[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2013 ИЯР 5773 – 5(253)
Раввин Авраам-Ицхак а-Коен Кук (в центре) и раввин Харлап (сидит), глава ешивы Мерказ а-Рав. Бейт-Давид, Иерусалим. 1930-е годы
Дов Конторер
1904 год — точка глубокого кризиса в сионистском движении. И в том же году на яффский берег сошел р. Авраам-Ицхак а-Коен Кук, которому было суждено стать самой важной фигурой в последующей истории религиозного сионизма. Рав Кук родился в Латгалии (Восточная Латвия), в местечке Грива, неподалеку от города Двинска (ныне Даугавпилс), в 1865 году. Он учился в Лодзи, Сморгони и Воложине, где его наставником был знаменитый Нецив (р. Нафтали-Цви-Йеуда Берлин). В числе других учителей, оказавших наибольшее влияние на формирование взглядов и личности р. Кука, отмечают обычно его первого тестя р. Элияу-Давида Рабиновича-Теомим (акроним Адерет; 1843–1905) и р. Шломо Эльяшива (1841–1928), о котором р. Авраам-Йешаяу Карлиц (Хазон Иш; 1878–1953), крупный ультраортодоксальный авторитет середины XX века, говорил, что он был «последним из каббалистов».
Рискуя окончательно запутать читателя, укажем еще и на то, что отец р. Кука, Шломо-Залман, бывший также и первым его учителем, принадлежал к литвакам, а его мать Злата-Перл родилась в семье хасидов Хабада.
* * *
Свое первое сочинение, комментарий к Песни песней, р. Кук написал в одиннадцать лет. В 1888 году в двадцати-трехлетнем возрасте он стал раввином местечка Жеймели Ковенской губернии (ныне литовский городок Жеймялис). В 1897 году р. Кук отправился в Курляндию и возглавил более крупную общину города Бауска. К этому периоду относятся его первые труды, посвященные осмыслению сущности и перспектив сионизма («Свидетельство Израиля», «Ручьи в Негеве», «Советы издалека»). Одновременно р. Кук публикует множество работ чисто алахического характера: «Хаваш пеэр» (о законах тфилин), «Даат Коен» и «Мишпат Коен» (комментарии к различным частям алахического кодекса «Шульхан арух»), «Беэр Элияу» (разъяснение кратких комментариев Виленского гаона к кодексу «Шульхан арух»), «Мидбар Шор» (сборник синагогальных проповедей) и др.
Летом 1902 года, со смертью яффского раввина Нафтали-Цви а-Леви, община города, бывшего тогда центром еврейской поселенческой деятельности в Эрец-Исраэль, искала нового духовного лидера, который был бы в достаточной мере близок новым идейным веяниям и практическим начинаниям сионистов. По рекомендации р. Йоэля-Моше Саломона, основателя города Петах-Тиква, и р. Шмуэля Саланта, возглавлявшего ашкеназскую общину Иерусалима, мэр Яффо Шимон Рокеах предложил освободившийся пост р. Куку и содействовал получению для него, российского подданного, турецкой визы.
Весной 1904 года р. Авраам-Ицхак а-Коен Кук вступил в должность «раввина Яффо и поселений», то есть фактически стал раввином «нового ишува» — созданных репатриантами из Европы общин, где важнейшим достоинством считался самостоятельный «продуктивный труд», призванный создать необходимую базу для экономического, политического и культурного возрождения еврейского народа.
В том же 1904 году р. Кук опубликовал статью «Миспед би-Йерушалаим», в которой он, не называя скончавшегося Теодора Герцля по имени, пишет о нем и о созданном им сионистском движении как о Машиахе бен Йосефе. Характер этой метаисторической категории обусловлен, по р. Куку, изначальной двойственностью материального и духовного, созидаемой формы и привносимого в нее содержания. Эту двойственность олицетворяют в еврейском народе сыновья Яакова — Йосеф («кормитель») и Йеуда («ставший святыней»). Древнее царство Израиля как материальная форма было создано Шаулем, принадлежавшим к колену Биньямина (Биньямин — родной брат Йосефа по отцу и по матери, в отличие от остальных сыновей Яакова, единокровных братьев Йосефа). Затем, в силу провиденциального замысла, престол Шауля отходит к подлинному избраннику — Давиду, потомку Йеуды, призванному наполнить духом Б-жественной истины материальную форму учрежденного «кормителем» царства, «стать святыней». Знамением этого становится строительство Иерусалимского храма, задуманное Давидом и осуществленное его сыном, царем Шломо.
