[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2013 ТЕВЕТ 5773 – 1(249)

 

Афроамериканцы против евреев: миф о еврейской работорговле

Даниил Романовский

Чернокожие, люди чужой расы, и евреи, люди чужой религии, на протяжении веков были париями западного общества. При всех различиях исторического опыта этих двух групп — негры, то есть африканцы и их потомки, оказавшиеся в обеих Америках, пережили трехсотлетнее рабство, закончившееся только во второй половине XIX века; евреи в Европе пережили Холокост, нацистский геноцид, — в новейшей истории евреев и чернокожих как в Европе, так и в Америке было много общего. И тех и других рассматривали как чужеродный элемент в населении западных стран; и те и другие оказались жертвами расизма в XIX–XX веках. Наряду с сегрегацией и дискриминацией чернокожих в США существовала и дискриминация евреев. Сплошь и рядом у евреев и у афроамериканцев оказывались одни и те же враги: Ку-клукс-клан, праворадикальные группы, просто шайки скинхедов и т. п. То общее, что испытали два народа, — дискриминация, неравенство, унижения, — должно было заставить их повсюду, и в США особенно, понять и поддержать друг друга в борьбе за гражданские права и человеческое достоинство.

Марш в защиту гражданских прав.
Мартин Лютер Кинг (второй слева) и раввин Абрахам Гешель (второй справа). Сельма, штат Алабама. 21 марта 1965 года

 

После окончания Гражданской войны в США в 1865 году и освобождения негров между двумя народами наметилось взаимопонимание. В первой половине ХХ века, когда началась борьба чернокожих американцев за равенство с белыми, евреи США оказались одними из главных союзников афроамериканцев. В 1909 году евреи были в числе основателей Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP); три президента этой организации и почти половина членов ее юридического комитета были евреями. В 1920–1930-х годах известные еврейские финансисты Джейкоб Шифф и Джулиус Розенуолд вложили миллионы долларов в негритянские учебные заведения на Юге. Признательность евреям как союзникам чернокожих выразил сам Мартин Лютер Кинг. В 1950-х и 1960-х многие признанные лидеры американских евреев, такие, как раввины Абрахам Гешель и Йоахим Принц, были беженцами из нацистской Германии и по своему опыту знали, что такое расизм. Йоахим Принц принял участие в Марше борцов за гражданские права на Вашингтон в 1963 году; в 1965 году во время демонстрации протеста против расизма и расовой дискриминации в Алабаме раввин Гешель шел рядом с Мартином Лютером Кингом. В июне 1964 года в штате Миссисипи расисты убили трех молодых участников марша против расовой сегрегации на Юге США — двое из убитых были евреями, третий — афроамериканцем. Казалось бы, совместно пролитая кровь афроамериканцев и американских евреев должна была скрепить политический альянс между двумя этническими меньшинствами. Однако именно в этот период нарождавшийся альянс нарушился — поднял голову специфический афроамериканский антисемитизм. Начиная с конца 1960-х годов социологические опросы в США свидетельствовали о росте антиеврейских предубеждений именно в среде афроамериканцев.

Поводов для подъема черного антисемитизма было немало. Прежде всего, каковы бы ни были заявления еврейских и афроамериканских интеллектуалов, сколько бы ни участвовали активисты-евреи в антирасистских маршах, отношения между двумя общинами, черной и еврейской, никогда не были идеальными. Между общинами стояли религиозные предрассудки. Еще со времен рабства на Юге негры знали, что евреи распяли Иисуса. Ныне широко известен спиричуэл «Let My People Go» — в нем рабы-негры выразили свое чаяние, чтобы и к ним пришел Моисей и освободил их из «египетского» рабства. Менее известно, что те же самые рабы пели и другой спиричуэл — «De Jews Done Killed Poor Jesus». С другой стороны, среди евреев, как и среди белых вообще, было немало стихийных расистов, и то, что страшный Ку-клукс-клан преследовал как негров, так и евреев, ничего в этом не меняло.

