[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2012 КИСЛЕВ 5773 – 12(248)
Джазовый «плавильный котел»
Владимир Мак
С 28 ноября по 3 декабря в Израиле проходит «Джазглобус — 2012» — 9-й Иерусалимский джазовый фестиваль.
Перкуссионист Гилад Добрецкий
Основатель Израиля не интересовался музыкой. Думаю, слово «джаз» Давид Бен-Гурион слышал, но рэгтайм от блюза не отличал. Однако идея плавильного котла, в котором традиции евреев, рассеянных по миру, сольются и переплавятся в традицию израильскую, стала коренной для всей израильской жизни. Так возникли израильские науки и искусства, в том числе музыка, а внутри нее — израильский джаз. В 1960-х здесь, как и в СССР, господствовала песенная культура, а на концерте Армстронга в Тель-Авиве был пустой зал. «Голос Америки» в Израиле не глушили, но пластинок джазовых тоже не было. После Шестидневной войны в 1967-м в Израиль началась репатриация из Союза, усилился приток из Америки, и вскоре появились результаты: не только израильские музыканты становятся звездами в Америке, но и в Израиле исполнительское искусство заявляет о себе. В 1970-х появляется «Platina» — первая израильская джазовая команда мирового класса, в которой некогда лучший питерский саксофонист Кунсман играл с коренным израильтянином, барабанщиком Ареле Каминским.
С годами Израиль становится джазовой страной: месяца не проходит, чтобы здесь не выступал кто-то из звезд. Некоторые наши джазмены, получившие первоклассное образование сначала дома, потом — в Нью-Йорке и Бостоне, вошли в разряд лучших, и уже не только Баренбойм с Цукерманом, но и Анат Коэн и Гилад Добрецкий представляют страну в музыкальной элите. И на фестивалях уже не делят музыкантов на своих и гостей.
Фестиваль «Джаз-Глобус» (www.jazzglobus.com) возник в 2004 году по инициативе Славы Ганелина, выдающегося пианиста, композитора, в прошлом знаковой фигуры советского джаза и лидера легендарного вильнюсского трио (см.: Владимир Мак. Джаз номер семь. Лехаим. 2010. № 12). Название — не только джазовая модель мечты Бен-Гуриона (на этом «глобусе» играют выходцы из бывшего Союза, США, Бразилии, Австралии). Его оправдывает и многообразие жанров: фестиваль приемлет любые направления, кроме строгой классики и коммерческой музыки, захватившей сцены многих престижных фестивалей. В уютном зале «Гармония», где проходит «Джаз-Глобус», создана настоящая джазовая обстановка.
На фестивале выступает дюжина ансамблей плюс юношеский «Свинг-бэнд» Иерусалимской консерватории «Садна». Вместе с израильтянами на сцену выходят джазмены из Швеции, России, Финляндии, Швейцарии и Германии. А открыла фестиваль знаменитая американская певица Анита Кинг вместе с квартетом Роберта Анчиполовского (израильтянин, ученик легендарного нью-йоркского альтсаксофониста Фила Вудса и частый гость российских джазовых площадок). Часть программы уже отыграна. Лучший, по мнению американских музыкальных критиков, перкуссионист мира Гилад Добрецкий выступил в трио с певицей Юлией Фельдман и учеником Романа Кунсмана саксофонистом Альбертом Бегером. Программа посвящена памяти Кунсмана — он ушел из жизни 10 лет назад. В квартете «Modus» трое швейцарцев сыграли вместе с израильтянином Омри Хасоном. В команде «Nybakat!» пианистка и барабанщик из Иерусалима объединились с двумя шведами. Пианист Михаил Агрэ в ансамбль пригласил бывшего земляка, тромбониста из Екатеринбурга Виталия Владимирова. Леонид Сендерский, собрав в секстет звезд отечественного джаза, пригласил виртуозного финского пианиста Кари Иконена. Сендерского еще можно будет услышать и в квартете, играющем этно-джаз, — в традиционном финальном «Альянсе», когда музыканты выйдут на сцену для свободной импровизации вместе с Ганелиным. Помимо Сендерского, компанию руководителю фестиваля на этот раз составят флейтист Двир Кац и один из ведущих европейских исполнителей свободного джаза — немецкий барабанщик Гюнтер Зоммер.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.