[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2013 ТЕВЕТ 5773 – 1(249)

 

«Грани старой коллекции»

Москва, Музей-заповедник Царицыно, до 10.3

Исаак Бродский. Солдаты у костра на фронте. Без даты.
Из собрания Сергея Григорьянца

Название выставки «Грани старой коллекции. Из собрания Сергея Григорьянца. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство XII — начала XX века» не вполне точное. Это собрание семьи Григорьянц: первым коллекционером в ней был прадед нынешнего владельца, Сергея Ивановича Григорьянца, литературоведа и правозащитника, основателя фонда «Гласность».

На выставке в музее Царицыно показано 450 произведений, от древних армянских рукописей и итальянских примитивистов, включая две работы Фра Беато Анжелико, до русского искусства XIX века (в том числе портрет Антона Рубинштейна работы неизвестного художника, выполненный, вероятно, после смерти композитора по фотографии) и наследовавшего ему модерна.

Особенно хороши авторы начала ХХ века: Врубель, Кандинский, Веревкина, Кузнецов... Среди показанного — пейзаж Бориса Анисфельда «Дом над рекой» и его же «Натюрморт с букетом у окна» (1918, на обороте — еще один натюрморт). Есть и ранний, «доленинской» поры, Исаак Бродский — он представлен картиной «Солдаты у костра на фронте».

Среди портретов выделяются бюст Владимира Соловьева работы Ильи Гинцбурга (псевдоним Элиаша Гинзбурга), портрет княгини Мери Чоладзе кисти Валентина Серова, а также единственный пробный оттиск цинкографии Казимира Малевича «Василий Качалов в постановке пьесы Л. Андреева “Анатэма”» (1908). Он был сделан для альбома, выпущенного к десятилетию Московского художественного театра.

Театральную тему продолжает эскиз декорации Льва Бакста к трагедии Эмиля Верхарна «Елена Спартанская». Показывают также бакстовский альбом рисунков и акварелей и отдельную его акварель «Французская кукла».

 

«Воспоминание — образ — слово. Арнольд Дагани и Шарлотта Саломон»

Франкфурт, Еврейский музей, до 3.2

Шарлотта Саломон. Я устала от этой жизни. Я устала
от этого времени. Конец 1930-х – начало 1940-х годов

 

Арнольд Дагани (1909–1985) и Шарлотта Саломон (1917—1943) не были знакомы друг с другом. Разным у них был и лагерный опыт. Румынского еврея Дагани в 1941 году отправили в лагерь в украинской Михайловке, затем в гетто в Бершадь. Он выжил, после войны жил в Израиле, Швейцарии и Англии. Немецкую еврейку Саломон казнили в Освенциме на пятом месяце беременности. Единственное, что их сближает, — это попытка выразить свой жизненный опыт в рисунках.

В 1940 году Саломон отправили во французский концлагерь Гюрс. Во Францию она приехала из Германии, где годы учебы в художественной школе сопровождались антисемитскими выпадами соклассников и профессоров. От них не спасало даже боевое прошлое отца, подпадавшего под защиту закона о «привилегиях фронтовиков». На конкурсе Саломон не присудили первую премию из-за ее происхождения. Она уехала к родным на Лазурный Берег, но рисовать не перестала.

Сохранилось более 1300 ее гуашей, запечатлевших быт евреев в нацистской Германии, Хрустальную ночь, Гюрс... Их выставляют последние полвека, издают, сопровождая текстами. Но текстов много и на самих рисунках. Саломон пронумеровала более 800 из них, создав непереплетенную книгу-комикс, названную «Жизнь? Или театр?» и предвосхитившую более поздний арт-язык. Не случайно самое неожиданное в истории наследия Шарлотты Саломон — стремление современного искусства включить ее опыт в собственные поиски. На последней выставке «Документа» в немецком Касселе работы Саломон показывали вместе с творчеством наших современников.

Дагани тоже создавал книги и объекты, включавшие в себя рисунки. Писал он и картины, связанные с лагерным опытом. Часть дневников с зарисовками были созданы в лагере, многие же книги возникли позже. Таким образом между опытом и его фиксацией возникала дистанция. Впрочем, это не привело к гомогенизации прошлого, его фрагментарность оставалась главной характеристикой изображения.