После Гражданской войны тысячи негров начали переселяться в большие города Севера; там они столкнулись с евреями-домохозяевами. В 1920–1930-х годах, когда экономическое положение евреев, в массе своей иммигрантов второго поколения, начало улучшаться, они потянулись в хорошие районы, и многие традиционно еврейские районы больших городов превратились в негритянские, например нью-йоркский Гарлем, Ньюарк (штат Нью-Джерси) и др. Евреи оставили эти районы, но жилье и магазины в них еще долго оставались в руках еврейских хозяев, и столкновение на рынке породило межэтнический конфликт. Даже такие борцы с расизмом и, вообще говоря, друзья евреев, как Букер Вашингтон и Уильям Дюбуа, в молодые годы сделали несколько едких замечаний по поводу еврейских «slumlords» (трущобохозяев) в Гарлеме и других местах.

Другим фактором был быстро подымавшийся афро-американский национализм, выразившийся в лозунгах: от «Черное — это красиво» до «Черная власть». Национализм нередко несет с собой этнические предрассудки, в особенности антисемитизм, и американские чернокожие не были здесь исключением.

Луис Фаррахан, лидер «Нации ислама», читает  публичную лекцию в Университете Арканзаса в Пайн-Блаффе. Апрель 2012 года

 

По меньшей мере до 2001 года ни одно событие в политической истории США не ухудшило отношений между афроамериканцами и евреями в такой степени, как начатая правительством Линдона Б. Джонсона в 1965 году программа позитивной дискриминации (affirmative action). Система квот на прием «цветных» в университеты и учреждения, обещание всевозможных льгот частным университетам и фирмам, берущим на учебу или работу афроамериканцев, не только посягали на права белых, но и противоречили американскому принципу меритократии: человек продвигается по социальной лестнице в соответствии с его способностями и заслугами, а не вследствие защитительных квот. В видении евреев такие квоты угрожали тому равенству с христианами, которого евреи с трудом достигли в 1950–1960-х годах, тем более что афроамериканцы претендовали именно на те профессиональные позиции (врачей, учителей и т. п.), которых евреи добились в эти годы. Самое серьезное столкновение по поводу позитивной дискриминации произошло в Нью-Йорке в 1968 году. Тогда власти бруклинского района Оушн-Хилл-Браунсвилл уволили 13 белых учителей с тем, чтобы принять на работу черных; все уволенные оказались евреями, причем некоторые из них в прошлом участвовали в борьбе против расовой сегрегации. Профсоюз учителей, состоявший преимущественно из евреев и усмотревший в увольнении акт антисемитизма, объявил забастовку.

Афроамериканцам же оппозиция евреев (и не только евреев) в отношении позитивной дискриминации казалась проявлением расизма. Евреи не хотят видеть негров учителями и врачами, считали афроамериканцы. Сегодня многие афроамериканские лидеры публично объясняют рост черного антисемитизма (скрывать его более невозможно) тем, что-де с конца 1960-х годов «евреи перешли в консервативный лагерь». В большинстве случаев это заявление означает: евреи встали в оппозицию к позитивной дискриминации.

Были и другие серьезные факторы, ухудшившие отношения между двумя общинами. Улучшение социального статуса евреев США началось еще до того, как с евреев де-факто были сняты всевозможные ограничения; в 1960-х годах евреи уже были экономически и социально преуспевающей общиной. Напротив, уравнение черных американцев с белыми не привело к резкому улучшению их социального статуса. В 1960-х годах как черные, так и белые антирасисты верили, что все дело в расовой сегрегации и дискриминации: как только с негров снимут ограничения, как только их сделают полноправными гражданами США, они станут во всем равны белым. Этого не произошло. Уровень безработицы в афроамериканской среде был и остается выше, чем среди белых; уровень образования — несмотря на все защитительные квоты — ниже. Итак, афроамериканцы не повторили пути, пройденного американцами-евреями, и это надо было как-то объяснить. В афроамериканской среде такие объяснения нашлись: самое частое из них — виновата «система», которая удобна белым, в том числе евреям, но неудобна черным; есть и другое: виноваты евреи, которые умышленно тормозят социальный прогресс чернокожих. Именно зависть к социально преуспевшим евреям была одним из главных мотивов печально знаменитого погрома в Краун-Хайтс (Бруклин, Нью-Йорк) в 1991 году; тогда черных погромщиков больше всего возмутил не сам факт, что еврей-водитель задавил насмерть черного ребенка, а то, что полиция не взяла виновного под стражу: все знали, что черный водитель на его месте немедленно бы попал в тюрьму.

