[Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2012 КИСЛЕВ 5773 – 12(248)
ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ
Составитель Ишайя Гиссер
Дни между Рош а-Шана и Йом Кипуром 5717
<…> Мне было очень приятно читать подчеркнутое в Вашем письме, об ответственности, возложенной на благочестивую молодежь в деле защиты и спасения еврейских детей, находящихся, упаси Б-г, в опасности духовного уничтожения. Дай Вам Б-г продолжать чувствовать эту ответственность и выражать ее в мыслях, речи и действии, в буквальном смысле слова!
Я уже говорил об обязанностях религиозной молодежи вообще и в нашей Святой стране (да будет она отстроена вскорости!) в особенности. Ведь она уподоблена царскому дворцу: «…Страна, на которую постоянно устремлены глаза Г-спода, нашего Б-га, от начала года и до его окончания»[1]. И чтобы побудить всех действовать еще более энергично, я вновь подчеркиваю: великое счастье, что Провидение помогло Вам быть в числе тех, чей удел — Тора Всевышнего. А самое драгоценное качество, которое Всевышний внедрил в натуру «сынов юности»[2], — то, что они обладают колоссальными запасами энергии. И то и другое накладывает на Вас особую ответственность. Вы должны быть в числе первых — как действуя лично, так и побуждая к этому других, оказывая духовную благотворительность обделенным знаниями и бедным делами в доброжелательном и щедром даянии.
И в дни месяца тишрей, когда долг каждого еврея — обновить и улучшить свои дела, Вы обязаны запастись максимальными силами:
1) как для работы над самим собой: в побуждении себя к раскаянию, в принятии на себя ига власти Всевышнего и Торы, в богобоязненности и исполнении заповедей с радостью;
2) так и для работы с другими: приближать тех, кто нуждается в приближении, и усиливать тех, кто нуждается в усилении — в служении Всевышнему раскаянием, изучением Торы и исполнением заповедей. А особенно важно непрестанно, максимально широко, без устали вести работу, убеждая в том, что каждый еврейский ребенок, каждый подросток нуждается в воспитании согласно указаниям Торы, в истинно еврейском духе, безо всяких компромиссов.
«И сказал им — Израилю — Святой, благословен Он: Если вы улучшили дела свои, Я встаю с трона суда и сажусь на трон милосердия и обращаю для вас суд в милосердие»[3]. <…>
15 сивана 5710
<…> Огромное спасибо за хорошие новости о создании ешивы в Шеппартоне, а также за посланную учебную программу. Передайте искреннюю признательность всем тем, кто душой, телом или деньгами помог исполнить миссию, порученную им моим наставником и тестем, ребе Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном, благословенной памяти, в соответствии с принципом: «Посланец подобен пославшему»[4]. Дай Б-г, чтобы их не могли остановить никакие преграды и трудности и чтобы, с Б-жьей помощью, они продвигались дальше и преуспели.
Что касается упомянутого в Вашем письме предложения расширить, количественно и качественно, деятельность ешивы — это, несомненно, весьма желательно. А есть ли у Вас уже планы, как претворить эти идеи в жизнь? Впрочем, даже если у Вас не будет возможности сделать все, что Вы хотите, это не повод для того, чтобы хоть немного пасть духом. Напротив, неудачи должны побуждать Вас предпринимать все новые попытки найти возможность приблизиться к тому, что кажется Вам идеалом <…>
Что касается предложенной Вами учебной программы — желательно, чтобы она включала изучение повседневных законов, изложенных в «Кицур Шульхан арухе» и других подобных книгах. <…>
16 адара II 5722
<…> Если во все эпохи и во всех странах жизненно важной необходимостью было наполнять содержанием повседневную жизнь — согласно Торе и традиции, то в нашем поколении это еще более важно.
Мы видим, что множество идей и лозунгов, от крайне левых до крайне правых, принесли разочарование. В особенности для молодежи, никогда не видевшей жизни, освященной вечными ценностями вечного народа, и ощущающей пустоту. А это приводит к нежелательным явлениям — когда жизнь течет по руслу «нормальной» жизни, так называемой «серой», не дающей возможности выявления сил души: способности совершать героические поступки и идти на самопожертвование.
<…> Вам, безусловно, известно, что указания учения хасидизма не сводятся к проповеди нравственности. Алтер Ребе, основоположник учения хасидизма, подчеркивает, что у каждого еврея есть душа, которая называется Б-жественной душой. Она — «частица Б-га свыше»[5], как добавляет и подчеркивает Алтер Ребе, «в буквальном смысле слова». Это означает, что у каждого еврея есть бесконечные силы; если только их желают использовать, как должно, в образе жизни, достойной этого названия, то естественный ход вещей не только не препятствует, но, наоборот, может возвысить природное выше самой природы. <…>
Исход субботы раздела «Бешалах», наступление первого дня раздела «Итро», 5732[6]
<…> Моя цель — напомнить главное, магистральное направление — главное из тысяч деяний Ребе, годовщину кончины которого мы только что отметили. Это то, что занимало его в течение всех дней его жизни, вплоть до самопожертвования, в буквальном смысле этого слова: дело воспитания сынов и дочерей Израиля в чистоте и святости, где бы они ни находились.
На этой ниве он работал без устали и заповедал всем, кто слушается его указаний, а также обращался с сердечной просьбой ко всем, до кого дойдет его зов: заниматься с должной энергией всем, связанным с подлинным еврейским воспитанием. В частности, воспитанием собственных сыновей и дочерей и таким же, основанным на Торе и заповедях, воспитанием самих себя.
И его прекрасные слова не расходились с делом! Как всем известно, он старался основывать учебно-воспитательные заведения, как для юношей, так и для девушек, соответствующие указаниям Торы, везде, где только было возможно.
И я исполняю его поручение: еще раз побудить каждого, изучавшего нашу Тору, тех, кто шел по пути, указанному нашими учителями, и всех, кому дорого наше наследие, Тора и заповеди, действовать в указанном направлении. Действуйте с должной энергией, преданностью душой и телом, а также помогая денежными средствами! Укрепляйте уже существующие воспитательные учреждения, соответствующие указаниям Торы, и основывайте новые везде, где только возможно. <…> И прежде всего — воспитывайте собственных детей в воспитательных учреждениях, соответствующих указаниям Торы.
Мудрецы наши сказали[7]: «Расторопные — опережают в заповедях». Это особенно необходимо во всех делах, связанных с воспитанием. Тем более в нашу эпоху, когда столь многие замышляют зло и подстерегают молодое поколение: как бы украсть его у нашего народа, лишить будущего, формируя неокрепшие личности в учебных заведениях совершенно противоположного свойства. Сказанного достаточно, чтобы понять.
Поэтому каждый выигранный час, каждый миг — неоценим. <…>
Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1]. Дварим, 11:12.
[2]. Выражение из Теилим, 127:4.
[3]. Ялькут Шимони, Ваикра, гл. 23, ремез 645; Бемидбар, гл. 28, ремез 782.
[4]. Кидушин, 42б.
[5]. Танья, 6а.
[6]. Письмо написано в ночь на 14 швата — через три дня после 10 швата, годовщины кончины предыдущего Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), — и посвящено его памяти.
[7]. Псахим, 58б.