустя десять лет Израиль опять стал пополняться русскоязычной публикой. Оркестры обрусели. Приехал в столицу и новый дирижер — первый крупный советский музыкант, уехавший в Израиль, отказавшись от номенклатурного поста главного дирижера Оркестра радио СССР. Юрий Аранович стал вторым дирижером ИСО — главным был американский композитор Лукас Фосс. В репертуаре тогда появилось много современных сочинений, Фосс ввел традицию марафонов — шестичасовых тематических концертов. Арановичу пришлось уйти — не принято на Западе общаться с оркестрантами так же авторитарно, как в Союзе. Впоследствии на те же «советские» грабли наступил Рудольф Баршай, пытавшийся работать с Израильским камерным оркестром. Но если Баршай покинул Израиль навсегда, то Аранович любил Иерусалим, жил в нем и регулярно дирижировал ИСО. В День независимости в 1982 году потрясающе сыграл 6-ю симфонию Вайнберга. Последняя его встреча с оркестром состоялась также в День независимости, в 2002 году: после его любимой «Фантастической симфонии» Берлиоза Бухбиндер солировал в 5-м концерте Бетховена.
В 1979 году для ИСО настала эпоха блистательного Гарри Бертини — дирижера, энциклопедиста, патриота, вклад которого в израильскую музыку трудно переоценить. Он увеличил оркестр и вывел его на иной уровень, основал фестиваль «Литургика», когда на стыке Хануки и Рождества на базе оркестра исполнялись большие музыкальные полотна, показать которые в регулярных концертах сложно: «Военный реквием» Бриттена, «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Высокая месса» Баха. Шеринг, Ростропович, Стерн — все они при Бертини заиграли с ИСО.
Я приехал в Израиль в 1991-м, ИСО тогда возглавлял старательный Давид Шаллон. С ним выступали лучшие европейские музыканты — помимо Табеи Циммерман, великолепной альтистки и жены дирижера, здесь стали появляться Андрас Шифф, Гидон Кремер, Соколов, Пергаментщиков, Лупу... Ежегодно приезжал влюбленный в Иерусалим Кшиштоф Пендерецкий. Второе исполнение его «Польского реквиема» состоялось на «Литургике», а к 3000-летию столицы Израиля живой классик написал симфонию «Семь ворот Иерусалима», мировую премьеру которой ИСО играл вместе с оркестром Баварского радио и Лорином Маазелем. Программы оркестра стали тогда интереснее, чем у Израильской филармонии: меньше марочной классики и много редких сочинений — альтовый концерт Шнитке, скрипичный концерт Губайдулиной... Что не помешало в первые годы нового века впасть ИСО в кризис. Даже стоял вопрос о его ликвидации. Спасение пришло из Америки — оркестр возглавил Леон Ботштейн. Маэстро из Нью-Йорка убедил город, что слухи о смерти оркестра преувеличены. Не всем пришлась по душе любовь Ботштейна к неизвестной музыке — ИСО переиграл ее столько, сколько, думаю, ни один оркестр мира.
Как бы то ни было, сегодня оркестр возглавляет дирижер мирового класса, ученик Баренбойма и Булеза Фредерик Шазлен, отличный пианист и интересный композитор. Что до его дирижерского репертуара, то он безграничен. Программа юбилейного сезона это доказывает. Серия концертов посвящена великим маэстро, выступавшим с ИСО — Стравинскому, Стерну, Рубинштейну, Клемпереру, Шерингу, Ростроповичу, Казальсу и Маркевичу. Часть программы уже выполнена, но Стравинскому, которым начался юбилейный сезон, будет посвящен еще один концерт, 29 мая: ИСО и Шазлен отметят 100-летие «Весны священной».
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.