На фоне роста негритянского национализма и в попытках объяснить социальное отставание черных американцев от белых в афроамериканской среде начало расти чувство солидарности с народами колониальных и бывших колониальных стран, а после 1967 года (т. е. после Шестидневной войны) — с палестинцами. В 1984 году на массовом митинге кандидат в президенты США от Демократической партии Джесс Джексон пел «Мы преодолеем» вместе с Ясиром Арафатом. Многие черные лидеры обвинили Израиль в расизме по отношению к палестинцам. Их нисколько не смущало, что с точки зрения антропологии палестинские арабы — такие же европеоиды (т. е. белые), как и американцы-янки, а, напротив, часть евреев Израиля — отнюдь не европеоидна (например, эфиопские евреи). Израильтяне были всей массой занесены в число «белых расистов». Антисионизм черных националистов, как и многие другие разновидности антисионизма, вскоре обратился против евреев вообще и превратился в антисемитизм.

Пьер-Жак Бенуа. Йоден-Саванне, вершина холма. 1839 год

 

Более всего отношения между евреями и афроамериканцами осложнил рост популярности антиинтеграцио-нистской националистической афроамериканской организации «Нация ислама». «The Nation of Islam» была основана в 1931 году в Детройте полулегендарным проповедником Уоллесом Фардом. Фард учил, что христианство — это религия белого человека, религия рабовладельцев, а религией негров должен быть ислам. Организация быстро распространилась по США, и к середине 1970-х годов в ней состояло 150 тыс. человек. В 1975 году умер бессменный вождь НИ Илайджа Мухаммад. В 1977 НИ возглавил Луис Фаррахан, развивавший идеи Илайджи: белые — дьяволы, черные расово выше их и наделены богоизбранностью. Он проповедовал полное отделение афроамериканцев от белых, дисциплину, труд, трезвость, укрепление семьи, строгую одежду как для мужчин, так и для женщин. Хотя религиозная доктрина «Нации ислама» далека от ортодоксального ислама, как организация, солидаризующаяся с другими мусульманами, НИ с начала 1960-х годов заняла антисионистские позиции. С 1972 года НИ начала распространять «Протоколы сионских мудрецов» и другие антисемитские издания и включилась в кампанию отрицания и тривиализации Холокоста. Многие современные черные лидеры США (не только лидеры «Нации ислама») утверждают, что порабощение и длительное убийство негров как историческая трагедия превосходит Холокост, в котором погибло «всего» шесть миллионов евреев. Во время устроенного НИ в 1995 году Марша миллиона («Million Men March») его участники потребовали у американского правительства репараций за «холокост порабощения африканцев».

В среде афроамериканских националистов имеют хождение всевозможные легенды о евреях. Например, в 1988 году помощник мэра Чикаго Стив Кокли заявил, что евреи-доктора заражают черных младенцев СПИДом. Последнее «открытие», сделанное афроамериканскими националистами, состоит в том, что это евреи изобрели работорговлю чернокожими, они были как главными работорговцами, так и главными рабовладельцами в обеих Америках. Строго говоря, идея эта не нова. Она прозвучала, например, на митинге в Гарлеме в 1942 году. Тот год был первым годом участия США во второй мировой войне (а по убеждению едва ли не половины всех американцев, США вступили в войну, чтобы спасти европейских евреев) и началом волны расовых волнений. Оратор, выступавший на митинге в Гарлеме, говорил: «Евреи все коммунисты, а коммунизм хочет эксплуатировать негров так же, как и белый человек. Я и пальцем не пошевелю, чтобы спасти еврея... Они привезли нас сюда, и они обращались с нами как с рабами». В последующие десятилетия эта идея развивалась и детализировалась.

