[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2012 КИСЛЕВ 5773 – 12(248)
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Открылся музей. Если бы кто захотел об этом не узнать, ему бы надо было отъехать в ноябре на необитаемый остров недельки на три.
Почему открытие еще одного еврейского музея вызвало такой невероятный резонанс от Анкары до Вашингтона?
Тут, конечно, многое сошлось. И Путин, раз двадцать говоривший об этом музее и пригласивший на его открытие Шимона Переса. И Перес, приехавший, открывший, выступивший, поблагодаривший Россию за «специально для евреев устроенную черту оседлости, где они смогли развивать свою национальную самобытность...».
Но все-таки, надеюсь, главное сам музей. Невиданное в этих краях диво, чудо-юдо, Иудейское Чудо.
В нем, как в Зазеркалье. Каждый видит что-то свое. Одному кажется, что в музее слишком много внимания уделено религии, другой уверен, что религии слишком мало. Тот полагает, что история евреев России приукрашена, этот убежден, что она бессовестно драматизирована. Следует оговориться, что один-другой, тот-этот — это буквально несколько человек, тысячи же выходят из музея просто оглушенными. И возвращаются, чтобы понять, что это было.
Так в чем же дело? Я думаю, в массиве информации. И называть-то московское чудо-юдо музеем можно только приблизительно. Это, скорее, гигантский учебник истории, страницы которого говорят и показывают. Артефакты служат иллюстрациями. И учебник этот может открыть только сам посетитель. Это он решает, какую книгу из «библиографии» полистать, о каком герое узнать побольше. Только видеоряда, созданного специально для этого учебника, — на пятнадцать часов просмотра.
Но, в отличие от привычных учебников истории, этот не дает готовых ответов. Эта история — не такая, какой бы мы хотели ее видеть, и не такая, какой бы мы видеть не хотели. Она такая, какой была. И поэтому в каждом разделе «религии» здесь столько, сколько ее было в изучаемую эпоху в изучаемом месте. В местечке начала XIX века синагога была центром жизни — и в павильоне «Штетл» она именно центр жизни. В Одессе же начала следующего, ХХ века центр переместился в кафе-шантан — так и в нашем учебнике. Эта смена декораций хороша или плоха? Решать посетителю. А это непросто — он ведь зачастую приходит уже с готовыми ответами.
На самом деле не существует ни одной книги, любого жанра, более увлекательной, чем наша история. Чтобы ее рассказать, не хватит, конечно, ни пятнадцати часов, ни пятнадцати лет. Но учить ей можно и нужно. И делать это надо так, чтобы история не казалась «преданием давно минувших дней», чтобы человек чувствовал: это его история, он ее участник и вершитель. Новый музей с этой задачей справляется лучше всех предыдущих.
Борух Горин
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.