Однако каждое из этих начал, материальное и духовное, проявлено в еврейском народе предельным образом, и Древний Израиль не сумел утвердить их единство. Результатом этого стал раскол: царство Эфраима — десять колен, объединившихся вокруг потомков Йосефа, отделилось от Иудеи. Преодолеть трагедию раскола в библейские времена не удалось, но она должна быть преодолена в мессианской перспективе, когда евреи научатся сочетать дарованные им Всевышним способности к материальному созиданию и высшему духовному поиску. В силу этой необходимости история должна повториться: подобно тому как Давиду предшествовал на престоле Шауль, приходу Машиаха бен Давида должен предшествовать Машиах бен Йосеф, «сионистская мечта нашего поколения», несущая в себе, однако, все те предпосылки кризиса, которым завершилась в библейские времена первая безуспешная попытка утверждения Б-жественной гармонии на Святой земле.
Таким образом, дерзкая мессианская доктрина «провозвестников сионизма», пересмотренная в 80-х годах XIX столетия религиозным крылом «Ховевей Цион» и затем, уже на пороге XX века, отброшенная движением «Мизрахи», нашла в лице р. Кука своего продолжателя. Именно ему было суждено развить мистические идеи «провозвестников» в новых условиях светского сионизма — вплоть до распространения на людей, чуждых и даже враждебных еврейской религии, положительных теологических категорий высшего порядка. Эта поразительная решимость р. Кука привела к тому, что именно с ним, с его духовным наследием стали впоследствии связывать весь комплекс идей, изложенных за полвека до Первого сионистского конгресса в писаниях р. Цви-Гирша Калишера, р. Йеуды Алкалая и р. Элияу Гутмахера.
Напомним еще раз, в чем состояли эти идеи. Освобождение Израиля — не мгновенное чудо, а длительный мессианский процесс, первая стадия которого, атхалта ди-геула («начало Освобождения»), целиком принадлежит природной, исторической реальности и связана с деперсонифицированным образом Машиаха бен Йосефа. На этой стадии неизбежны войны и трагедии; она сама по себе несовершенна, но призвана стать путем к утверждению совершенства в национальной жизни Израиля, с которой в свою очередь мистическим образом связана возможность обретения совершенства для всего мира, т. е. полнота мессианского идеала, обозначаемая как геула ахрона («последнее Освобождение»).
Мировоззрение р. Кука предполагало поиск возможностей для диалога со всеми еврейскими группами, участвующими в возрождении национальной жизни, включая и оппозиционные сионизму религиозные круги. Но это мировоззрение, хотя и в значительной мере открытое внешнему миру, всегда оставалось «осознающим себя» и, в общем-то, достаточно жестким в своих основаниях. По этой причине р. Кук, вызывавший любовь и даже священный трепет во многих сердцах, в то же время оказался в идейном конфликте со всеми активными еврейскими группами — от светских сионистов, чуждых любому мистицизму, до отвергавшего мессианскую доктрину движения «Мизрахи» и ультраортодоксального руководства «старого ишува», которое, уважая его как авторитетного раввина, не прощало ему «нелепого увлечения сионизмом».
* * *
Люди Второй алии были главной еврейской силой своего времени. Именно они играли важнейшую роль в реализации сионистского проекта, и именно к ним, отчаянным богоборцам, отвергнувшим вместе с традиционной еврейской пассивностью едва ли не все наследие иудаизма, р. Кук обратился в одном из первых своих сочинений, написанных им в Эрец-Исраэль. Статьей под названием «Поколение» открывался сборник «Иквей а-цон», выпущенный р. Куком в 1906 году. Титул автора был указан на обложке этого сборника весьма необычным образом: «Авраам-Ицхак а-Коен Кук, раб святого народа на Святой земле».
