[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2013 ШВАТ 5773 – 2(250)
ОЧЕВИДНЫЕ, НО НЕГЛАСНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Алекс Гринберг
Иранская газета «Рисалат», близкая к кругам Корпуса стражей исламской революции (КСИР), призвала египетскoго президента Мухаммеда Мурси разъяснить свою позицию относительно салафитов. На первый взгляд содержание статьи — типичная иранская риторика, однако за этой, с виду обычной, агиткой проглядывает наметившееся противостояние между Ираном и Саудовской Аравией в их борьбе за Египет.
Официальные иранские СМИ открыто называют Саудовскую Аравию «ваххабитским режимом» и обвиняют ее в кознях против Исламской республики и шиитов. То же самое происходит и в саудовских СМИ, усматривающих во многих событиях на Ближнем Востоке «руку Тегерана». Разумеется, у обеих сторон есть на то свои причины.
Для Саудовской Аравии шиитский Иран — заклятый враг, и она крайне обеспокоена стремлением Ирана к региональной гегемонии, не говоря уже о пресловутой иранской ядерной программе. Война в Сирии открыто демонстрирует эти разногласия: Иран поддерживает режим Асада, а саудовская монархия оказывает финансовую помощь Свободной сирийской армии.
Другим центром ирано-саудовского противостояния является Египет. Здесь каждая сторона с разным успехом пытается приблизить к себе руководство движения «Братьев-мусульман».
Ирану, несмотря на все усилия, пока не удается вовлечь Египет в орбиту своего влияния. Саудовская Аравия достигла тут куда больших результатов за счет финансовой помощи. Сегодня эта помощь имеет для Египта первостепенное значение. Египетская экономика находится в «свободном падении», единственный источник ее доходов — туризм — почти иссяк. Мурси пока отменил запланированное повышение налогов, но рано или поздно оно должно будет произойти. Ожидается также отмена субсидий на горючее. А повышение цен на продукты питания может привести к массовым протестам населения, как это было во время «хлебного бунта» 1977 года. В таких условиях саудовские деньги превращаются в мощный рычаг давления на египетское руководство. Чего же требуют от Египта в обмен на финансовые вливания?
Свергнутый президент Мубарак был ближайшим другом и союзником Саудовской Аравии, поэтому королевство отнюдь не приветствует приход к власти «Братьев-мусульман». И это несмотря на то, что Саудовская Аравия — исламское государство, которое управляется законами шариата. Прежде всего, королевство заинтересовано в предотвращении любого иранского вмешательства в дела Египта. Во времена Мубарака отношения между Египтом и Ираном были откровенно враждебными, и в Тегеране надеялись, что приход к власти «Братьев-мусульман» изменит эту ситуацию. Но, как видно из последних событий, этого не произошло. Египет не разрешил иранским кораблям пройти через Суэцкий канал, не дал визу спикеру иранского парламента Али Лариджани. Соглашение о прекращении огня между «Хамас» и Израилем также усилило роль Египта и, косвенно, Саудовской Аравии, тогда как Иран остался в стороне. В ответ иранский режим прямо упрекнул «Хамас» в сотрудничестве с ваххабитами и пособничестве сионистскому режиму.
Некоторые выводы позволяет сделать публицистика либеральных арабских газет. Наиболее влиятельная и престижная из них, газета «Аш-Шарк Аль-Аусат» («Ближний Восток»), печатается в Лондоне, но принадлежит Саудовской Аравии. Ее публицисты, как правило, придерживаются умеренных взглядов и противостоят исламизму. Правда, свобода слова «Аш-Шарк Аль-Аусат», так же как и телеканала «Аль-Арабия» (конкурирующего с катарским каналом «Аль-Джазира»), заканчивается там, где начинаются интересы саудовских принцев — официальные или негласные. В последние месяцы «Аш-Шарк Аль-Аусат» публикует статьи, разоблачающие происки Ирана. А по окончании операции «Облачный столп» появились статьи, откровенно издевающиеся над «победой» «Хамас». В то же время Израиль упоминается в них «сам по себе», без обязательных пассажей о пресловутой «израильской агрессии». Редактор газеты Тарек Аль-Хомаед, например, неоднократно писал, что настоящие убийцы и террористы — это Асад и Иран и что вообще-то для того, «чтобы решить проблему Газы, нужно заниматься Сирией».
Параллельно произошло еще одно событие, ускользнувшее от внимания СМИ.
Раввин Давид Розен, ответственный за межрелигиозные отношения в Американско-еврейском комитете (JAC), был официально приглашен в качестве представителя иудаизма в центр межрелигиозного диалога, учрежденный королем Саудовской Аравии Абдаллой в Вене. Этот центр призван «бороться с экстремизмом и продвигать ценности диалога и межкультурного взаимопонимания». По умолчанию он, разумеется, служит приоритетам саудовской политики, в частности улучшению имиджа королевства как государства умеренного и толерантного. Вероятнее всего, встречу раввина Розена с королем Абдаллой следует рассматривать именно в этом контексте. Но даже если это абсолютная формальность, она явно положительного свойства. Королю Абдалле наверняка доложили, что раввин Розен живет в Иерусалиме, что он вполне ортодоксальный раввин, а не американский реформист или нетурей карта. Более того, монарх не стал опасаться домашней критики и обвинений в «нормализации отношений с сионистским образованием», которые звучат в том же Египте по отношению к любому, кто встречается с израильтянами.
По-видимому, Саудовская Аравия осознает, что ее стратегические интересы совпадают с израильскими, и всячески пытается «просигналить» Израилю о своих намерениях. Это, бесспорно, положительное развитие событий, но, чтобы его сохранить, Израиль должен хорошо понимать: обоюдовыгодные интересы на Ближнем Востоке могут развиваться только тогда, когда они очевидны, но негласны.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.