 

«Юрий Рост. Живые классики»

Москва, галерея «Дом Нащокина», до 17.2

Юрий Рост. Портрет
Юрия Норштейна. 2008 год

 

Название выставки отдает лукавством: Юрий Рост и сам классик. Развивавшийся его стараниями жанр — фотография с текстом к ней — выбивался из эстетики советской журналистики. Человеческая интонация оставалась главным его достоинством, тексты, в которых автор прикасался к вечности, ценились выше всего остального.

Героями выставки стали друзья Роста. Их шестеро: Андрей Битов, Георгий Данелия, Отар Иоселиани, Илья Кабаков, Наталья Нестерова и Юрий Норштейн. Каждого он снимал на протяжении полувека, о каждом рассказывают полсотни снимков. И еще тексты. Даже если они писались в разные годы, они тайным образом связаны между собой.

«Норштейн был Башмачкиным в той же степени, что и деревом из “Ежика”, но как человек, испытывающий давление и стремление унизить со стороны более сильных, чувствовал с Акакием все же более близкое родство, чем с деревом, хотя бы потому, что в мультипликации ты должен все пережить сам. Сам (без помощи актеров, как в художественных фильмах) все сыграть. И произвести это в одиночестве, представляя потом зрителю героев, в которых ты органично зашифрован».

А вот о Кабакове в 2004-м: «Лет двадцать назад Кабаков сидел в мастерской на чердаке дома страхового общества “Россия”, работал с утра до ночи, жарил на воде микояновские котлеты по семь копеек и изредка выходил на выставки — посмотреть работы коллег и сказать: “Прекрасно, прекрасно!” — не для того, чтобы оценить, а, наоборот, чтобы не оценивать, не обсуждать и не спорить. Он жил внутри себя жизнью необыкновенно талантливого Акакия Акакиевича, находившего счастье не только в написании слов, но в их создании. Словно бы для себя самого».

В программу выставки включены творческие вечера с ее героями.

 

«Евреи в Алжире»

Париж, Музей искусства и истории иудаизма, до 27.1

Синагога у рынка Рандон, Алжир. 1909 год. Иллюстрированная почтовая открытка

Более 250 экспонатов из французских и зарубежных музеев собрала выставка «Евреи в Алжире». Она рассказывает о жизни еврейских общин в этих краях — там, где после падения Иерусалима в 63 году н. э. оказалось множество евреев. В Карфагене во II веке они уже составляли самую многочисленную еврейскую колонию Северной Африки. А в конце VII века королева берберских евреев Кахина возглавила сопротивление халифам из династии Омейядов, победила их и потом еще пять лет правила страной.

Позднейшая история сопровождалась не только культурным расцветом, но и погромами, особенно кровавыми в 1146, 1492 и 1805 годах. Те, что случились после изгнания евреев из Испании, были едва ли не самыми страшными. Но вскоре, когда испанцы вошли в порт Орана, они позволили бежавшим сюда евреям остаться здесь жить. «Испано-еврейский» язык сохранялся в Оране вплоть до ХХ века, об этой культуре напоминает на выставке пиют на Рош а-Шана и Йом Кипур. Рукопись из Северной Испании датируется XV веком, она принадлежала раввину Симону бен Цемах Дурану.

При Петене гонения коснулись и алжирских евреев. Девятнадцать тысяч пятьсот учеников были исключены из школ, лишь треть из них смогли продолжить образование в специально открытых школах. И хотя Алжир освободили уже в ноябре 1942 года, проблемы у местных евреев остались, даже у тех, кто был готов с оружием в руках бороться с нацизмом. Они продолжились и в 1948 году, после образования Государства Израиль: из 850 тыс. евреев, проживавших в арабских странах, большинство вынуждены были покинуть родные места. Многие из 150 тыс. алжирских евреев, идеологически противостоявшие ашкеназам и «израилитам», отправились во Францию, где заметно оживили жизнь тамошних синагог.

В работе над выставкой были использованы материалы частных архивов, переданных в последние годы парижскому Музею искусства и истории иудаизма — в том числе потомками семей из Алжира. Проблеме сохранения памяти посвящена и большая инсталляция Софии Элбаз «Внутренние географии». Cотканные из фотографий, видео и музыки, «Внутренние географии» посвящены Константину, городу алжирских предков художницы. Семья покинула родину в 1950-х, но дедушка отказался уезжать во Францию. Он умер в 1962 году, несколько месяцев спустя после обретения Алжиром независимости.

Алексей Мокроусов

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.