Главный тезис статьи «Поколение» состоял в том, что атеизм еврейской молодежи начала XX века качественно отличается от хорошо знакомого религиозной традиции безбожия, которому в прежние времена неизменно сопутствовали себялюбие, низость, всевластие грубых страстей. Но такой атеизм, с которым устойчиво сочетается стремление к справедливости, вдохновленность положительным идеалом, выраженная готовность к служению и самопожертвованию, сам по себе представляет, писал р. Кук, религиозное явление. Обладая подлинными достоинствами, это явление чревато, однако, мнимой самодостаточностью, которая рано или поздно подавит его положительные начала. Чтобы этого избежать, религиозный мир должен найти пути к диалогу с еврейской молодежью, отвергнувшей бремя традиции. Но такой диалог будет возможен только в том случае, если религиозный мир отнесется к нему с предельной ответственностью и пожелает раскрыть всю свою полноту, адресуясь к нелегким и необычным для него собеседникам.
Ясно, что такая постановка вопроса была почти одинаково требовательной как по отношению к секулярной молодежи, так и по отношению к религиозному миру: «Мы должны преподать им Тору Жизни прямо из Источника Жизни, исполненные света и радости пути наставления, слова милости и доброго разума — слова очищенные, отборные, благодаря которым сами они найдут необходимую завершенность своих идеалов, наивысших и наидостойнейших своих устремлений, подобающих силе, красоте и величию Вечного Света, заключенного в Торе Жизни». В последующих статьях сборника «Иквей а-цон» р. Кук предпринял попытку такого изложения религиозных идей, которое отвечало бы поставленной им задаче.
* * *
Упомянув некоторые из алахических работ р. Кука и те его сочинения, где затрагиваются проблемы современного ему поколения, нельзя обойти молчанием основной корпус его философско-теологических трудов «Орот». Лишь малая часть этого корпуса была издана при жизни автора: сборник «Арфилей-тоар» («Туманы чистоты») и первый том книги «Орот а-кодеш» («Огни святости»), вышедший под редакцией Иерусалимского Назорея за несколько дней до смерти р. Кука. Позже тем же редактором были выпущены еще три тома «Орот а-кодеш». Сын рава Кука р. Цви-Йеуда Кук (1890–1982) отредактировал и выпустил еще несколько сборников, относящихся к этому корпусу: «Орот а-тшува» («Огни раскаяния»), «Орот а-Тора» («Огни Торы»), просто «Орот» и двухтомный комментарий к традиционному молитвеннику «Олат а-реия». Книга «Орот а-эмуна» («Огни веры») была выпущена р. Моше Гарелицем.
Все эти сочинения восходят к рукописям р. Кука, опубликованным в оригинальном виде лишь недавно под названием «Шмона квацим» («Восемь сборников»). Следует подчеркнуть, что теологические произведения р. Кука даже в отредактированном виде очень трудны для чтения, поскольку их автор использовал лишь ему одному присущий язык, который не похож ни на традиционный раввинский иврит, ни на язык Хаскалы и еврейского возрождения первой половины XX века. В некоторых случаях для понимания текстов р. Кука необходимо знать, что те или иные слова он (причем — только он) использует для перевода определенных терминов классической философии, с произведениями которой р. Кук был знаком как по оригиналам, так и по переводам на известные ему языки, включая забытые на сегодняшний день переводы на иврит.
Тем не менее уже и по ранее изданным книгам «Орот» было видно, что р. Кук, известный широкой публике как духовный лидер, идеолог и общественный деятель, был в первую очередь мистическим писателем. Позже, с публикацией оригинального текста «Восьми сборников», еще более очевидным стало значение непосредственного мистического опыта в его жизни и творчестве.
Непросто определить характер мистических прозрений и переживаний р. Кука. Был ли он каббалистом в принятом (хотя и не очень определенном) значении этого слова? Многие чтили его именно в таком качестве. Упоминавшийся выше р. Шломо Эльяшив («последний из каббалистов»), говорил, что учение р. Кука есть «не какая-то из школ каббалы, а сочетание всех существующих в ней подходов». Известный современный авторитет р. Адин Штейнзальц также считает р. Кука «каббалистом, который сознательно избегал каббалистического языка». Такого же мнения придерживался религиозный писатель, философ и журналист Гилель Цейтлин, убитый нацистами по пути в Треблинку в 1942 году.
Не претендуя на то, чтобы иметь в этом споре собственное мнение, отметим только одно: пафосным стержнем концепции р. Кука безусловно является идея возрождения Израиля, от которого напрямую зависят судьбы всего остального мира.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.