В 1991 году «историко-исследовательский отдел» «Нации ислама» опубликовал анонимное сочинение под заголовком «Тайные взаимоотношения между черными и евреями» («The Secret Relationship between Blacks and Jews»). Большинство ученых отказались признать «Тайные взаимоотношения» вкладом в науку и охарактеризовали опус как псевдоисторию. Однако средства массовой информации разрекламировали книгу; она получила распространение в кампусах. Основные тезисы «Тайных взаимоотношений» таковы: на протяжении веков евреи доминировали в торговле рабами в обеих Америках; они захватили больше черных африканцев, чем любая другая религиозная группа в истории Нового Света; они доминировали в трансокеанской тороговле; они вошли в класс плантаторов; и наконец, именно евреи убивали борцов за свободу, служили тюремщиками, милицией, отлавливавшей беглых рабов, а также помогли подавить восстание Ната Тернера в 1831 году.

Книга «Тайные взаимоотношения между черными и евреями» имеет вид академического издания, в ней 334 страницы, много ссылок. Несмотря на это, она не является научным трудом, а принадлежит к модному ныне жанру «исторического ревизионизма», что выражается, в частности, в ее источниковедческой базе. Основной источник книги — работы еврейских историков: Сало У. Барона, Арнольда Визницера и других, — а не документы, на которых должен бы основываться исторический труд, тем более труд, претендующий на революционность.

Работорговля в Америке и, в частности, перевоз рабов через Атлантический океан («Middle Passage») отнюдь не обойдены вниманием историков. За последние 150 лет, с тех пор как в США, Бразилии и других странах Америки было отменено рабство негров, накопились сотни монографий и статей на эту тему, подсчитано число невольников и невольничьих кораблей, прослежен путь рабов в Новом Свете. На удивление, тексты по истории работорговли не пестрят еврейскими именами. Большинство авторов, в том числе черные историки Ганнибал Томас и Уильям Дюбуа, не упоминают евреев-работорговцев и рабовладельцев вообще; часть авторов, такие, как Оливер Ренсфорд, Герберт Клейн и классик историографии работорговли Йоханнес Постма, упоминают одно-два еврейских имени, но вовсе не показывают, что евреи играли ведущие роли. Откуда же этот переворот в науке, совершенный книгой «Тайные взаимоотношения между черными и евреями»?

Прежде всего, «Тайные взаимоотношения» утверждают, что работорговля была традиционным занятием евреев с древности, в Средние века евреи были главными работорговцами и неудивительно, что традиция работорговли была подхвачена ими в Новое время. На самом деле, как известно, использование рабского труда — отличительная черта хозяйственной жизни разных стран в древности и в Средние века; евреи в этом отношении были не хуже (и не лучше), чем греки, римляне, арабы и другие. Ни Новый Завет, ни Коран не осуждают институт рабства как таковой. В Средние века еврейская работорговля сосуществовала с работорговлей арабской, норманнской и т. п.

Систематический вывоз рабов из тропической Африки начали средневековые арабы. По некоторым оценкам, с 650 года арабские купцы-работорговцы вывезли оттуда почти вдвое больше черных рабов, чем европейские торговцы вывезли в Европу и Америку с 1450 по 1890 год. Первыми учениками арабов-работорговцев Марокко и Алжира стали португальцы — еще в середине XV века; торговля рабами-африканцами на Западе началась около 1450 года. Португальцы тогда вывозили рабов на острова Атлантического океана (Сан-Томе, Мадейра и т. д.), где подымалось производство нового продукта — сахара. Эта работороговля еще была незначительна по объему. В начале XVI века третий губернатор Индий Николас де Овандо получил от короля Фердинанда лицензию на ввоз африканских рабов в бассейн Карибского моря. Вскоре, когда колониями завладели уже не только пиренейские королевства, едва ли не все западноевропейские нации занимались позорной торговлей. Там, где в купеческом классе имелось много евреев, а также крещеных евреев — маранов, как в Англии и Нидерландах, появились и еврейские работорговцы.

