[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2013 НИСАН 5773 – 4(252)
Герц Франк. Трагический мир, наполненный красотой и печалью
3 марта в Иерусалиме умер режиссер Герц Франк.
Сократ, кажется, сказал, философия — упражнение в смерти.
И искусство. Во всяком случае — его искусство. Трагический мир, наполненный красотой и печалью.
«Флэшбэк», автобиографический фильм, одна из глав — операция на сердце, автор на операционном столе, результат неочевиден, ложась в клинику, договорился с врачами, попросил своего приятеля, тот снял процесс, в случае неутешительного исхода у фильма был бы иной финал.
Во многих, во многих фильмах смерть.
Опустевшая постель жены («Флэшбэк»), опустевший кабинет главного раввина Котеля («Человек Стены Плача»), опустевшая камера смертника («Высший суд»).
В «Вечной репетиции», фильм о театре «Гешер», набор сценических смертей на любой вкус, Арье расстарался, но в фильме вес смертей еще больше.
В гешеровской «Деревеньке» сценический круг уносит тело погибшего, отчаянные, заведомо безуспешные попытки остановить круг. В фильме сцена продолжается несравненно дольше, чем в спектакле: репетиции, фрагменты разных спектаклей, снято с разных позиций. Не единожды, как видит театральный зритель, но раз за разом, поверженное тело уплывает, и все начинается снова, и — опять и опять отчаяние.
Размышление о смерти.
Переживание смерти.
Образ смерти.
И неразрывно связанная с этой сосредоточенностью, с сознанием, что весь мир только узкий мост, широкое принятие жизни, волнующее ощущение ее тепла, дрожи, красоты, не сводимое к сюжету.
В прославившем его фильме «Старше на десять минут», мировая классика, во всех киноакадемиях мира изучают — лицо ребенка в кукольном театре, сцены не видим, только лицо, идеальный зритель, восторг, ужас, недоумение, радость, забвение всего.
Роды. Страдальческое лицо матери. Сжатые пальцы рук. Младенец преображает черно-белый мир в цветной («Песнь Песней»).
Одна из любимых моих сцен: молодая женщина медленно отступает спиной от Котеля, вдруг поворачивает голову и улыбается. Мимолетная женщина («Человек Стены Плача»).
Эффекту монтажного стыка предпочитает медленный, вдумчивый, длинный кадр, редкая фирменная техника, не все операторы умеют. «Старше на десять минут» — вообще без монтажных стыков, один-единственный десятиминутный кадр. Невероятно.
Без слов. Торжество чистой визуальности. Самодостаточный визуальный ряд.
Упразднил границу между художественным фильмом и документалистикой.
Находил новые средства художественной выразительности.
Поколения режиссеров и операторов учились у него. И будут учиться.
Снимал так, будто советской власти не было. «Высший суд».
Убийца в камере смертников. С сильной публицистической интенцией. С имплицитным присутствием Достоевского. С психологией. С трезвостью понимания зла, без иллюзий. С милосердием. «Высший суд» способствовал наложению моратория на смертную казнь в России. Редкий пример прямого и непосредственного влияния искусства на жизнь.
«Флэшбэк» начинается с гибели оператора. Рига. 1991-й. Убит снайпером.
Выпавшая из рук камера продолжает снимать.
Михаил Горелик
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.