[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2013 АДАР 5773 – 3(251)

 

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ ЗА ПАСХАЛЬНЫМ СТОЛОМ

Михаил Горелик

Нагрянуло время мацы, и я традиционно обращаюсь к истории о четырех пасхальных сыновьях. Вот удивительный извод ее. На сей раз будет только один сын, да и тот пришлый. Зато самый живописный — скверный, — поднявший за родительским столом бунт, рецепт подавления коего незамедлительно выписывается:

Николай Гаврилович Чернышевский отверг родительское благословение и угодил на каторгу

 

Что говорит нечестивец? «Что это за служение у вас?»

«У вас», а не у него, тем что [он сам] исключил себя из общины, покусился на основы веры. Так притупи же ему зубы и скажи: «Ради этого сделал мне Г-сподь при выходе моем из Египта», моем, а не его. Если бы он был там, он не был бы освобожден.

 

Теперь к делу. Гавриил Иванович Чернышевский (1795–1861), член консистории, соборный протоиерей, ректор Саратовской семинарии, по воспоминаниям знавших его, был украшен многими добродетелями: трудолюбивый, ученый, скромный, сердечный — по всему из лесковских соборян. Кроме прочего, миссионер — присоединял к Церкви раскольников. Был в этой деятельности успешен, оставил по себе добрую память, избегая пользоваться административным ресурсом, что было не только весьма и весьма соблазнительно, но как бы и естественно. Целый монастырь конвертировал в единоверческий. Труды эти его известны, упомянуты в каждой о нем публикации. Куда менее известно, что занимался он миссионерской деятельностью и среди евреев. Сколь преуспел, не скажу, но обращенные были.

Однажды один из таковых, коего связывали с протоиереем узы дружбы, отправился по житейской то ли профессиональной надобности в столицу. О. Гавриил попросил зайти его к своему непутевому сыну, предмету постоянного родительского сокрушения и горячих молитв, обратиться к нему со словом увещевания и по возможности вразумить, что и было исполнено.

Можно представить себе разговор блестящего столичного ньюсмейкера, властителя дум с провинциальным евреем, новым православным, которого крещальные воды не избавили не только от специфической внешности, но, надо полагать, от манер и акцента.

XIX век, просвещение на дворе, на пороге эмансипация, кооперация, сексуальная революция, разумный эгоизм, Достоевский в ногах валяется, пощады просит, и вот на тебе — чучело на помеле, пришелец из тьмы, сменивший одно Средневековье на другое.

Шалиах передал в точности, как было велено: ежели Николай Гаврилович не образумится, не перестанет безобразничать, не принесет плоды покаяния, не будет тогда ему родительского благословения. Однако же увещевание не возымело действия: Николай Гаврилович отвечал в том смысле, что, дескать, тяжело, но уж как-нибудь перебьемся — проживем и без родительского благословения.

Сей ответ произвел на полномочного представителя батюшки самое неблагоприятное впечатление: такого жестокосердия, такой закоренелости во грехе не ждал он увидеть в сыне любимого иерея. Воспылав гневом, спросил, знает ли, что предлагает сделать с таковым, как он, скверным сыном Талмуд? Вопрос риторический: пренебрегший отеческим благословением собеседник осведомлен о талмудической педагогике определенно не был.

И вообще, обращением к таинственной книге, о которой имел самое смутное представление, был ошарашен, я хоть при разговоре не присутствовал, но уверен, что ошарашен. И естественно, с интересом спросил: что? что Талмуд предлагает? Тут еврей и двинул его пасхальной цитатой — про притупление зубов. Не на таковского напал. Революционный демократ отвечал ему с тонкой улыбкой: ну и гуманен же этот ваш Талмуд! Поняв метафору как прямое физическое действие.

Тотчас пошел рассказать сей анекдот голубочке Волге Сократовне, целую неделю потом, смеясь, представлял в лицах.

И ведь что забавно, у посланца у этого в момент волнения вылетели из головы все приличествующие случаю цитации новообретенной религии: ни в Евангелиях не нашел, ни у Святых Отец, даже и зубы грешников сокрушил еси позабыл. А седер никуда не делся — всегда под рукой.

Это к тому, что как волка ни корми, все в лес смотрит.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.