[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2013 ИЯР 5773 – 5(253)
Советское еврейство: материалы к истории
Михаил Майков
В апрельском номере «Знамени» напечатана объемная работа Григория Никифоровича — биофизика, профессора Университета Вашингтона в Сент-Луисе, исследователя творчества Фридриха Горенштейна — «Был такой народ». Помянутый «народ» — это советское еврейство, возникшее одновременно с советской властью, пережившее свой расцвет в 1920–1930-х, а начиная с 1940–1950-х — гонимое и «затухающее». Новых фактов автор не приводит, но его статья не ради фактов и написана. Никифорович предлагает свой вариант ответа на вопрос: отчего интернацио-нализм первых послереволюционных лет через каких-то пару десятилетий сменился охотой на космополитов и новой версией «процентной нормы»? С его точки зрения, дело здесь не в паранойе Сталина и не в его персональной юдофобии. Напротив, вождь в данном случае вел себя вполне прагматично, идя навстречу массовому запросу снизу и поощряя «глубинный, внутренне присущий России народный антисемитизм». «Народу-победителю предстояло смириться с сохранением колхозов, послевоенным голодом и возвращением прежней советской подневольной системы» — а для этого необходимо было сделать «партию, порвавшую с евреями, ближе и понятнее народу».
Гипотеза как гипотеза, не хуже и не лучше всех прочих. Не лишена правдоподобия, имеет право на существование.
В первых номерах «толстых» журналов за 2013 год появилось немало публикаций, содержащих материалы к истории описываемого Никифоровичем «народа». В «Звезде» (№ 4) напечатаны воспоминания Марка Харитонова о Вениамине Каверине, в том числе рассказ о том, как в 1941-м писателя вербовали в сексоты:
Не вышла эта уловка, придумали другую: нам известно, что в Ленинграде сильны антисемитские настроения, вы бы нам рассказывали об этом, если услышите. Пытались сыграть на моих национальных чувствах, которых у меня никогда не было. Я с тринадцати лет убежденный интернационалист, я не знаю языка. Достаточно сказать, что мама запрещала мне ходить на занятия по еврейской религии, чтобы я не испортил своего русского произношения. Я им говорю: подумайте, я еврей, к тому же секретарь правления Союза писателей, кто это ко мне подступит с антисемитскими разговорами?
И дальше:
Заговорили об Израиле, евреях, о поветрии отъездов. «Я этого не понимаю, — сказал он. — Я всегда был убежденный ассимилятор. Я считаю, что, если еврей живет в Англии, он должен быть англичанином, в России — русским».
Здесь же помещен рассказ Марка Харитонова «Отец и дочь» — о еврее, вернувшемся с фронта инвалидом, и о его дочери, стыдящейся своего провинциального и необразованного отца. В начале 1970-х Каверин рекомендовал этот рассказ «Звезде», но тогда он не был напечатан и так и остался неопубликованным, а теперь журнал восстанавливает «эстетическую справедливость».
«Октябрь» представляет мемуарную прозу Бориса Мессерера: «Слово о родителях» (№ 1) и главы из книги «Промельк Беллы» (№ 2). В «Знамени» (№ 1) напечатаны воспоминания ленинградского архитектора Валерии Жуковской «Только жалеть, только любить». Интересный контраст: если Мессерер, рассказывая об отце, Асафе Мессерере, и матери, Анели Судакевич, 90% текста посвящает их профессиональной деятельности, то Жуковская, напротив, целиком сосредоточивается на истории семьи, родственных связях и переплетениях, бытовых деталях.
Там же, в «Знамени» (№ 2), Виктор Шендерович публикует «с полсотни новых историй», предназначенных для третьего, дополненного, издания его книги «Изюм из булки». Положим, не все истории так новы, как обещано автором, но даже изюм второй свежести от Шендеровича лучше, чем самые новые байки от прочих профессиональных юмористов.
Письма трудящихся — жанр известный. Такие письма стали приходить Павлу Литвинову и Ларисе Богораз в 1968 году, после их знаменитого «Обращения к мировой общественности» — первого открытого обращения советских диссидентов к Западу. Написаны все эти письма были на одной и той же дорогой бумаге, одним и тем же почерком. Неизвестный трудящийся трудился изо всех сил, но в меру ума. В письме Литвинову, внуку легендарного советского министра иностранных дел, сказано было: «Зачем, жидовское отродье, позоришь память своего славного деда?»
Как говорится, на этой оптимистической ноте…
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.