Аарон (Дуарте) Лопес – богатый североамериканский еврейский коммерсант португальского происхождения, один из немногих евреев, принимавших участие во ввозе черных рабов через Ньюпорт, Род-Айленд. 1760-е годы

Книга упоминает немало вполне реальных еврейских имен и реальных эпизодов из истории рабства в Америках. Однако все это дополнено совершенно неоправданными выводами о гегемонии евреев в работороговле и рабовладении и совершенно фантастическими цифрами. Никто не отрицает того факта, что наряду с португальцами и голландцами, англичанами и французами, католиками и гугенотами, пресвитерианами и квакерами имелись и работорговцы-евреи. Они, однако, не были ни изобретателями работорговли в Новое время, ни главными поставщиками черных рабов и рабовладельцами.

По всей Европе инициаторами торговли черными рабами через Атлантический океан были королевские и княжеские дворы. А были ли евреи где-либо ее пионерами, то есть первыми поставщиками черных рабов? Да, были: в Бранденбурге (в 1682 году основана Бранденбургская африканская компания) и в Курляндии, некоторое время владевшей островом Тобаго в Карибском море. Для осуществления этой торговли оба княжества обратились к сефардским купцам Гамбурга и Амстердама. Вместе Бранденбург и Рига поставили в Америку 0,7% всех привезенных туда рабов.

В Испании первыми крупными поставщиками рабов в Карибский бассейн были испанцы — «старые христане». До 1595 года в испанской работорговле подвизался всего один конверсо — Мигель Нуньес; но по сравнению со своими коллегами — «старыми христианами» он был просто любителем. В XVIII веке основную массу рабов в Америку ввозили англичане и французы, участие евреев было незначительным.

Евреи «отметились» в работорговле в XVII веке, когда на мировую арену вышли Нидерланды. Голландия стала ведущей страной работорговли, среди купцов оказались и евреи. Между прочим: голландские законы запрещали евреям-колонистам плавать в Африку за рабами; они могли их только продавать в самих колониях. Рабов возили в основном амстердамские купцы.

Пик голландско-еврейской работорговли пришелся на период с 1630 года по конец XVII века. Потеря Голландской Бразилии в 1654 году мало что изменила в этом: евреи, бежавшие из Ресифе, переселились на Кюрасао и другие острова Нидерландской Вест-Индии, в Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк), а также в Суринам. Беженцы из Ресифе распространили плантационное хозяйство (сахар и табак) на острова Нидерландской Вест-Индии, где оно раньше не было развито. Это, кажется, единственный вклад евреев в развитие рабства в обеих Америках. Самую большую еврейскую колонию, процветание которой было основано на рабском труде, мы видим в Суринаме. Здесь евреи основали даже городок Йоден-Саванне, с синагогой и кладбищем. Евреи-плантаторы в Суринаме были вплоть до отмены рабства в 1863 году. Однако и там они не составляли большинство работорговцев и плантаторов.

В английскую Северную Америку первые евреи прибыли тогда, когда рабство в ней существовало уже более 20 лет. Одним из крупнейших пунктов ввоза рабов из Африки был Ньюпорт, колония Род-Айленд; здесь мы находим в 1750–1770-х годах двух богатых сефардских судовладельцев и купцов: Аарона Лопеса и его тестя Джейкоба Риверу (именно им книга «Тайные взаимоотношения» уделяет наибольшее внимание).

Аарон Лопес, родившийся в Португалии как «новый христианин» и попавший в Род-Айленд в 1752 году, был одним из самых богатых евреев Северной Америки предреволюционного периода. Для Аарона Лопеса, однако, рабы были далеко не главным товаром. Из двухсот плаваний, которые он совершил в Африку и Вест-Индию, лишь в 14-ти он вез рабов; всего же он доставил 1165 рабов, то есть 1% всех черных рабов, прошедших через Ньюпорт. Начиная с 1754 года, года прибытия первого невольничьего судна, принадлежавшего купцу-еврею, евреи-работорговцы ввезли в Северную Америку менее 2% попавших туда рабов.

