[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2013 ИЯР 5773 – 5(253)
Колонка редактора
Девятнадцатилетний канадский поп-музыкант Джастин Бибер, кумир девочек-подростков во всем мире, приехал в Нидерланды на гастроли.
10 апреля вечером он пошел в Дом Анны Франк — убежище, в котором пряталась Анна и где она написала свой знаменитый «Дневник».
Юноша провел там два часа. Это очень много. Я даже не знаю, что в этом небольшом пространстве можно делать два часа. Прекрасно сохраненные задние комнаты, где скрывалась семья Франк и еще четыре человека, размером с небольшую квартиру. В помещении бывшей конторы немного дополнительных материалов, короткий фильм, фотографии... Этот музей тем и хорош — все, как в «Дневнике».
Но Бибер провел там два часа. И написал в «Гостевой книге»: «По-настоящему потрясает. Анна была замечательной девочкой. Надеюсь, она могла бы быть фанаткой Бибера».
На юную звезду тут же обрушился шквал критики. «Эгоист», «использующий самое святое для пиара», «пустышка», «бестактный тупица», «оскверняющий память жертв Холокоста».
Читая все это, я был изумлен.
Я убежден, что реакция Бибера — это и есть единственно нормальная реакция на историю Анны со стороны человека, у которого есть сердце.
Именно этим так ценен «Дневник» Анны Франк — искренностью, открытостью, голосом вольной птички, попавшей в клетку. Анна, — если вы не сухарь, вы это чувствуете, — девочка, с которой вы могли сидеть за одной партой, провожать ее до дома. Она влюбчива и раздражительна, мудра и наивна. Она не голос поколения, она голос прерванного детства. Чистый, не замутненный фальшью. Анна не терпит ханжества, снобизма, не прощает этого даже родной матери.
Она целыми днями разбирает и сортирует свою коллекцию портретов кинозвезд. В убежище! Она может назвать всех актеров, игравших в любимых фильмах того времени. Сама она не может ходить в кино — но голландская спасительница рассказывает ей о своих походах с дружком на премьеры, и Анна готовит ее: перечисляет исполнителей главных ролей, рассказывает, что о фильме пишут критики. Менеер Кюглер каждый понедельник приносит ей очередной номер журнала «Кино и театр». А Манса говорит, что после освобождения Анне не обязательно будет ходить в кино — ведь сюжеты фильмов, имена кинозвезд и мнения рецензентов у нее и так в голове.
«Иногда я являюсь с новой прической, и тут все неодобрительно поджимают губы, а кто-нибудь непременно спросит, у какой же кинозвезды я позаимствовала сооружение, которое красуется у меня на голове».
Анна лелеяла в себе эту жизнь, жизнь за стенами убежища.
И я потрясен, что Джастин Бибер это понял. Это делает честь ему, его чувствам, его умению сопереживать.
И это огромный успех Дома Анны Франк как храма памяти. Именно поэтому сюда ежегодно приходят сотни тысяч подростков со всех концов мира.
Они приходят сюда из того мира, который мог бы быть миром Анны Франк. И, уходя из Дома, возвращаются из мира Анны Франк, который мог бы быть их миром.
Анна могла бы стать подругой этим мальчикам и девочкам. Могла бы стать фанаткой какого-нибудь Джастина Бибера, живи он тогда. Могла бы. Но не стала. И это — Бездна. Шоа.
Борух Горин
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.