[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2012 КИСЛЕВ 5773 – 12(248)
Последняя капля
Неизвестный эпизод из жизни Иосифа Трумпельдора
Публикация, подготовка текста и предисловие Виктора Кельнера
Сибирский военный корпус на Русско-японской войне. Декабрь 1904 года. Собрание Российской государственной библиотеки
Иосиф Трумпельдор — один из наиболее известных сионистских деятелей, выходцев из России, — несмотря на всю его легендарность, до сих пор не имеет полноценного жизнеописания на русском языке[1]. Работа А. Шульмана, воспоминания Д. Белоцерковского и Р. Рубинштейна далеко не исчерпывают эту тему. Личность Трумпельдора неоднозначна, и жизнь его богата самыми различными событиями, происходившими в разных концах мира: от Дальнего Востока до Эрец-Исраэль. Но все же большую часть своей жизни он прожил в России. Поэтому нам интересен любой штрих его биографии, связанный с этой страной. Ведь именно здесь он стал сионистом, выработал собственную политическую линию. На наш взгляд, именно от русских народников он унаследовал идеи, положенные в основание созданной им организации «Ге-Халуц». Эта «русская» часть его биографии не изобилует источниками. Мы по-прежнему мало знаем о годах, проведенных в Петербурге, о его учебе в университете и политической работе в среде петербургского еврейства в период с 1907 по 1912 год. В мемуарах Давида Белоцерковского говорится о том, что «Трумпельдор поехал в Палестину после сдачи всех государственных экзаменов в университете. Два раза пришлось ему подвергнуться испытанию: осенью 1911 года он держал государственные экзамены экстерном, потому что до этого был исключен из университета “за политику”…»[2]. Автор никак не комментирует этот эпизод из жизни своего героя. Действительно, Иосиф Трумпельдор в составе целой группы студентов был выслан из Петербурга в Финляндию. Проблема состояла в том, что еще в 1806 году, когда эта страна входила в состав Швеции, евреям запретили в нее въезжать. В 1809 году Финляндия превратилась в Великое княжество Финляндское в составе Российской империи, но в ней продолжали действовать старые шведские законы. В 1862 году Сенат, подтвердив запрет евреям на въезд на подвластную ему территорию, разрешил им только временное проживание. Таким образом, высланные из Петербурга евреи, в том числе и Иосиф Трумпельдор, не имели права на нахождение в Финляндии. Произошел определенный юридический казус: Трумпельдор, герой Русско-японской войны, георгиевский кавалер и человек, имеющий офицерское звание, мог жить в Петербурге, но подлежал выселению с территории автономной Финляндии. Более того, его и еще одного еврея грозили отправить в Россию по этапу — как уголовных преступников. Об этом инциденте Трумпельдор сообщил в письме от 21 марта 1911 года, направленном в редакцию газеты «Речь». Письмо он назвал: «Маленькая история и большой вопрос». Помимо прочего, это письмо демонстрирует и то, в какой степени Трумпельдор уже овладел юридической риторикой и насколько он освоился в русско-еврейской юридической повседневности.
Можно предположить, что история, описанная в этом письме, стала одним из последних мотивов, побудивших его вскоре покинуть Россию.
Это письмо сохранилось в фонде газеты «Речь» в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ)[3].
Иосиф Трумпельдор в японском плену. На стене надпись: «Сыны Сиона среди пленных в Японии». 1905 год
Их выслали в Выборг 13 человек «за участие в студенческих беспорядках». А когда выслали и когда они уже успели до некоторой степени устроиться на новом месте, нанять на месяц стол, квартиру, местная власть спохватилась:
Нет ли между ними евреев? Оказалось, что есть, целых два. Полицмейстер, пожилой откормленный финн, заявил им: «По старым финским законам евреям здесь жить не разрешается».
Конечно, сообщили куда следует, и оттуда следует распоряжение: выслать из пределов Финляндии.
А так как зимой путей из Финляндии в Россию, кроме петербургского — нет, высылаемым же въезд в Петербург воспрещен, то решено было выслать этапным порядком.
Один из высылаемых провел русско-японскую кампанию в Порт-Артуре; немало и его крови пролилось на твердынях, за боевые заслуги он был произведен в прапорщики и получил некоторые другие награды.
Хотелось бы облегчить Вашу долю, сказал ему выборгский губернатор, да не могу, не от меня зависит: придется идти этапом.
Путь не дальний и не трудный. До Порт-Артура было дальше; в Порт-Артуре труднее. Чести меньше? Но это как посмотреть. Чести меньше, может, не тому, кто идет, а тому, кто отправляет.
Положим, дело обошлось без этапа. Высылаемые дали телеграмму петербургскому градоначальнику с просьбой разрешить проезд за свой счет, и разрешение было получено. Все-таки, немного обидно. Во-первых, губернатор имеет право разрешить на время до шести месяцев и обыкновенно разрешает. В данном случае не разрешил, потому что было получено приказание свыше: старые финские законы или новые русские власти? Конечно, решающую роль сыграли новые русские власти, но есть вина и за старыми финскими законами. Есть вина! Когда я указал на это одному финну, занимающему в Финляндии видный пост, он отвечал: «Да, да, по старым финским законам евреи, даже родившиеся здесь, не пользуются никакими правами, но практика ввела новые законы, и под этими законами евреям живется в Финляндии хорошо; они занимаются торговлей, ремеслами, бедняков среди них нет. А почему Сейм не отменит ограничительные законы? Сейму некогда. Сейм теперь занимается внешней политикой, борется за свое существование…» Так ли? Ужели таки времени не могут выбрать для решения вопроса, который таким черным пятном лежит на белом одеянии свободолюбивого народа?
И. Тер. Выборг. Kaarlon katu 2.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1]. Кажется, все, что было о нем написано на русском языке, вошло в сборник: Иосиф Трумпельдор. Ге-Халуц. Новый путь: Биография. Воспоминания. Статьи / Сост. и подготовка текстов И. Легкодух и Д. Лосев. Коммент. И. Легкодух. Феодосия–М., 2012.
[2]. Белоцерковский Д. Воспоминания о Трумпельдоре. Цит. по: Иосиф Трумпельдор. Ге-Халуц. Новый путь: Биография. Воспоминания. Статьи. С. 160.
[3]. РГАЛИ. Ф. 1666 (Речь). № 2234.