Второй миф, усердно внедряемый книгой «Тайные взаимоотношения между черными и евреями»: будто бы евреи были главными работорговцами и рабовладельцами-плантаторами на старом Юге США. Этот тезис также неверен. Евреи Юга США не выделялись ни как работорговцы, ни как плантаторы. Даже в Ричмонде (Вирджиния) с его старой и богатой еврейской общиной было три работорговых еврейских семейства; всего же в Ричмонде промышляло работорговлей 70 семей.

В 1830 году, пишут «Тайные взаимоотношения», каждый четвертый еврей Юга имел рабов. Да, это так. Однако выясняется, что подавляющее большинство из них владело всего несколькими — одним, двумя, редко пятью рабами. Большинство евреев Юга, владевших рабами, не были плантаторами. Рабы для них обычно были домашними слугами или помощниками в торговле. А 90% негров работали на плантациях. В том же 1830 году среди 59 тыс. рабовладельцев Юга, имевших 20 и более рабов, было 23 еврея; из 11 тыс. южан, владевших 50 рабами или более, евреями были лишь четверо. При этом 1,5% всех держателей рабов в США составляли освободившиеся афроамериканцы. Можно ли делать на этом основании какие-то выводы?

Авторы книги «Тайные взаимоотношения» утверждают также, что все евреи поддерживали рабство и были на стороне Конфедерации [южных штатов] во время Гражданской войны 1861–1865 годов. В подтверждение они приводят пример Джуды Бенджамина, члена правительства Конфедерации и ярого сторонника сохранения рабства негров. Кстати, Джуда Бенджамин — далеко не единственный высокопоставленный еврей в руководстве конфедератов. Однако гораздо больше евреев не словами, а делом выразили свой протест против рабства. Три немецких еврея, участника революции 1848–1849 годов в Германии: Август Бонди, Теодор Вайнер и Джейкоб (Якоб) Бенджамин, — едва прибыв в США, отправились в Канзас воевать за то, чтобы этот новый штат не вошел в число рабовладельческих. Во время Гражданской войны 6 тыс. евреев вступили в армию северян и 1500 — в армию конфедератов.

 

Многие и сейчас наивно полагают, что афроамериканцы не могут быть расистами. Иллюзия, что «цветным народам» неведом расизм и что расисты — только белые европейцы, держалась в общественном сознании долго; она постепенно уходит. Небелым народам Азии, Африки и обеих Америк этнические предрассудки знакомы не менее, чем белым колонизаторам. То, что афроамериканцы сами были жертвами расизма белых янки, не делает их иммунными к другим видам расизма, в частности к антисемитизму.

Скандально известный историк-афроцентрист Леонард Джеффриз выступил в 1990-х годах с целой теорией, направленной против белых вообще и против евреев в частности. Черные — народ солнца, заявляет Джеффриз, а белые — народ льда, озлобленные из-за своей сексуальной неполноценности (sexually frustrated); при этом семиты — наиболее чистокровные и древние из этих «неандертальцев-европеоидов». Халид Абдул Мухаммад, правая рука Луиса Фаррахана в «Нации ислама», в ноябре 1993 года произнес зажигательную речь перед черными студентами Кин-колледжа в Юнионе (Нью-Джерси), в которой обрушился с нападками на белых вообще и на евреев и католиков в особенности. Евреев он обвинил, в частности, в том, что они «сосут кровь из черной общины» и насилуют черных женщин.

