[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2013 ИЯР 5773 – 5(253)

 

Премьер-министр Марокко Абделила Бенкиран (слева) и Серж Бердуго, глава совета еврейской общины Марокко, на открытии отреставрированной синагоги в Фесе. 13 февраля 2013 года

 

НИ МИР, НИ ВОЙНА

Алекс Гринберг

Предсказывать будущее крайне неблагодарное занятие, не зря, согласно талмудическому изречению, «после разрушения Храма пророчество было взято от пророков и дано детям и сумасшедшим». Но стратегическая разведка должна этим заниматься.

Одним из способов прогнозирования является составление возможных сценариев развития, учитывая максимально различные факторы. Главное, что интересует Израиль, — это сохранение мира, а именно насколько исламские движения, пришедшие к власти, будут радикальными?

Чтобы прогнозирование поведения исламских движений было максимально точным, необходимо принять во внимание несколько основных факторов, оказывающих на них влияние.

У исламистских движений в арабских странах различий не меньше, чем сходств, так же как и у самих арабских государств, между прочим. Исламистские движения по образу и подобию «Братьев-мусульман» действуют в первую очередь в арабском мире, а не в других мусульманских странах. Различия меж ними обусловлены многими обстоятельствами и социокультурными предпосылками. Циники придумали принцип, согласно которому исламистские партии создают режим, похожий на тот, с которым они боролись в оппозиции. Последние события в странах «арабской весны» подтверждают, что в изречении этом есть определенная доля истины.

«Братья-мусульмане» в Сирии недалеки от «Аль-Каиды», а «Братья» Марокко, представленные в «Партии Справедливости и Развития» (PJD), являются правящей партией в рамках абсолютной монархии и абсолютно мирные, хотя и они, разумеется, за освобождение Палестины и не признают «сионистское образование». Однако именно эта партия в Марокко являет собою наглядный пример отступления идеологии под натиском реальности. А реальность тут проста и сурова: король Марокко назначил Абделилу Бенкирана, лидера ПСР, главой правительства и, соответственно, сделал его ответственным за экономику страны. И тут Бенкиран вдруг понял, что руководить государством — совсем не то, что выкрикивать лозунги, похожие на израильский: «То, что видно отсюда, не видно оттуда».

Недавно его величество приказал реставрировать древнюю синагогу в Фесе, и Бенкирану пришлось-таки присутствовать на церемонии открытия этой синагоги. На днях Бенкиран даже публично опроверг связь между «Братьями» и его партией.

Тунисские «Братья», они же партия «Аль-Нахда» («Возрождение»), заняты иными важными проблемами, как-то: хроническая политическая нестабильность и ухудшающееся экономическое положение на фоне безработицы и упадка туризма. К примеру, за последние два года Тунис уже просил несколько раз финансовую помощь у богатых арабских шейхов Персидского залива, в то время как за пятнадцать лет правления диктатора Бен Али Тунис никогда ничего не просил.

Исламизация общества происходит, но отнюдь не такими темпами, какими хотелось бы «Братьям», к тому же необходимо учитывать социальные различия между Египтом, в котором и без исламского законодательства нет женщин без хиджаба, и тем же Тунисом, где статус женщин традиционно был выше, чем в других арабских странах.

Исторические аналогии зачастую бывают опасны, поскольку создают иллюзию очевидного сходства прошлого с настоящим, но они все же необходимы, так как без них история перестает быть научной дисциплиной, превращаясь в долгий список бессвязных фактов.

Чтобы определить сегодняшнюю активность «Братьев», достаточно вспомнить коммунистические партии соцстран в их лучшие годы и в застойные. Их роднит с исламистами наличие четкой идеологии, организованность и принципиальное неприятие демократии. Однако коммунизм в каждой отдельно взятой стране был разным. ГДР была настоящим «Штазилендом» покруче КГБ, с развитой системой доносительства, но с относительно высоким уровнем жизни. В Югославии социализм был с человеческим лицом, лицом маршала Тито, с официально разрешенными частным хозяйством и заграничным туризмом. Это благодаря независимости Югославии от СССР. В Чехословакии коммунизм оказался относительно мягким. В Венгрии Генсек Янош Кадар руководствовался принципом «кто не против нас, тот с нами». Наконец, Польша, которая была «самым веселым бараком» социалистического лагеря. Так же дело обстоит и с «Братьями», у них нет единого наднационального руководства, несмотря на общую идеологию.

Есть еще одна деталь, придающая «Братьям» некоторое сходство с компартиями эпохи застоя. Среди руководства исламистских партий нет — почти нет — ярких и пассионарных личностей, таких, как Насер или Саида Кутба[1]. Зато с избытком хватает партийных бюрократов, пусть и с опытом подпольной борьбы против арабских режимов. Как правило, радикальная политика с агрессивными войнами и националистской демагогиeй требует именно такой тип личности. Но ни Мурси, ни Бенкиран, ни тунисский Гануши такими личностями не являются. Остаются «Хамас» и «Хизбалла», но они действуют согласно своим расчетам, а отнюдь не в соответствии с тем, чего требует абстрактная исламистская идеология.

Несмотря на то что исламистам как-то придется уживаться с реальностью, пренебрегать рeлигиозно-идеологическим аспектом не следует: они не поступятся идеологией в тех ее частях, где она важна как определитель исламской идентичности. Другими словами, все исламисты считают, что женщины обязаны одеваться согласно исламским нормам, однако среди них имеются разные и противоположные мнения насчет того, можно ли женщинам работать. Иорданские «Братья» исповедуют открытый и агрессивный антисемитизм, а тот же Бенкиран далек от этого (по крайней мере, на словах). Однако и последний также не менее непримирим по отношению к Израилю. При таких обстоятельствах уместно вспомнить изречение великого французского историка и социолога Раймона Арона: «Paix impossible, guerre improbable» — «Мир невозможен, война невероятна». Так Арон охарактеризовал «холодную войну» между блоками в 1948 году, когда развитие ее не было еще столь очевидным.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].      Саид Кутб (1906–1966) — главный идеолог и теоретик «Братьев-мусульман». Казнен по приказу Насера в 1966 году.