[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2013 ШВАТ 5773 – 2(250)

 

Константин Ваншенкин. Что само по себе и не ново

Известный поэт умер за два дня до своего 87-летия.

Он родился в семье инженера-химика по фамилии Вайншенкер. В 17 лет ушел на фронт, воевал в десанте, демобилизовался в конце 1946-го гвардии сержантом. Его первые публикации совпали с началом антикосмополитической кампании — так он стал Ваншенкиным. Псевдоним удивительно удачный: изменений минимум, а получилась настоящая русская фамилия, без малейшего привкуса искусственности. И стихи его были такие же, как псевдоним: естественно-разговорные, немного приземленные, будничные, погруженные в быт, но без натурализма. В них не было «трофейного рыжего рома» и прочего ифлийского багажа, не было вообще никакого романтизма, никаких следов знакомства с Киплингом или Гумилевым, как у многих других поэтов-фронтовиков. Он шел скорее от Исаковского и Смелякова, в меньшей степени от Твардовского.

Бенедикт Сарнов вспоминает, что Маршак уверял: Ваншенкин и Винокуров — это один поэт, у них даже фамилия одна и та же (из переведенного на русский Вайншенкера и впрямь получается Винокуров). Острота мало того что смешная, но еще и очень точная в историко-литературном плане. Ваншенкин действительно был «модельным» стихотворцем своего поколения, входившего в литературу в глухие годы ждановщины и на десятилетия задавшего советский поэтический мейнстрим.

Литературная карьера Ваншенкина сложилась невероятно успешно. Его первый сборник, «Песня о часовых», появился в 1951 году, а к концу 1950-х он был автором уже семи книг. Всего при жизни Ваншенкина вышло без малого 70 его книг, в том числе трехтомник, два двухтомника, несколько толстых сводов «Избранного». В первой половине 1960-х к стихам добавилась проза, позже — критика, воспоминания, спортивные очерки, заметки «на случай». Все, что писал Ваншенкин, издавалось и переиздавалось. В 1979-м вышла посвященная ему 200-страничная монография. Плюс медали, ордена, две Государственные премии — одна еще в советское время, другая в начале 2000-х…

Самое удивительное, что за все это благополучие Ваншенкину практически не пришлось платить. Он был очень порядочным человеком — в этом сходятся, кажется, все, знавшие его. Ну членствовал в КПСС, заседал в правлении Союза писателей. Но при этом дружил с Виктором Некрасовым, Коржавиным, Окуджавой — и оставался верен друзьям.

Кроме того, вписанность в официоз в случае Ваншенкина счастливо совпала с народной любовью. На долгие годы его визитной карточкой стало стихотворение «Мальчишка» (1951): до евтушенковского «Постель была расстелена» оставалось еще несколько лет, и история дворового хулигана, влюбившегося в девочку «в нарядном платье белом», выглядела на фоне грибачевских колхозно-индустриальных фанфар возвращением к подлинной лирике. Но все же настоящую славу Ваншенкину принесло другое стихотворение — «Я люблю тебя, жизнь», положенное на музыку Эдуардом Колмановским и прошептанное на всю страну Марком Бернесом. Потом были «Алеша», «Я спешу, извините меня», «Как провожают пароходы», «За окошком свету мало» и др. Имя Ваншенкина неотделимо от истории советской эстрады: с ним сотрудничали лучшие композиторы, песни на его стихи исполняли самые известные певцы. Не случайно большинство некрологов ему написано музыкальными обозревателями.

Михаил Эдельштейн

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.