[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2013 ИЯР 5773 – 5(253)
Письма о семейной жизни
Составитель Ишайя Гиссер
<…> Вы спрашиваете моего совета относительно того, следует ли искать жениха для дочери, которой недавно исполнилось семнадцать лет, или же с этим стоит подождать. Мне кажется, Вам следует избегать крайностей. Вам действительно следует заняться этим делом, однако мягко и без излишней спешки. Я уверен, что в надлежащее время Всевышний укажет Вам путь. <…>
(Игрот кодеш. Т. VI. С. 72)
<…> Очевидно, что нельзя заставить человека принять конкретное предложение. С другой стороны, не исключено, что заявления Вашего сына (о том, что он не хочет жениться) вызваны тем, что, как ему представляется, предложения не соответствуют его критериям. Поэтому, возможно, если ему предложить познакомиться с девушкой в его вкусе, его отношение к возможному браку совершенно изменится. <…>
(Игрот кодеш. Т. XV. С. 51)
<…> Поскольку обязанность отца — выдать замуж своих дочерей, будет правильно, если отец уделит время регулярному изучению соответствующих тем, согласно сокровенному учению Торы (пнимиют а-Тора). <…>
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 392)
Потенциальный супруг
<…> Вы пишете о многочисленных трудностях, связанных с поиском супруги. Вы также пишете, что во многих книгах и трактатах читали: нужно искать невесту, во-первых, из знатной семьи, а во-вторых, достойную еврейскую женщину (иша кшера).
Хорошо известны слова мудрецов, что «все дочери Израиля прекрасны»[1]. Разумеется, та краса, о которой говорят мудрецы, это подлинное духовное совершенство. Не менее известно другое высказывание мудрецов, о женихе: «Спустись на ступеньку и женись»[2].
Хотя нет сомнений, что стоит искать обладательницу всех перечисленных в Вашем письме[3] достоинств, есть огромная разница между недоброжелательным и доброжелательным поиском.
В соответствии с тем, что Вы пишете, я советую поручить поиск невесты руководству ешивы «Томхей тмимим», в которой Вы учитесь.
Мы неоднократно замечали, когда человека не слишком заботит второстепенное, а тем более тривиальные и несущественные вещи, и он в первую очередь ищет богобоязненность, скромность и тому подобное, Всевышний помогает ему найти супругу, которая подойдет не только в самом главном, но и в менее существенном.
В любом деле следует делать все, что возможно, чтобы Всевышний пришел нам на помощь, но это тем более справедливо в отношении такого жизненно важного дела, как поиск спутницы жизни, о которой сказано: «Разумная жена — от Г-спода».
Чтобы удостоиться помощи Свыше, следует больше учить Тору и лучше исполнять заповеди, а также побуждать других поступать аналогичным образом. <…>
(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 101)
<…> Вы пишете, что Вас знакомили девушкой и что Вы желаете продолжить изучение святой Торы. Вам сказали, что она на это согласна.
Вам следует проявить заинтересованность и проверить, что это действительно так и что она действительно согласна предоставить Вам возможность продолжительной учебы в ешиве…
Но прежде всего необходимо принять твердое решение, что Вы будете учиться старательно и прилежно.
Советую также посмотреть «Законы изучения Торы» р. Шнеура-Залмана из Ляд, главу 3, в которой он пишет: «В случае женитьбы молодой человек мог учиться еще два-три года без особых забот». Это сказано о людях, которые посвящают себя занятиям торговлей или другими делами, и это тем более справедливо в Вашем случае — ведь Вы решили посвятить свою жизнь изучению Торы и духовному служению (мешарет ба-кодеш). <…>
(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 434)
<…> Когда речь идет о создании семьи, необходимо полное чистосердечие обеих сторон. Кроме того, Вам следует объяснить своей дочери, что в наше время в первую очередь нужно обращать внимание на жизненно важные вещи: богобоязненность, Тору и соблюдение заповедей, ибо в конечном счете в этом и состоит высшее предназначение человека.
В этом деле не следует выдвигать дополнительных требований, не являющихся жизненно важными, поскольку существует опасность так и не встретить человека, отвечающего этим требованиям. Когда речь идет о выборе между важным и несущественным, очевидно, что жизненно важное приоритетно. <…>
Без даты
<…> В письме от 14 нисана — оно пришло с опозданием — Вы пишете, что Вас знакомили со многими девушками, но Вам трудно сделать окончательный выбор, поскольку каждая из них Вас чем-то не устраивает. Вы также пишете о новом предложении и что Вы предпринимаете первые шаги в этом направлении.
Когда я был на могиле моего наставника и тестя Ребе, я упомянул Вас в своей молитве и попросил для Вас благословения во всем, о чем Вы писали. Я уверен, это поможет Вам найти достойную супругу в самое ближайшее время.
Что касается Ваших сомнений. Вы, безусловно, понимаете, что здание принято украшать снаружи, однако самое главное — чтобы оно было построено на прочном фундаменте. Тогда этот дом послужит жильцам, а не будет усладой для глаз прохожих.
Это тем более справедливо, когда речь идет о «доме во Израиле»: важнее всего надежный фундамент Торы и богобоязненности. Суждение «прохожих», которые судят о доме по его внешнему облику, остается поверхностным по сравнению с тем, что действительно важно.
Человеку, выросшему в хасидской семье и воспитанному в хасидском духе, не нужно все это объяснять, поскольку, вне всяких сомнений, Вы это знаете. Тем не менее серьезное размышление об этом поможет Вам разобраться в своем подходе к поиску спутницы жизни. <…>
(Игрот кодеш. Т. IV. С. 274)
<…> Люди могут придерживаться разных взглядов по поводу того, насколько серьезно следует относиться к внешнему облику, следует ли учитывать мнение друзей и соседей и чем можно пренебречь ради внешнего облика. Однако нет и быть не может разногласий, что главное — прочный, надежный фундамент, способный выдержать любые изменения климата и удержать на себе здание и всех жильцов. Поэтому именно материал для фундамента должен быть тщательно проверен на соответствие этим требованиям — проверен в самых разных условиях, благоприятных, неблагоприятных и даже экстремальных. <…>
Без даты
Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.