[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2013 НИСАН 5773 – 4(252)
На продажу
Ирина Кордонская
В Еврейском музее и центре толерантности прошла первая выставка, не имевшая отношения к фондам самого музея. «Бесценное наследие: коллекция иудаики Майкла и Джуди Стейнхардт», представленное Sotheby’s в Москве, затем должно было отправиться в Израиль, чтобы к концу апреля вернуться в Нью-Йорк, где и пройдут торги.
Серебряное «блюдо лорд-мэра» эпохи Георга I. Мастер Роберт Хилл. Лондон. 1719 год
В Sotheby’s — единственном из международных аукционов, который регулярно торгует предметами иудаики, — считают представленные вещи самыми ценными из всего, что появлялось у них в этом разделе за последние 50 лет. Майкл Стейнхардт, сделавший состояние на управлении хедж-фондами и являющийся одним из главных спонсоров многих еврейских музеев мира, израильских музеев и основателем, среди прочего, программы «Таглит», стал собирать предметы еврейской идентичности более 30 лет назад. Теперь ему 72 года, и он готов передать часть собрания, в котором более 400 раритетов, новым владельцам: «Возможность узнать, как эти вещи переходили от одного владельца другому, и рассказать потом эти истории посетителям выставок, доставляла мне ни с чем не сравнимое наслаждение, теперь пришло время передать эту коллекцию новым поколениям — в надежде, что она откроет им богатство культурного наследия иудаизма и доставит радость от обретения частички своего прошлого».
Прошлого разных эпох, начиная с XII века, когда в Германии был сделан бронзовый сосуд в форме льва, с ивритской надписью сбоку (эстимейт 200–400 тыс. долларов), — сегодня известны четыре подобных сосуда — и заканчивая XIX столетием — к этому времени относится золотой скелет в саркофаге, собранный из нескольких сотен подвижно соединенных деталей, — творение одессита Израиля Рухомовского. Ювелир снискал мировую славу, сделав знаменитую фальшивую «тиару скифского царя Сайтоферна», на которую купились эксперты Лувра — и Лувр приобрел-таки ее. Позже тиару передали на хранение в парижский Музей декоративного искусства, где она и выставлена по сей день.
Серебряная корона Торы. Венеция. Около 1730-х годов
Золотой скелет, впрочем, скорее особый лот аукциона. Не противоречащий еврейской традиции, но и не приближающий нас к обретению национальной идентичности. В отличие от прочих лотов, в том числе главного — богато иллюстрированной и прекрасно сохранившейся франкфуртской «Мишне Тора», изданной в Германии около 1457–1465 годов. Манускрипт воспроизводит текст Рамбама — полный кодекс иудейского права, написанный доступным языком. «Я, Моше бен-Маймон из Испании, заручившись поддержкой Всевышнего, благословен Он, вник во все эти книги и написал сочинение, цель которого — разъяснение их мудрости: всего, что дозволено и не дозволено мудрецами нашими; что является скверной и что — чистое; а также прочие законы Торы. Все это (я изложил) языком ясным, кратким, чтобы вся Устная Тора стала достоянием каждого...»
Золотой «Скелет Рухомовского» в серебряном, с позолотой, саркофаге. Израиль Рухомовский. 1892–1899 годы
Ценность книги — первоначальная стоимость лота 4,5–6 млн долларов — объясняется еще тем, что первый ее том (книги с первой по пятую) находится в Ватикане, а на торги выставлен второй том (книги с седьмой по четырнадцатую), и он-то как раз и может оказаться в итоге самым дорогим в мире еврейским манускриптом.
Среди других выдающихся лотов — Свиток Эстер из Италии, середины XVIII века (эстимейт 600–800 тыс. долларов); шабатняя лампа из Германии, вышедшая из мастерской Иоганна Адама Боллера, работавшего во Франкфурте в 1710–1720-х (эстимейт 800 тыс. — 1,2 млн долларов), — подобные лампы можно увидеть в Музее Израиля и Еврейском музее в Нью-Йорке, но их почти нет в частных коллекциях; венецианская, XVIII века, гигантская и невероятно изящная корона Торы (эстимейт 300–500 тыс. долларов); серебряное блюдо эпохи Георга I, напоминающее о доброй традиции, принятой с конца XVII по конец XVIII века, когда старейшая синагога Британии непременно дарила лорд-мэру Лондона какую-то ценность, в благодарность за предоставление еврейской общине известных свобод. Конкретно это блюдо (эстимейт 400–600 тыс. долларов), которое мастер Роберт Хилл богато украсил растительным орнаментом, преподнесли градоначальнику в 1719 году.
Серебряная шабатняя лампа. Мастер Жуан Пьеро Граппилья. Венеция. Около 1770-х годов
И совсем особенный предмет — ктуба, брачный контракт, подписанный в венецианском гетто в XVII веке. Текст этого документа никого не удивил — он не меняется в течение многих веков, однако оформление его четко указывает на происхождение жениха и невесты — из богатейших семейств Венеции. А цена кого-то приятно удивит: 50–70 тыс. долларов.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.