Казалось бы, история не знает более злобного и агрессивного расиста, чем Гитлер, который, как известно, проявил себя не только как ненавистник евреев и славян, но и как ненавистник чернокожих. Между тем в конце 1930-х — начале 1940-х годов в среде афроамериканцев имелись поклонники Гитлера; есть они и сейчас. Так, один из первых «черных мусульман», агитатор-радикал Суфи Абдул Хамид, в конце 1930-х годов называл себя черным Гитлером. В 1969 году, выступая на левой нью-йоркской радиостанции WBAI-FM, афроамериканец — студент Нью-Йоркского университета — посетовал на то, что «Гитлер сделал слишком мало абажуров из евреев». В уже упомянутой речи перед студентами Кин-колледжа Халид Абдул Мухаммад сказал: «Сегодня, знаете ли, все говорят, что Гитлер уничтожил шесть миллионов евреев, и это так. Но почему никто не спросит, что они сделали Гитлеру? Что они сделали его людям? Они пришли туда, в Германию, так же, как они приходили повсюду, они вытеснили, они захватили, они все поменяли, и немец в своей собственной стране почти всегда должен был идти и просить денег у еврея. Они подорвали всю ткань общества. И вот пришел этот дьявольский ублюдок Гитлер... Он был велик в своей злобности. Да, был. Он использовал свое величие для зла. Но и они были велики в своей злобности, брат».

Другой распространенный миф касательно афроамериканского антисемитизма состоит в том, что это лишь форма протеста против несправедливо устроенного общества. Еще в 1967 году знаменитый афроамериканский писатель Джеймс Болдуин опубликовал на страницах «Нью-Йорк таймс» статью «Негры не любят евреев, потому что они не любят белых», где пытался этот тезис доказать: евреи, по его мнению, такие же «эксплуататоры» негров, как и прочие белые, и напрасно набиваются в друзья к черным. Но, несмотря на весь талант Болдуина, это не так. Черные антисемиты выделяют евреев из общей массы «ненавистных белых» — хотя бы уже тем, что создали о евреях свою собственную мифологию ненависти, использующую антисемитские стереотипы, позаимствованные у белых расистов и неонацистов.

Да, антисемитизм в черной среде проповедуют экстремисты, вроде Халида Абдула Мухаммада. Однако их выступления в кампусах и за их пределами пользуются популярностью, редкий черный интеллектуал позволяет себе выступить с критикой афроамериканского антисемитизма. Даже те черные интеллектуалы, которые известны своим либерализмом, осуждением расовых предрассудков и изоляционизма, нападают на евреев за «неискренность» их участия в движении за гражданские права в 1950–1960-х годах и оценивает роль евреев в нем отрицательно. Вот Джулиус Лестер: «Евреи самодовольно гордятся своей репутацией либералов, они лезут вон из кожи, чтобы доказать, что они всегда были на переднем крае борьбы за расовое равенство. <...> Когда они постоянно напоминают нам о своей роли, мы понимаем, что они соболезнуют нам и хотят от нас благодарности, а не реализации принципов справедливости и человечности. <...> Евреи считают себя либералами. Черные считают их патерналистами.

Черные разрушили ту систему отношений с еврейской общиной, которая была раньше, те отношения, в которых мы были жертвами патернализма и который есть не что иное, как благожелательный расизм».

Говоря об эгоистических мотивах евреев в движении за гражданские права, Лестер и ему подобные авторы имеют в виду голоса черных избирателей, поданные за кандидатов-евреев, и особенно желание, чтобы афро-американцы поддержали Израиль.

Разновидностью мифа об эгоистических мотивах евреев являются обвинение евреев в патернализме и идея о том, что евреи увели движение негров за гражданские права в ложном направлении. Евреи, пишет Лестер, оказали помощь черным на своих условиях: афроамериканцы должны согласиться на роль младших партнеров; они также соглашаются на тот путь, те темпы и те цели борьбы, которые предлагают белые (а именно евреи). Это евреи навязали неграм такую форму борьбы, которая устраивает белых.

О каких путях борьбы и ее целях говорят эти авторы? Во времена Мартина Лютера Кинга негритянское движение пошло мирным, ненасильственным путем, его целью была интеграция в широкое общество Америки. Сегодня черные националисты такой выбор тактики и целей приписывают евреям. Значит, они хотели чего-то другого? Насилия? Полной изоляции от «белой» Америки? Судя по выступлениям «Нации ислама» — да.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.